«Дивизия» и «Армия»
Представитель Клуба болельщиков «Дикая дивизия» Артур Добронравов рассказывает о своём участии в мероприятии ВОБ (Всероссийского объединения болельщиков).
– В прошлую субботу в 10 утра я вылетел из махачкалинского аэропорта, посадка во Внуково была мягкая. Там меня встретил аланский болельщик Паша, который живет в Москве. Что меня удивило в нем – так это то, что человек, родившийся на Дальнем Востоке, с трех лет живущий в Москве, не имеет никакого отношения к Осетии, но активно болеет за «Аланию». Причем он не какой-то там рядовой болельщик, а самый настоящий фанат, у которого 200 выездов(!) на счету, присутствовал на матче Россия –Германия. Паша настоящий ультрас, можно сказать. В прошлом году он также приезжал в Махачкалу на матч «Анжи» – «Алания».
Паша был знаком со всеми этими процедурами, присутствовал на всех мероприятиях ВОБа, поэтому он вводил меня в курс дела.
Потом мы дождались Мурата Мизова, это представитель нальчикского «Спартака». Правда, прилетел он тоже с большим опозданием, и мы вместе отправились в гостиницу «Лужники». Проживал я в одном номере с Муратом. Кстати, он привез мне в подарок клубный шарф. Чуть позже к нам присоединились лидер чеченского фан-клуба «Нохчо» Сайхан и Дима из Владикавказа.
Кстати, мы присутствовали там как представители региональных отделений ВОБа, поэтому было бы некорректным сказать, что это лидеры. Это были те люди, с которыми я познакомился с самого начала и вводили меня в курс дела.
19 февраля вечером Александр Шпрыгин собрал нас на ресепшн в гостинице, и мы поговорили в неформальной обстановке, скажем так, «без галстуков» об общей обстановке в ВОБ. Задавались такие вопросы, которые было бы некорректным задавать на самой конференции. Благодаря этому разговору я еще до собрания успел понять, что вообще происходит и вообще эти всем известные междоусобицы. Как раз на этом собрании А. Шпрыгин и сделал объявление о том, что представитель ЦСКА больше не состоит в ВОБе.
20 февраля с 7 до 10 у нас был завтрак, а в 12 часов по распорядку уже начиналось официальное мероприятие в конференц-зале там же в Лужниках. Нам раздали новый вариант Устава ВОБа и дали время для его изучения. Это был очень большой Устав, поэтому мы изучили только главные пункты. От представителей кавказских команд требовался один ответ, поэтому мы, посовещавшись по основным пунктам, решили для себя, как мы будем голосовать.
Из 64 делегатов присутствовало 56, значит, кворум для голосования имеется. Также присутствовали представители РФС, РФПЛ. На повестке дня в первую очередь обсуждалось выражение доверия действующему президенту Шпрыгину. По этому вопросу выступил и сам президент, и компетентные по этому вопросу люди, также говорилось о собрании, которое провели, скажем так, заговорщики. Катанаев и Коротин созвонились со всеми регионами и собрали их представителей в срочном порядке, хотя они должны были предупредить об этом еще за неделю вперед и провели свое неофициальное собрание. То есть, самым быстрым образом хотели сместить Шпрыгина с его поста.
Вот почему 20 февраля было проведено IV внеочередное собрание, потому что по всем известным причинам ВОБ приостановил свою работу. Хакерами был атакован сайт ВОБа, затем на чемпионат.ру Шпрыгин разместил свое видение на все происходящее в данной ситуации. После этого хакернули и сам сайт чемпионата.ру. Видимо, они хотели провести такую диверсию, но у них не получилось сделать этого. Катанаева и Коротина, естественно, на собрании не было, а от «Фратрии» был уже другой представитель.
– В чем причина разгоревшегося конфликта? Почему болельщики некоторых клубов пожелали выйти из ВОБа?
– Ну, наверное, это личная неприязнь, видимо, хотели найти какую-то материальную выгоду в этой должности. Мне трудно пока что-то ответить, потому что конкретных фактов они не предъявили. Единственное, что они утверждали, это то, что Шпрыгин не справляется со своей работой. Также из этого общества вышли болельщики калининградской «Балтики» и фанатская организация «Невский фронт» («Зенит»).
