16 мин.

Невоспетые герои прошлого «Манчестер Юнайтед»

Вместе с Эндрю Флинтом, автором These Football Times, мы отправляемся в прошлое столетие, попутно вспоминая о трёх выдающихся личностях, которые заложили основу нынешнего «Манчестер Юнайтед». Добро пожаловать на славные страницы истории английского футбола.

Мэтт Басби и Бобби Чарльтон. Два величайших человека в истории английского футбола и "Манчестер Юнайтед"

Крис Смоллинг и Люк Шоу – лишь два англичанина вышли в составе «Юнайтед» на недавний матч с «Челси». В сумме они обошлись клубу в 34 миллиона фунтов. Также с ними играл Рафаэль, бразилец, которого клуб выследил на молодёжном турнире в Гонконге в 15 лет. Место в старте получили также самый дорогой трансфер Британии – Анхель ди Мария, купленный за 65 миллионов фунтов, и самый дорогой вратарь – испанец Давид де Хеа. Своё место получил даже человек, который ещё толком не прижился в клубе – Маруан Феллаини. Но первый великий трансфер клуба состоялся более века назад, и не стоил ни пенни: в самом деле, если бы не три этих особенных джентльмена, не блистали бы мировые звёзды на «Театре Мечты» и бесконечные миллионы не падали бы на счета Глейзеров.

На рубеже 20-го века почти вся мощь была в руках у синей части Манчестера. В 1891 году «Ньютон Хит», ныне известный как «Манчестер Юнайтед», был приглашён в новообразованный Первый Дивизион, в то время как «Ардвик», он же «Сити», присоединился ко Второму дивизиону. Уже в 1903 году «горожане» добыли титул чемпионов и искали качественных игроков для расширения своей сферы влияния, в то время как «Юнайтед», который в будущем станет самым дорогим брендом в мировом футболе, тосковал в том самом Втором дивизионе.

Канал Рочдэйл, Ньютон Хит, 1902 год

Через год «Манчестер Сити», который собирался выиграть Кубок Англии, обвинили в незаконных платежах игрокам, также некоторых футболистов признали виновными в делах по договорным матчам. Главным героем этой драмы, безусловно, был валлийский мастер, вингер Белли Мередит, который выступал как за синюю, так и за красную часть Манчестера на протяжении четырёх десятилетий. Футбольная Ассоциация запретила нарушителям играть за «Манчестер Сити» до нового года, поэтому чемпионам пришлось продавать своих звёзд – так и появилось сопротивленческое движение игроков, ведь Мередит стал одним из основателей Ассоциации Профессиональных Футболистов, которая стала ответом на мизерные зарплаты и драконовские контрактные законы, которые сдерживали развитие игры.

Само по себе выключение из борьбы шумных соседей было очень коварным делом; менеджер «Юнайтед», Эрнест Мангнэлл был умным бизнесменом, и до того, как началась распродажа, он уже договорился о покупке как Мередита, так и легендарного нападающего Сэнди Тёрнбулла, который забил 101 гол в 247 матчах за «дьяволов». В списке покупок были и Герберт Бёрджесс с Джимми Баннистером. Мангнэлл с этой командой, усеянной звёздами, пробился в высший дивизион и уже в 1908 году привёл команду к первому в истории чемпионству, при этом задолжав местному пивовару. Или славному псу по кличке Майор, выбирайте ту легенду, которая вам нравится.

Эрнест Мангнэлл

Через три года клуб был на грани банкротства и еле как сводил концы с концами в новом, профессионализированном футболе. Клуб, который в 1878 году был крикетной и футбольной командой промышленной зоны «Ньютон Хит» и железной дороги Йоркшира, предназначался для того, чтобы рабочие не спускали свои мизерные зарплаты в барах, и вдруг развился до уровня участника Первого дивизиона.  Всего через два десятилетия деньги перевернули мир, и клуб, который отсоединился от железной компании, был на грани смерти. На помощь пришёл местный пивовар Джон Генри Дэвис, который сделал вливание размером в 3000 фунтов стерлингов, необходимое для покрытия всех долгов, выплатил все зарплаты и убедился, чтобы для каждого работника клуба была куплена рождественская индейка.

