14 мин.

Бушманов: «Многие футболисты «Спартака-2» могут дорасти до сборной»

Миновали две трети первенства среди команд зоны «Запад» второго дивизиона, и по итогам 20 туров «Спартак-2» уверенно лидирует. Ближайший преследователь, раменский «Сатурн», отстает от нашей команды на 6 турнирных баллов. Мы пригласили главного тренера «Спартака-2» Евгения Бушманова побеседовать об успехах и неудачах команды и узнать о планах на зимний перерыв.

— 20 из 30 туров позади — осталась треть дистанции. Подведите, пожалуйста, итоги минувшей части первенства.

— Доволен тем, что команда находится на первом месте, имея хороший отрыв в 6 очков от ближайшего преследователя. Хотя, возможно, он мог быть и больше: всегда хочется большего отрыва, больше побед. Но, наверное, если объективно посмотреть на всю ситуацию, на то, как мы готовились и как играли, то получится, что все закономерно. В то же время оставшиеся десять матчей очень важны, я бы даже сказал, что они фактически будут решающими. Поэтому говорить сейчас о том, что задача решена или почти решена, нельзя: нужно очень внимательно и серьезно готовиться к весенней части чемпионата.

— Были ли матчи, оставившие только положительное впечатление? И, наоборот, разочаровавшие?

— Хороших матчей было много. Например, игра первого круга против тверской «Волги». Можно вспомнить еще встречи с «Зенитом-2» и ФК «Строгино»: они были хорошими по качеству. Очень хороший матч получился во Владимире, когда мы выиграли 4:0; он был одним из лучших (если не лучшим) по качеству. Игра в Иванове тоже получилась очень яркой, несмотря на не совсем футбольную погоду. 

Были, к сожалению, и матчи, в которых мы потеряли, если можно так сказать, незапланированные очки. В первую очередь на ум приходит домашняя игра со «Знаменем Труда», закончившаяся вничью. Подобного, конечно, никто не ожидал. Но в основном все потери были так или иначе связаны с неоптимальным — по разным причинам — составом. В том числе из-за выступлений наших футболистов за другие спартаковские команды. 

Вообще взаимодействие между командами в рамках клуба — это, наверное, главный момент, который нужно совершенствовать. Хотя уже есть значительные улучшения, даже в сравнении с прошлым чемпионатом. Речь даже не о результатах «Спартака-2», а о том, что молодым футболистам очень важно иметь регулярную игровую практику. Я думаю, что этот момент очень важен для структуры клуба в целом.

— «Спартак-2» как-то изменился в сравнении с прошлым сезоном?

— Ребята стали опытнее. В прошлом году чуть ли не полсезона ушло на то, чтобы они привыкли ко второй лиге, к взрослому футболу, к его требованиям. В этом сезоне такой проблемы не было; изначально ставилась задача с первых туров набирать максимум очков, выходить в лидеры. Поэтому, наверное, важное изменение — это опыт. Ребята стали заметно более уверенными, и главное, они начали гораздо быстрее играть, что не могло не сказаться на результатах.

— Из оставшихся матчей сезона ждете ли какого-то особенно? Может быть, против одной из команд, которые не удалось обыграть?

— Реваншистских настроений нет. Весной будет десять матчей, каждый из которых важен сам по себе. И именно такой настрой у нас должен быть: каждый матч — своего рода финал, где нужна победа.

— Реваншистских настроений нет, а шапкозакидательских? Все-таки ребята довольно молоды, а команда идет на первом месте с относительно комфортным отрывом…

— Да, ребята молоды, но на протяжении минувших 20 туров я таких настроений не увидел: увидел, наоборот, очень хорошую мотивацию. Было видно, что ребята зажглись идеей выхода в первую лигу своей командой. Но, естественно, задача избежать появления таких настроений перед нами стоит. Думаю, неудачное выступление на турнире в Краснодаре может нам в этом помочь. (Улыбается.)

— В большинстве матчей «Спартак-2» играет первым номером. Возможно ли, что в случае выхода в ФНЛ, где соперники будут выше классом, наша команда будет играть по-другому?

