Гунько: «Спартак» постепенно становится базовым клубом для сборной»
Советник генерального директора московского «Спартака» по развитию молодежного футбола Дмитрий Гунько в эксклюзивном интервью Eurofootball.ru проанализировал заявку сборной России на матчи с командами Австрии и Венгрии.
– Фабио Капелло обнародовал список футболистов, которые отправятся на отборочный матч ЕВРО-2016 с Австрией и товарищескую игру с Венгрией. Вас в этом списке что-то удивило?
– Нет, я думаю, все те люди, которые есть в этом списке, они и должны были там находится.
– Из «Спартака» в сборную вызвано сразу семь футболистов. Вам, как человеку, имеющему непосредственное отношение к клубу, это должно быть особенно приятно?
– Я рад тому обстоятельству, что Фабио Капелло сделал выбор в пользу такого количества футболистов московского «Спартака». Наверное, это оценка работы нашего клуба. Причём, это работа стратегическая, которая не ограничивается текущим положением дел: основы были заложены даже не вчера, а намного раньше. Когда все эти ребята были в команде, росли и прогрессировали. И сейчас Фабио сделал выбор в их пользу.
– Дмитрий Иванович, я, конечно, понимаю, что ни Вы, ни я, дону Фабио в голову залезть не можем. И мы можем только догадываться, чем он руководствовался. Но, по крайней мере, если смотреть на текущее положение дел, можно сделать вывод, что турнирная таблица для него не является главным критерием.
– Естественно, у любого тренера критерий один – это уровень футболистов. Как мне кажется, он оценивает их уровень, оценивает, могут ли они выполнять все его требования. И здесь он выбирает всех лучших. И ещё раз повторюсь, это оценка работы клуба на протяжении многих лет.
– Скорее всего, Вы не можете знать, консультировался ли Капелло с Муратом Якином, делая свой выбор. А когда Вы в конце прошлого сезона руководили командой в качестве главного тренера, к Вам из сборной кто-то обращался за консультацией по поводу состояния того или иного игрока? Контакт между тренером клуба и тренером сборной существует?
– У меня был достаточно короткий период времени для работы. Поэтому со мной никто не успел проконсультироваться. Но я не сомневаюсь, что есть те рабочие моменты, в которых участвуют как тренеры сборной, так и тренеры клубов. Потому что это часть их работы.
– Вызов такого количества спартаковцев говорит о том, что «Спартак» постепенно становится базовым клубом для сборной?
– Если все семь футболистов «Спартака» выйдут в стартовом составе, на любую из двух предстоящих игр, а это семьдесят процентов основы, действительно можно говорить о том, что «Спартак» – базовый клуб. Но есть клуб, а есть сборная, и игроки решают разные задачи, и тактические, и на футбольном поле.
– В «список Капелло» не попал Смольников, нет Анюкова, Ещенко, Козлова. То есть, тех футболистов, которые раньше играли на позиции правого защитника. Зато вызваны Сергей Паршивлюк и Евгений Макеев. Получается, что позиция правого защитника в сборной тоже постепенно становится «спартаковской».
– Я искренне надеюсь на то, что Паршивлюк и Макеев по праву сейчас оказались в числе тех ребят, которые вызваны. И верю в то, что они закрепятся в сборной.
– Давно наблюдая за игрой Евгения Макеева, обратил внимание на то, что, несмотря на то, что он «правоногий» футболист, ему слева несколько комфортнее играть, чем справа. У Вас не возникает такого ощущения по совместной работе с ним?
– Я думаю, что Женя будет играть там, где он будет нужен команде, и куда его поставит тренер. Изначально он играл на позиции правого полузащитника, потом на позиции правого защитника, далее левым защитником, играл и центрального защитника. То есть, те качества, которые у него есть, а это скорость, умение подстраховать партнёра, позволяют ему играть на любой из названных позиций. Поэтому на данный момент он и вызывается в национальную сборную.
– Универсализм при прочих равных, безусловно, говорит в его пользу. Но, по Вашему мнению, есть какое-то место на поле, применительно к «Спартаку», где ему удобнее играть?
– Я повторюсь, что любой футболист будет играть там, где его будет видеть каждый из тренеров. Мне, например, больше нравилось, когда он играл центрального защитника. Это лично мои предпочтения.
– Если переходить к линии полузащиты, насколько, по-Вашему, важны клубные связи и связки в сборной? Потому что связка Денис Глушаков – Роман Широков в сборной явно просматривается.
– Связка действительно просматривается, но она была наиграна только лишь в сборной. Потому что в одной команде они провели вместе, если я не ошибаюсь, всего две игры, и то неполных. Поэтому здесь, я бы не говорил пока о клубной связке. Когда они будут играть в «Спартаке» на протяжении года, естественно, это будет значимое взаимодействие. И тогда уже можно будет говорить о клубной связке.
– Капелло, выстраивая линию полузащиты, регулярно использует «зенитовскую» связку Шатов – Файзулин. Он редко когда задействует кого-то одного из них. В этом смысле, связка Глушаков – Широков может стать для них конкурирующей?