Легенда гласит о том, что когда капитан команды Генри Стэффорд организовал сбор денег в 1901 году, он послал своего сенбернара со сборочной корзиной по всем местным пабам, но Майор не вернулся. Стаффорд обнаружил в местной газете объявление о найденной собаке, и, к счастью, Дэвис искал подарок для своей дочери – они со Стэффордом встретились, и договорились об обмене Майора на спасительные инвестиции. Дэвис был богатым бизнесменом, который не принимал посредственность. Поскольку команда отделилась от железной дороги более десяти лет назад из-за споров о средствах, необходимых для построение новых трибун, он настоял на том, что клуб должен получить новое название. Луи Рокка, человек, который вписан в ДНК «Юнайтед», и который занимал почти каждый пост в клубе, начиная от главного скаута, и заканчивая врио главного тренера, как говорят, предложил назвать клуб «Манчестер Юнайтед».

Жёлто-зелёная форма, которая представляла железную дорогу, была заменена известным ныне красным цветом, при этом в течении двадцати последующих лет пробовались разные варианты – белый с красным шевроном, красные и белые кольца. Клубу был предоставлен трансферный банк размером в 3000 фунтов, и он позволил Мангнэллу купить гигантского центрального защитника из «Гримсби» Чарли Робертса, и сформировать крепкую защиту.  У команды ушло два года на то, чтобы с помощью оборонного стиля выйти в высший дивизион, где Мередит, Тёрнублл и другие с помощью особого стиля и невероятной мощи ворвались в борьбу за титул. Наверное, самым бессмертным наследием Дэвиса будет купленный им кусочек земли у графа Траффорда, на котором он построил «прекраснейшую площадку в Британской Империи».

«Олд Траффорд» был повсеместно признан самым впечатляющим стадионом в стране, но до начала войны команда сыграла на нём всего 3 сезона. Когда премьер-лига возобновила свою работу, люди с невероятным натиском ринулись на трибуны – они старались вырваться из той суровой реальности, которая их окружала; более 70 тысяч человек наблюдали за проигрышем «Астон Вилле» со счётом 3:1 в декабре 1920 года.

Большинство игроков продолжали играть в неофициальных матчах армейских команд, но Тёрнбулл был убит в 1917 году на сражении во Франции, и к моменту возобновления чемпионата, в 1919, суперзвезде довоенного периода Билли Мередиту было больше сорока, и он невероятно хотел вернуться к своим бывшим работодателям с другого конца города. Он играл два своих последних сезона за «Сити», до 1924 года. Эрнест Мангнэлл же покинул команду, и ушёл тренировать «Сити» ещё до начала войны, в 1912 году. Импульс, который подталкивал клуб, воскрешённый Дэвисом, начал постепенно сходить на нет.

К концу двадцатых клуб был в отчаянном положении – не было вектора развития, поддержка была очень скудной. Великая Депрессия очень сильно ударила по карманам граждан, ведь трибуны, рассчитанные на сотню тысяч человек (тогда не было заградительных барьеров, не говоря уже о стадионах без стоячих мест), становились всё более и более тихими. Джон Генри Дэвис умер в 1927 году, оставив своего смертельно больного пациента без системы жизнеобеспечения.

Джон Генри Дэвис

Первое из множества фанатских движений намеревалось внести изменение в управление клуба: три года спустя тысячи болельщиков, включая и легендарного капитана, обладателя Кубка Англии, Чарли Робертса, собрались в Hulme Town Hall для того, чтобы положить конец безразличию, которое было присуще руководству клуба.

Речь от председателя Ассоциации фанклубов и акционеров «Манчестер Юнайтед» Джорджа Гринхоу, в которой он предлагал бойкотировать следующий домашний матч против «Арсенала», произвела огромное впечатление на присутствующих. Они громогласно и единодушно поддержали это предложение. Робертс, один из со-основателей профсоюза футболистов наряду с Мередитом, утверждал, что подобная забастовка повлияет на игроков больше, чем на директоров.