— На самом деле игра первым номером — это сознательный подход. Это нормально и правильно именно для «Спартака»: это совершенно особый клуб, с традициями и историей, которые нужно чтить и стараться развивать. Когда я был маленьким и болел за «Спартак», да и когда выступал за клуб сам, «Спартак» всегда и везде старался играть первым номером. Получалось или нет, это зависело от многих факторов: иногда необходимо перестроиться и действовать от обороны. Но в целом «Спартак» должен стремиться играть первым номером. Это не означает, что команда не умеет сыграть от обороны или удержать выигрышный счет в последние 10–15 минут матча. Это не взаимоисключающие вещи. Но игра первым номером, активная, доминирующая — это то, о чем я постоянно говорю ребятам, то, чего от них требую.

Понятно, что сложно всегда играть первым номером, в позиционную атаку. Это, наверное, самое сложное, что есть в футболе. Гораздо проще встать у своих ворот и ловить соперника на контратаках. Но я просто вижу футбол по-другому. Именно при атакующей игре, когда команда доминирует, футболисты развиваются быстрее. Особенно это важно для молодых игроков. Кроме того, такой футбол интереснее для болельщиков.

— Существует мнение, что во второй лиге немало факторов, мешающих красивой игре. Например, поля. Это отражается на игре «Спартака-2»?

— Естественно. Гораздо проще играть в атакующий футбол на таком поле, как у нас в Академии, — идеально ровном. Но на выезде иногда газоны бывают, скажем так, не лучшего качества, тогда приходится перестраиваться, немного упрощать игру. Но не припомню, чтобы мне приходилось сознательно давать установку играть попроще по ходу текущего чемпионата. Хотя, вспоминая недавний матч в Твери, скажу, что поле там было не очень хорошим. Потом я не один раз пересматривал эту игру: мне самому было интересно, что на таком газоне ребята играли в футбол, в пас, пытались комбинировать. В итоге мы дожали эту команду, хотя сделать это оказалось весьма непросто: «Волга» была очень мотивирована на то, чтобы отобрать у нас очки.

— Есть во второй лиге и другая проблема — судейство. Вы даже упомянули об этом на пресс-конференции после матча против «Долгопрудного».

— Мы все прекрасно знаем, что такая проблема существует — в частности во второй лиге. Думаю, это очень важная тема, которую нужно поднимать, доносить до футбольного начальства. Руководство РФС, министр спорта говорят о том, что спорт нужно развивать, особенно в преддверии чемпионата мира в России. А значит, вдвойне необходимо обращать внимание на такие вещи. Я убежден, что в нашей команде есть футболисты, которые могут дорасти до сборной. Как наверняка есть такие и в других командах. Но когда такие нефутбольные вещи происходят, это своеобразная подножка молодым игрокам. 

— Как сейчас функционирует упомянутая вами ранее вертикаль спартаковских команд? Тренеры о чем-то просят друг друга? Советуются?

— Мы вместе работаем в Тарасовке, общаемся в ежедневном режиме. С первой командой даже чуть больше, чем с молодежной, потому что часть наших ребят постоянно тренируется с основой. Хотя с Владимиром Бесчастных мы тоже общаемся регулярно: за «молодежку» играют Гулиев и Пантелеев, провел несколько матчей Мастерной. Постоянно интересуемся друг у друга, кто из ребят прибавляет, на кого нужно обратить внимание, обмениваемся мнениями. 

Понятно, что переход из молодежного футбола во взрослый с помощью второй команды будет более плавным: между молодежным первенством и Премьер-Лигой — пропасть. Так футболистам немного легче привыкать к требованиям взрослого футбола; рост будет постепенным.

— Не только «Спартак-2» делегирует игроков в основной состав, идет и обратный процесс. Это подспорье для вашей команды?

— То, что в этом году за нас могут играть, например, вратари, — очень большой плюс. Песьяков сыграл на хорошем уровне, выручает, помогает нам не потерять очки. Да и работа с другими игроками, которые приходили, футболистами уровня Премьер-Лиги — Яковлевым, Брызгаловым, Макеевым — является для молодых ребят большим опытом. 

К тому же те, кто приходит из основного состава, стараются, понимают, что перед командой поставлена серьезная задача. Никто номер не отбывает.

— А ведь когда «Спартак-2» только создавался, даже некоторые молодые футболисты с сомнением смотрели на перспективу играть во второй лиге. Сейчас это изменилось?

— Вероятно, дело здесь было в стереотипах. Многие думают: это вторая лига, с кем и во что там играть? А когда попробовали, поняли, что здесь не все так просто, можно расти и развиваться и в этой лиге. На самом деле важно не где ты играешь, а как.