– Что вообще представляет собой ВОБ?
– ВОБ – это такой своеобразный профсоюз болельщиков, то есть через эту организацию болельщики могут бороться за свои права. Ведь ни для кого не секрет, что у всех болельщиков есть проблемы с правоохранительными органами, в том числе и у нас в Махачкале. Взять, к примеру, инцидент в Липецке, матч как раз с «Анжи», когда представители местного ОМОНа выгнали болельщиков со стадиона, били их, у кого-то даже были травмы. Именно через эту организацию смогли дать ход этому делу, через юристов, РФС, РФПЛ… После чего все руководство липецкого ОМОНа было снято со своих должностей. То есть организация работает, ну и, конечно же, это реализация билетов именно для настоящих фанатов, для ценителей футбола, для тех, кто живет футболом, чтобы им было легче добывать билеты на такие матчи, как Россия – Германия, чтобы не стоять в очередях и не иметь дело со спекулянтами.
– Каким образом болельщики «Анжи» вступили в ВОБ?
– Мы вышли на сайт ВОБа, где нашли контакты человека, который отвечает за региональные отделения. Связались с ним, и он объяснил, что нам нужно провести учредительное собрание, на котором должны учредить наше региональное отделение ВОБа, и должны сдать отчет о том, сколько человек присутствовало, кого избрали председателем, секретарем… Отправили всё это в офис, а вопрос о нашем вступлении должны были рассмотреть в Центр-Совете.
– На твой взгляд, как ситуация будет развиваться дальше: футбольное движение России, оно расколется на два лагеря?
– Лично мне кажется, что там никаких расколов не произойдет, потому что Александр Шпрыгин уверенный в себе человек, и в этом нет сомнений, никто не может поставить его перед фактом. Претензий к его предыдущей работе тоже не было. Этот конфликт потихонечку забудут и никаких расколов не будет.
– Скажи-ка, ты и представители других кавказских клубов, вы не чувствуете какой-то враждебности, антикавказского высокомерия со стороны болельщиков других клубов? А вообще вопросы межнациональных взаимоотношений в болельщицком движении там не обсуждались?
– В этот день там собрались болельщики со всех городов и областей России. Обычно на таких мероприятиях не принято афишировать свои какие-то направления, поэтому конкретно такого враждебного отношения ни с чьей стороны я не испытывал. Напротив, все сдружились, обменивались контактами, особенно представители команд премьер-лиги, потому что в этом сезоне нашим клубам предстоит играть вместе, будем приезжать друг к другу, и понимали, что делаем общее дело. Ведь и не было таких межнациональных инцидентов, из-за которых стоило бы поднимать этот вопрос.
– В чем заключаются функции регионального отделения в ВОБ?
– Нужно проведение фан-зоны. Фан-зона – это такое мероприятие, где региональное отделение (РО) должно устроить массовый показ матча со сборной России: поставить перед собой телевизор, грубо говоря, собрать болельщиков и показать свое боление, пусть это будет даже товарищеский матч. Это делается для того, чтобы понять, насколько популярен футбол в регионе. Такие мероприятия попросило провести РФС. Это нужно для того, чтобы можно было подать заявление на чемпионат мира, ну и реализация билетов. Проведение турниров по футболу среди детей, болельщиков. Также говорилось, правда, в туманной перспективе, – будут открываться офисы. Офис северокавказского отделения, к примеру, могут разместить в любом городе. Работы там непочатый край, ведь организация только-только развивается.
– Можно ли сказать, что все члены ДД автоматически состоят и в ВОБ?
– Как я уже говорил выше, я на этом собрании присутствовал как представитель регионального отделения ВОБ, в котором на данный момент состоят всего 5 человек. Чтобы вступить в наше отделение, нужно присутствовать на нашем собрании. Не путать, не на собрании «Дикой дивизии», а именно на собрании РО, где мы поставим вопрос о вступлении определенного человека. Если ты состоишь в «ДД», это не значит, что ты состоишь и в ВОБ. Но представители ВОБ непосредственно отвечают за общее мнение «Дикой дивизии».
Беседовала Хайбат МУСЛИМОВА (газета «Молодежь Дагестана")