Местный производитель одежды Джеймс Гибсон с отчаянием смотрел на то, как, по его мнению главный символ города, в котором он жил и работал, всё больше и больше загонял себя в состояние безысходности. Гибсон, сделавший своё состояние на снаряжении Британской Армии униформой и оснащением местного транспорта, не был ярым фанатом спорта, но яро любил Солфорд и Манчестер. Он знал, что не было никакого лучшего способа изобразить свой родной город в ярких красках, кроме как в очередной раз воскресить знаменитый клуб.

Спаситель «Юнайтед» Джеймс Гибсон и его жена осматривают, недавно введенный в строй локомотив под названием "Манчестер Юнайтед"

Каждые девять из десяти трудоспособных мужчин в Солфорде были на тот момент безработными, и толстый слой едкого смога распространился по улицам, словно инфекция. Солдатам, возвращавшимся с войны, обещали адекватное жильё, но многие остались в нищенских условиях, так как план города предполагал экономию пространства. В конце концов, Гибсон пришёл на помощь клубу в 1931, вложив в общей сложности 30000 фунтов стерлингов на том условии, что он будет назначен председателем клуба и получит решающий голос в заседаниях совета директоров. Этот практический подход был очень похож на тот, что использовал Джон Генри Дэвис, и был крайне важен для успешной перестройки клуба.

Разница двух джентльменов была в том, что Гибсон не наблюдал за всем со стороны; он твёрдо верил в то, что ради возвращения стабильности клубу местным парням надо впитывать философию клуба с помощью системы подготовки. Она включала в себя не только заброс молодых парней в основу, но их тренировку, обучение, кормление. Всё для того, чтобы они были лучшей молодёжью в стране. Он также построил трап к Южной трибуне «Олд Траффорда» на железной дороге, и договорился, чтобы поезда, идущие с «Манчестер Сентрал», останавливались там в матчевые дни – ради того, чтобы фанатам легче было добираться на стадион.

Первые годы руководства Гибсона отметились разочаровывающей неспособностью команды вернуться в Первый дивизион, так как новый главный тренер команды Скотт Дункан с трудом выстраивал стабильную игру. Из-за этой нестабильности и мыслях о будущем клуба, Гибсон и   клубный секретарь Уолтер Крикмер в 1937 году создали молодёжную систему подготовки команды (Manchester United Junior Athletic Club, сокращённо MUJAC), которая обучала молодёжь в условиях конкуренции. В то время изучение молодых игроков не включало в себя судебные тяжбы по поводу переманивания игроков, имеющих контракты, в свой клуб, чаще всего ребятам позволяли закончить школу, перед тем как присоединиться к академии клуба, поэтому в 16 лет самой сложной проверкой игрока мог стать лишь кубок по футболу между школами графств. Расщирять географию соперников было привычным для «МЮ» делом – после первого титула чемпионов в 1908 году, Эрнест Мангнэлл повёз свою команду по невероятно удачному турне в Австро-Венгерской Империи, они были непобедимы.

Выпускники той самой MUJAC

Через год после основания MUJAC Дункан покинул клуб, и Крикмер второй раз за десятилетия стал и.о тренера, ему помогал Луи Рокка. Временно исполняющий обязанности менеджера начал пускать в состав таких будущих легенд, как Джонни Кэри, Стэн Пирсон, Чарли Миттен и Джек «Пушкарь» Роули, жребий был брошен. Эти юные первоклассные футболисты наколотили невероятные 223 гола за MUJAC в первом своём сезоне в любительской лиге Чорлтона, яркая и развязная игра начала укореняться в клубе. Престиж красной футболки начал медленно восстанавливаться во время бурного межвоенного периода, и «Юнайтед» вновь ходил с высоко поднятой головой. События следующего сентября были невероятной угрозой для возрождающегося клуба, так как действия лиги было приостановлено на 7 лет, но семена были посеяны.

В то время как мировой конфликт подходил к концу, у «Юнайтед» до сих пор не было главного тренера, не была налажена система тренеров. «Олд Траффорд», как известно, был разрушен Люфтваффе в 1941 году, так как находился около индустриальной зоны Солфорда, и мог надеяться только на щедрость соседей, которые позволили им играть на своём стадионе за цену в 5000 фунтов стерлингов за год, пока правительство не выделит деньги на восстановление великого «Театра Мечты». Луи Рокка объявил имя нового тренера, который, как он верил, может привести их к успеху; им оказался бывший игрок с «Мейн Роуд» (бывший домашний стадион «Манчестер Сити») – Мэтт Басби.