— Один опытнейший игрок есть и в составе «Спартака-2». Речь о Дмитрии Кудряшове. Какова его роль в команде? В прошлом году в составе возрастного игрока не было.

— Думаю, что такой игрок очень важен для команды. И то, что его нашли, — огромный плюс. В начале сезона он, можно сказать, вытащил несколько очень важных матчей, благодаря чему мы набрали очки. Сейчас играет реже, но его опыт в любом случае помогает: в раздевалке, в тренировочной работе. Ребята прислушиваются к нему, смотрят, что и как можно сделать на поле, учатся каким-то приемам, которые молодые футболисты могут узнать, только находясь во взрослой команде. Даже само появление такого игрока вдохнуло в молодых ребят уверенность; было видно, что они прекрасно знают, кто такой Кудряшов, как он играет, что он может.

— Есть какая-то специфика в работе молодой командой, участвующей во взрослом турнире?

— Не работал с возрастными командами. В «Химках», например, тоже было довольно много молодых игроков, хотя имелись и опытные. Молодые футболисты амбициозны, они хотят расти. Молодые команды — и я имею в виду не только «Спартак-2», но и, например, «Зенит-2» или «Строгино» — развиваются. Год назад это были одни команды, сейчас — совсем другие по уровню, по качеству игроков. Футболисты остались те же, но они растут, становятся сильнее.

— Видимо, вам как тренеру интереснее работать именно с молодежью?

— Да. Потому что потолка у этой команды не видно. Есть более перспективные футболисты, есть менее, но в целом все они еще могут расти и добавлять. И  интересно, где тот предел, до которого они смогут дорасти.

— А есть в «Спартаке-2» ребята, которые, по вашему мнению, уже сейчас могут попробовать свои силы в Премьер-Лиге?

— Не очень люблю выделять футболистов, тем более когда сезон еще не закончен. Опять же, учитывая их молодость, у меня нет уверенности, что они воспримут это правильно. 

Понятно, что тот же Давыдов уже пробуется в первой команде и практически перешел туда. Он талантлив и обязан играть на уровне первой команды «Спартака». Но это не значит, что обязательно будет: тут многое зависит от него. Одно дело — иметь талант, другое — его реализовать. 

Кроме того, группа наших футболистов постоянно работает с основным составом, и есть еще ряд игроков, которые при условии сохранения правильного отношения к футболу могут вырасти до уровня Премьер-Лиги и даже сборной.

— Впереди довольно большая пауза — в пять месяцев. Как планируете ее заполнить?

— Основная проблема — это ноябрь и март. В эти два месяца очень сложно поддерживать какую-то мотивацию для тренировок. Скоро начнется зимняя подготовка, затем начнут играть основная и молодежная команда, а нам нужно будет еще месяц готовиться. Наверное, надо в это время пытаться организовывать какие-то турниры.

— Определены ли уже планы команды на подготовку к весенней части сезона?

— Сейчас мы тренируемся в поддерживающем режиме, а в отпуск уйдем практически одновременно с первой и молодежной командами. 19-го января соберемся снова; футболисты пройдут медобследование, и 21 января отправимся в Турцию. Там пройдут все три сбора: первый — с 21 января по 3 февраля, второй — с 8 по 19 февраля, третий — с 28 февраля по 10 марта. Этой зимой нам нужно сделать качественный скачок в своем развитии. Уверен, что в прошлом году ребятам это сделать удалось, и весной команда заметно отличалась от того, что было летом или осенью. Мы будем находить спарринг-партнеров посильнее, чтобы ребята понимали, к чему стремиться, в каком направлении развиваться.

— Имеете в виду клубы ФНЛ?

— Да. По крайней мере такую задачу мы будем ставить перед организаторами сборов — найти в соперники клуб первой лиги.

— Наверняка кого-то из футболистов отдадите в основную команду, во всяком случае на первый сбор. Будете привлекать взамен кого-то из молодежного состава?

— Думаю, да. Предварительно первая команда уже планирует забрать группу игроков. Мы тоже будем просматривать и брать с собой кого-то из молодежной команды; уже есть наметки, понимание, кого можно посмотреть.

— Как вы готовитесь к матчам? Разбираете ли игру соперника? Во второй лиге далеко не каждый клуб организует трансляции.