– Я думаю, что, да. Всё будет зависеть от того, как они будут взаимодействовать на поле. Понятно, что, если футболист много времени проводит со своим партнёром в тренировочном процессе, а тем более, в играх, взаимопонимание у них гораздо выше, чем, когда речь идёт об игроках из разных клубов, которые встречаются только в сборной. В этом есть рациональное зерно.
– Тот факт, что Роман Широков пропустил полгода, как может отразиться на его перспективе выхода в стартовом составе? И, вообще, его вызов в сборную – это риск со стороны Фабио Капелло?
– Сейчас пройдёт тур в чемпионате, за которым будет внимательно смотреть Капелло. И он будет определяющим при выборе состава. Также будет проведена тренировочная работа, которая будет предшествовать непосредственно игре. И на основании этих двух факторов Капелло примет решение, ставить ли Романа или не ставить. Естественно, полгода, которые он не играл, это минус. Но то мастерство, которым обладает Роман, может стать решающим фактором.
– Кстати, кому в последнее время не всегда удаётся выходить на поле в стартовом составе, так это Артёму Дзюбе. Это обстоятельство на его позициях в сборной как-то может отразиться?
– Как мне кажется, Фабио будет отталкиваться не от игровой практики Артёма, а от той модели игры, которую он выберет непосредственно против соперника.
– Как вы считаете, в сборной Дзюба эффективнее действует будучи единственным форвардом, выступая в роли своеобразного наконечника копья, или в паре с кем-то, как это уже было с Александром Кокориным?
– Я видел его и в «Ростове», и сейчас в «Спартаке», когда он играет единственным выдвинутым на острие форвардом. Также мы знаем, когда его использовали вторым нападающим немножко в оттяжке. Я думаю, что в данный момент, когда он выдвинут на острие, многие команды уделяют ему огромное внимание. Пристально его опекают, зная, как через него строится игра. Возможно, нейтрализация Артёма является основной задачей для этих команд.
– Меня очень удивило и в матче с Лихтенштейном, когда Дзюба появился во втором тайме на замену, и в игре со Швецией, насколько здорово он взаимодействовал с Кокориным. И это при том, что, если мне память не изменяет, они прежде вместе нигде не играли. Почему у Дзюбы образовался полноценный тандем именно с Кокориным, а, скажем, с Кержаковым у них не получается классно дополнять друг друга?
– Как мне кажется, Дзюба и Кокорин очень разноплановые нападающие. Они обладают отличным набором качеств, одним из которых является футбольный интеллект. Поэтому они нашли взаимопонимание между собой на уровне футбольного образования. Здесь усложнять не надо, потому что, если партнёр открывается – ему нужно отдать. Если он находится спиной, то он должен отыграться и вовремя подстроиться, чтобы увести соперника. Весь этот набор элементов мы увидели на поле, когда они вышли вместе.
– Не могу Вас не спросить о другом Артёме – Реброве. В «Спартаке» сейчас он «железный» номер один. Что должно случиться в сборной, чтобы Артём получил шанс?
– Скажу так, игры за клуб послужили его вызову в сборную. Это первый шаг, он его сделал. Он обрёл уверенность, и мы это видим сейчас в играх за «Спартак». Дальнейшая работа и уверенность в себе приведут его на пост номер один в сборной. Здесь весь вопрос в том, что полевых футболистов одиннадцать, а позиция вратаря всего лишь одна. И эта позиция не подвергается ротации. Придя в «Спартак», Мурат Якин дал ему капитанскую повязку и этим ходом дал понять, что эта позиция незыблема. И мы видим, как заиграл Артём. Но, к сожалению, в сборной этого сделать нельзя. Поэтому это вопрос сложный. Но у него есть всё, чтобы стать номером один в сборной.
– Если предположить, что Капелло использует наигранные связки между защитниками и вратарём, в данном случае между Игнашевичем, Березуцким и Акинфеевым, то сейчас в сборной есть и Комбаров, и Паршивлюк, а теперь ещё и Макеев. Может быть, фактор появления ещё одного спартаковского защитника способен сыграть Реброву на руку?
– Вот когда будет четыре защитника из «Спартака», в ворота встанет Артём (смеётся).
– Учитывая что победа в матче с Австрией очень важна, а игра ожидается непростая, тем более на выезде, Вам какая игровая модель видится оптимальной? И сколько футболистов из «Спартака» может оказаться в стартовом составе?
– Сложно что-либо прогнозировать. Я думаю, что Капелло не изменит своим тренерским принципам, при которых он будет обороняться вдевятером, как мы неоднократно от него слышали. И в тоже время, будет атаковать всей командой. В современном футболе важен переход из обороны в атаку, вне зависимости от той или иной модели, которую изберёт тренер. Всё будет зависеть от того, сколько футболистов будет атаковать, и сколько будет обороняться, и как хорошо команда будет переходить из обороны в атаку и обратно.
– Спрошу иначе, в сборную вызваны семь человек из «Спартака». Если в стартовом составе окажется четверо, то есть, более пятидесяти процентов, Вы будете довольны?
– Если четыре человека выйдет в стартовом составе сборной, естественно, это будет радость. Но я надеюсь, их будет больше!