До Второй мировой войны Басби также был капитаном северо-западных соперников «Юнайтед» - «Ливерпуля», но он навсегда запомнится как человек, который построил три успешные команды на «Олд Траффорд» по принципам Гибсона; наиболее трагична история «Малышей Басби», хотя сам менеджер ненавидел этот термин, а наиболее великолепна - история обладателей Кубка Чемпионов 1968 года, во главе с Лоу, Бестом и Чарльтоном. Статуя, посвящённая этой «Святой Троице», сегодня стоит за восточной трибуной «Олд Траффорда». Даже улица, ведущая к стадиону, названа в честь Сэра Мэтта. Но до этих трёх его знаменитых команд, был один состав «Юнайтед», выигравший трофей впервые за 37 лет, и шотландец признавался, что он ничего не достиг бы без вспыльчивого валлийца с ирландскими корнями.

Развалины "Олд Траффорд", после налета Люфтваффе

Весной 1945 года, в расцвете знойного дня, группа солдат стояла вокруг Джимми Мёрфи, и с невероятным восхищением слушала его речь. Особенно она зацепила сержанта-майора Басби. Он возглавлял армейскую футбольную команду, в которой также были Франк Свифт, будущий вратарь «Сити» и журналист, который должен был погибнуть в тот роковой день в Мюнхене вместе с «Малышами Басби», он путешествовал по Италии, развлекая войска, дислоцированные там. Мёрфи произносил группе офицеров такую вдохновляющую речь, что когда Басби занял свой новый пост в «МЮ», он уже хотел видеть Джимми в своём тренерском штабе. Барби очаровал Рокку и Гибсона своим спокойствием и авторитетом, но нужна была какая-то искра, чтобы зажечь игроков, и таким образом родилось уникальное в своём роде партнёрство. Мёрфи без колебаний принял предложение Басби стать ассистентом менеджера и тренером резервной команды.

Басби знаменит тем, что был одним из первых «тренеров в спортивных костюмах», и использовал практический подход к тренировкам, а Мёрфи работал на тренировках так усердно, будто бы это он входит в снову своей команды. Это было время, когда тренеры не давали игрокам на тренировках мяч, веря, что они будут невероятно голодны до игры во время матчей. Чтобы команда играла не просто так, а от чистого сердца, чтобы они были в отличной физической форме. Так и было – после невероятно сложных часовых пробежек в начале тренировочных сессий, матчи были как глоток свежего воздуха.

Строилась прочная трудовая этика, основанная на абсолютной честности и товариществе. Почти сразу же она привела к успеху – талантливая, но измученная войной команда, в которой были Миттен, Пирсон, Алленби Чилтон и Джонни Кэри, в первый послевоенный сезон заняла второе место. В следующий, 1948 год, они упрочили успех, выиграв Кубок Англии и порадовав выздоравливающего после тяжелой болезни Гибсона, который не смог приехать на «Уэмбли» и увидеть плоды, которые выросли из его труда.

Ассистент Басби, Джимми Мерфи (в центре) с игроками "Манчестер Юнайтед"

Споры о деньгах грозили срывом гармонии на поле – игрокам «Дерби», которых победили в полуфинале, обещали 100 фунтов за проход в финал, «Юнайтед» же предлагал только лишь 20 фунтов, которые давала ФА за победу в кубке, и первым ушедшим игроком стал вингер Джонни Моррис, которого продали за рекордную для мирового футбола сумму – 24,500 фунтов стерлингов. Чарли Миттена убедили покинуть клуб ради колумбийских галактикос, «Санта Фе», в 1950 году. Тем же летом ушёл из жизни Луи Рокка, человек, который работал в клубе 40 лет, и на его место Басби нанял Джо Армстронга, который возглавил его расширяющуюся сеть скаутов. Басби, которых больше не устраивала простая полировка местных бриллиантов, желал полного доминирования в Британии и имел шпионов на каждом клочке Британских островов. После того, как четыре сезона из пяти «Юнайтед» занимал второе место в лиге, уже стареющая команда наконец-то выиграла титул в 1952 году – через 41 год после невероятного триумфа Эрнеста Мангнэлла.