— Соперников мы всех видим, информации более чем достаточно. Другое дело, что, к какой бы команде ни готовились, мы всегда нацеливаем ребят на то, чтобы они в первую очередь исходили из своей игры. Да, мы знаем, например, как играет «Зенит-2», его сильные и слабые стороны, рассказываем ребятам, чего от него ожидать. Но при этом говорим, что они должны играть в свой футбол.

— В любом случае подготовка, видимо, проходит успешно. И это видно не только по таблице: уже дважды, в августе и октябре, вас признавали лучшим тренером зоны «Запад». Радуют ли такие достижения или вы к ним равнодушны?

— Конечно, это приятно. Но важнее для меня все-таки игра команды, важнее видеть то, что футболисты понимают требования и идеи, которые мы стараемся до них донести, что они развиваются. 

— Вы участвуете в тренировочном процессе, подключаетесь к упражнениям?

Андрей Коновалов [помощник Бушманова. — Прим. ред.] участвует регулярно. А я стараюсь этого не делать: мне нужно видеть картину в общем. Когда участвуешь в упражнении, что-то упускаешь из виду. Думаю, это было бы не совсем правильно.

— А хочется поучаствовать?

— Иногда хочется, конечно. (Улыбается.)

— Вы сами не так давно были действующим футболистом. Делитесь с ребятами своим опытом, рассказываете какие-то истории?

— Иногда могу рассказать что-то, но только в какой-то связи. Помню по себе: тренер начинает рассказывать, как он играл в какие-то «мохнатые» годы, а ты сидишь и не понимаешь, к чему это вообще. Ребята, может, из уважения ничего мне не скажут, но это футболистам, наверное, не очень нужно.

— Даже послушать, например, про вашу игру в Лиге чемпионов?

— Из Лиги чемпионов случалось что-то показывать и рассказывать, но, опять же, с переносом на нынешний розыгрыш. Иногда это положительно влияет на команду.

— То есть, на теории вы показываете моменты из Лиги чемпионов?

— Смотрим что-то из лучших команд. В сезоне это происходит реже, но на сборах смотрели и «Манчестер Сити», и «Баварию», и «Барселону», и «Реал». Иногда делаем «нарезки», иногда смотрим матч целиком. Прикрепляем, например, игроков к футболистам, играющим на их позициях, и просим следить в течение игры, чтобы они понимали, как нужно играть в современном футболе. Молодые ребята сразу проникаются. Сначала, конечно, все это происходит с улыбкой: Козлов, например, Агуэро; Пуцко — Компани! (Улыбается.) Весело, но видно, что ребятам это интересно, потом они пытаются что-то взять из игры этих больших футболистов на вооружение.

— А вы в своей работе опираетесь на кого-то из тех тренеров, с кем работали, будучи игроком?

— Основное влияние оказали, конечно, Романцев и Тарханов — тренеры, с которыми я как футболист работал больше всего. Возвращаясь к тому, что мы играем с нацеленностью на атаку: у Романцева команда никогда не действовала вторым номером. Не важно, против «Реала», «Интера».

Кроме того, стараюсь смотреть за всеми тренерами, с кем работал, за известными наставниками, работающими в России. За Хиддинком мне было очень интересно наблюдать и в сборной, и в «Анжи». Это действительно выдающийся тренер; у него есть что почерпнуть.

— Вы стали одним из первых, кто вышел на поле нового спартаковского стадиона. Как впечатления?

— Было очень приятно сыграть на таком стадионе, а поле — просто фантастика. Для действующих футболистов качество поля — это вообще самое важное. Кроме того, когда трибуны так близко к полю, чувствуется энергетика.

— До этого матча вы давно выходили на поле в качестве игрока?

— Не скажу, что делаю это часто, и все же периодически такое случается. Но когда был последний раз на столь новом современном стадионе, даже не помню. Так что впечатления самые положительные.

— Хотелось бы, чтобы на «Открытие Арене» когда-нибудь сыграл «Спартак-2»?

— Хочу, чтобы как можно больше наших молодых футболистов своей игрой добились такой возможности.

— Практически на каждой пресс-конференции после выездных матчей вам задают вопрос, стоит ли перед командой задача выхода в ФНЛ. Вас этот вопрос еще не раздражает? Почему его вообще задают так часто? Неужели никто не верит, что можно решать эту задачу с командой из молодых футболистов?

— Думаю, именно поэтому. Есть такой стереотип в нашем футболе, что с одной только молодежью нельзя решать серьезные задачи. Наверное, определенные основания под этим стереотипом есть. Но мы будем пытаться его разрушить.

Источник