Теория шести: как Луи ван Гал стал учителем для главных топ-тренеров мирового футбола
Джонатан Лью - о том, как философия Луи ван Гала повлияла на самых именитых футбольных специалистов минувшего десятилетия.
Вы, несомненно, знакомы с игрой «Шесть шагов до Кевина Бэйкона». Идея состоит в следующем: Бэйкон имел такое огромное влияние на последнее поколение американского кинематографа, что практически каждый голливудский актёр, ныне живущий или уже умерший, опосредованно связан с Бэйконом через цепочку знакомых, в которой не больше пяти человек.
Если бы вам нужно было сыграть в эту игру, только связанную с миром футбола, вы бы могли начать с многих имен. Вы могли бы предложить Йохана Кройфа или Ринуса Михелса, основателей голландской футбольной школы 70-ых годов. Или же отшельника Марсело Бьелса, ныне тренера «Марселя», отличительный подход которого приобрел множество последователей, таких как Пеп Гвардиола и Маурисио Почеттино. Но стоит бросить лишь один взгляд на современную панораму европейского футбола, чтобы закончить эти споры. Главным образом, эта панорама написана рукой Луи ван Гала.
Недавно ван Гал прошел первое противостояние со своим бывшим помощником Жозе Моуриньо в Англии, настал подходящий момент для того, чтобы рассмотреть всю его династию. Через Моуриньо, или Гвардиолу, или Франка де Бура - всех его учеников из «Барселоны» конца 1990-х годов, ван Гал оставил свой след во всём европейском футболе.
Нынешние тренеры мюнхенской «Баварии», «Барселоны», «Челси», «Аякса», «ПСВ», «Ливерпуля», петербургского «Зенита», «Саутгемптона» ну и молодежной сборной Испании являются прямыми или косвенными преемниками ван Гала. Кроме успеха с «Аяксом» в 1995 году, ван Галу можно частично приписать в заслугу шесть из одиннадцати последних побед в Лиге Чемпионов: три победы «Барселоны», две победы Моуриньо и одна победа мюнхенской «Баварии». Филипп Лам полагает, что влияние ван Гала до сих пор ощущается в клубе.
«Камп Ноу» под руководством Луи ван Гала стал одной из самых успешных тренерских школ в истории футбола. Годы спустя «Барселона» стала неким престижным брендом в тренерской области, одно это слово, написанное в резюме у футбольного тренера, открывает перед ним все двери. «В раздевалке у нас были сильные личности», - рассказал Оскар Гарсиа, тренировавший Брайтон и Уотфорд в интервью для «Evening Standard». -Мы старались помочь друг другу. Многие из нас стали тренерами».
Со стилистической и тактической точек зрения основная база была заложена Кройфом с 1988 по 1996 годы. Но именно ван Гал сыграл важнейшую роль в развитии двух выдающихся тренеров нашего поколения. В свои 26 лет Гвардиола быстро стал не только главным в зоне полузащиты, или лидером, но и стратегом. «Он действовал как тренер. Уже тогда», - говорит ван Гал. Путь Моуриньо значительно отличался. Когда руководство «Барселоны» уволило Бобби Робсона в 1997 году, ожидалось, что Моуриньо последует за ним. В клубе его снисходительно называли «El Traductor» — «Переводчик».
«Иногда мне кажется, что я был единственным человеком в клубе, кто верил в Жозе», - говорит ван Гал.
Голландец уговорил Моуриньо отказаться от должности помощника тренера в «Бенфике», и в течение двух лет они были неразлучны. Они жили в курортном городке Сиджес всего лишь в 15 метрах друг от друга, поэтому проводили вместе дни и ночи, разговаривая о футболе. Однако, в конце концов, амбиции Моуриньо переросли занимаемую им должность, и он покинул клуб, поссорившись с голландцем. Когда они встретились в финале Лиги Чемпионов в 2010 году, ван Гал обвинил Моуриньо, что тот играет в оборонительный футбол, обвинение, которое Моуриньо описал, как «бросить пыль в глаза».
Но у ван Гала всегда были сложные отношения со своими учениками. Он поссорился с Рональдом Куманом, когда тот вернулся в «Аякс» в качестве технического директора в 2004 году. Он пытался отстранить Христо Стоичкова от игр во время своего второго пребывания в «Барселоне». Стоичков позже описал его, как «полного дурака» с «большой головой и маленьким мозгом». Несмотря на всё это, влияние голландца нельзя приуменьшить. От Барселоны до Балтики, от Энфилда до Амстердама ученики ван Гала являются топ-тренерами. Они сильно отличаются друг от друга стилем игры. И если есть такая вещь, которая может объединить их, то это непреклонное соблюдение культа тренера.
Для них быть тренером означает не просто занимать должность, но быть тем, кто станет единственной преобразовательной силой в клубе. Даже преемники самого Моуриньо, такие как Стив Кларк, Брендан Роджерс, Андре Виллаш-Боаш постоянно прибегают к использованию одного из любимых слов ван Гала: «философия». Луи ван Гал не первый, кто выдвинул идею рассматривать футбольного тренера как идеолога. Но можно сказать, что он сделал для распространения этой идеи больше, чем кто-либо другой.
Вы можете посмотреть инфографику перейдя по гиперссылке.
Фото: Fotobank/Getty Images/Michael Regan; REUTERS/Albert Gea
Перевод: Олеся Голуб
Редактура: Никита Пчелкин (Nameeck)
Кстати по игре в "Шесть шагов..." я всего в трех от Путина и от Обамы. Но толку от этого - ноль.