При всём этом, Мёрфи усердно работал над тем, чтобы развить будущих звёзд, и в том успешном сезоне были брошены в бой первые выпускники академии при поддержке ветеранов клуба, таких как Джек Роули, который в своём 15 году игры за клуб забил 30 мячей – этот показатель смогут перебить только Денис Вайоллет и Криштиану Роналду. Роджер Бирн, Джеки Блжнчфлауэр и Марк Джонс, которые дебютировали в разгаре сезона, трагически погибнут через 6 лет в Мюнхене.

Бирн (слева) обменивается вымпелами с капитаном "Црвены Звезды"

Позже, в возрасте 24 лет, Бирн стал капитаном «Юнайтед», а последние, впервые вступая на газон «Олд Траффорд», были ещё тинейджерами. Они красноречивее всяких слов показали, что готовы к жёсткому футболу Первого дивизиона, и больше всего на их становление повлиял один человек: Мёрфи. Басби создал жёсткий моральный кодекс уважения друг к другу, но именно Джимми, его правая рука, привил им прочность и устойчивость, как физическую, так и психологическую, и это было сутью клуба на протяжении многих десятилетий. В конце тренировок Мёрфи устраивал крупномасштабную игру «во дворе». На жёстком сланце позади северной трибуны он сносил, кидал, толкал и всячески выбивал игроков из колеи, чтобы развить их характер. Если обстановка накалялась, игроков наказывали сразу и прилюдно, и после всего этого его подопечные знали друг друга вдоль и поперёк, и готовы были вгрызться в землю ради воодушевляющего валлийца.

События, произошедшие на заснеженной взлётно-посадочной полосе аэропорта Мюнхена, видоизменили клуб, забрали у клуба самых ярких игроков, и чуть было не унесли жизнь самого Басби. После того, как он боролся за свою жизнь, и в итоге победил сражение с переломом ребер, проколотым легким, и сломанными костями, он вовремя приехал на «Олд Траффорд», чтобы увидеть, как быстро созданная и страдающая от психической травмы команда боролась за то, чтобы попасть в финал и сыграть с «Болтоном» Нэта Лофтхауса.

Джимми Мерфи (пятый слева) наставляет игроков "МЮ"

Кто собрал эти оставшиеся осколки? Его верный лейтенант, старый добрый Джимми. Мёрфи вернулся на «Олд Траффорд» в роли менеджера сборной Уэльса, услышав шокирующие новости – той команды, в которые он вложил свою душу, больше нет. Но он был единственным человеком, который мог возобновить работу клуба. Сейчас спорят о том, правильно ли было играть сразу через 13 дней после такой трагедии, но бесспорно одно – у Джимми Мёрфи был необычайно сильный характер для того, чтобы заместить своего босса и поддержать его высокие стандарты.

Может быть, Джон Генри Дэвис, Джеймс Гибсон и Джимми Мёрфи – это не первые имена, которые срываются сейчас с языков фанатов «Юнайтед», но без их неимоверного влияния на клуб, без сомнения, не было бы ничего, что мы видим сейчас. Конечно, они далеки от того, чтобы только им воздавалась хвала за строительство нынешнего «Юнайтед», но каждый из них внёс что-то своё, то, что навсегда осталось в клубе.

Дэвис построил храм, названный «Олд Траффорд», Гибсон создал молодёжную систему, которая рождала легенд в огромном количестве, а Мёрфи привил саму суть того, что из себя должна представлять красная часть Манчестера. Как писал Джим Уайт в своей книге об истории клуба, сам Басби заявил, что теми ценностями, которые определяли «Манчестер Юнайтед», были: «мастерство, талант и характер. Важнейшим из этого всего является характер». У этих трёх человек всего этого было в изобилии.

Эндрю Флинт, These Football Times

http://s7.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/08/15bec56f9aa27a1c62fa3d89667e7a89.jpg