5 мин.

Хосе Луис Гайя. Путь от форварда до латераля

Хосе Луис Гайя. Путь от форварда до латераля

Ноябрь 2008 года.

Инфантил Б "Валенсии" едет на матч с "Эльче" в рамках чемпионата Автономной Лиги.

Хосе Луис Гайя - основной форвард команды. За два сезона паренек наколотил больше 60 мячей. В тот день все было привычно, и сам Хосе даже как-то буднично ожидал момента, когда он сможет надеть свою майку с "девяткой" на спине. Но именно тогда судьба футболиста приняла неожиданный поворот. 

До матча несколько часов. Главный тренер Висенте Кастро, подозвав к себе Гайю, заявил, что сегодня ему предстоит сыграть в защите. - В защите? – удивленно воскликнул парнишка. - Но я же нападающий, Мистер… 

Можно только себе представить, какой шок испытал этот еще совсем ребенок, услышав подобное из уст авторитетного "дяди Тренера" за несколько минут до матча. Еще заметны попытки малыша Гайи убедить наставника не оставлять его в обороне, вдали от гущи событий у чужих ворот, где он привык находиться. Но Мистер непреклонен и повторяет, что хочет видеть Хосе на левой бровке, в защите. Немного понурый он отправляется на край поля, заняв место своего партнера по команде – левого латераля Сальво Руиса, для которого этот матч тоже не обошелся без неожиданностей, но куда меньшего масштаба. Без объяснений каких-либо причин Кастро отрядил юнца в центр обороны. 

Хосе Гайя расстроен, он не сможет теперь поразить ворота соперника, но с наставником больше не спорит. В конце концов, мальчик понял, что это не смертельно и потом – обороняться на последних рубежах ему еще не доводилось. Тренер продолжает уверять Гайю в том, что он обладает всеми данными, необходимыми для защитника, а заодно напомнил, как Хосе однажды уже подменял своего напарника на левом фланге защиты. Получалось тогда вроде бы неплохо. Но то была простая тренировка, без риска проиграть, а здесь – официальный матч. Эта мысль не дает Гайе покоя, он начинает нервничать, что замечает и Кастро, подойдя к мальчику, спокойно дает последние наставления.

"Ты сможешь, у тебя все получится, обязательно получится, ты только верь в самого себя, не позволяй себе сомневаться", - сказал тогда Висенте Кастро, которого Хосе Гайя встретил спустя шесть лет в стенах "Местальи".

Футболист не скрывает своего восхищения тренером, который, помимо всего прочего, оставался прекрасным психологом. Этот человек сделал из него того, кем он сегодня является, привив ему те качества, которыми восхищается даже энтренадоре "Красной Фурии" Висенте дель Боске. 

Во время встречи Гайя не устает благодарить тренера Кастро, отмечая, что тот день и стал переломным в его карьере, сделав из форварда сильного левого латераля. 

- Что натолкнуло вас на мысль отправить Гайю в защиту? – спросил журналист Висенте Кастро, к слову, родного дядю Роберта Ибаньеса.

"Мы были командой, исповедующей атакующий футбол. Сальво на тот момент играл в центре. Да, первоначально его позиция была на левом фланге обороны, но я не видел в нем того, что хотел увидеть, что мне было нужно. Фернандо Кано и Начо Жиль - больше хавбеки, нежели латерали. И тогда я подумал о Хосе. В том матче против "Эльче", и хотя это был для него дебют, он дал мне именно то, что я так долго искал – защитник с мышлением форварда. Он очень быстро приспособился к этой позиции", - ответил Кастро. 

Прежде всего, Гайя хотел играть в футбол, поэтому не стал заморачиваться на таких глупостях, как злость, или то, что у него отняли его возможность забивать. Хосе и дальше продолжал кропотливо оттачивать свое мастерство оборонительных навыков.

"Я помню последующие тренировки и его работу, когда шаг за шагом объяснял ему, буквально вдалбливая ему то, что он должен делать на футбольном поле, а что нет. Это очень сложный и изнурительный процесс, хотя со стороны он может показаться легким. Но то лишь обманчивое мнение, - говорит бывший наставник футболиста. – Помню, как он злился, когда у него что-то не получалось. Но при этом не боялся сложностей и не отрекся от нового для себя амплуа.

Сначала ему предоставили участок поля площадью 20 метров, где он должен был оттачивать свои навыки защитника, потом я объяснил, как правильно подключаться к атакам. Всегда ему повторял, что сейчас он должен думать не только о нападении, поскольку он больше не нападающий и нельзя забывать про тыл. Хосе схватывал все на лету, и уже тогда, в столь юном возрасте, он мыслил не по годам зрело".

Сам футболист не раз говорил, что Висенте Кастро навсегда останется его футбольным отцом. 

"Висенте первым поставил меня на эту позицию, и за это я ему очень благодарен. Поначалу мне было немного страшно, правда, я думал, что не справлюсь. Тот сезон навсегда останется в моей памяти, так как мне пришлось играть на двух совершенно разных позициях. Я воспитывался нападающим и был приучен к тому, чтобы забивать голы, иногда действовал в подыгрыше, но в основном на острие, - рассказывает сам Хосе Гайя.

Последующее обучение и тренировки на новой позиции я воспринимал с трудом, поскольку мыслил, как форвард, а не защитник. Иногда было просто трудно переключиться с одного на другое, хотелось побежать вперед, но я понимал, что этим самым подведу ребят в защите. Это очень странное ощущение – ты вроде бы и участвуешь в нападении, и в то же время нет"

Левый латераль вспоминает, что ему очень нравились первые секунды после забитых им мячей. Это момент, когда он мог порадоваться за себя и за партнеров, предоставивших ему такую возможность. Сейчас, повзрослев, он предпочитает больше создавать моменты, нежели завершать их. 

"В том возрасте, будучи совсем еще ребенком, конечно, хотелось забивать часто и много. Я всегда был нацелен на ворота и считал, что если не забил ни одного гола, значит, провалил матч. Сейчас все по-другому, я многое осмыслил, пройдя этот путь, - говорит защитник. – Да, мне доводилось забивать, выступая за "Хувенил" и "Месталью", но я понял, что существует такое понятие, как создавать момент. И это мне нравится больше. Сейчас я наслаждаюсь мгновениями, когда благодаря мне забивают мои партнеры".

В этом успел убедиться Пако Алькасер, забивший с подачи молодого защитника и записав на его счет первый ассист в этом сезоне.

То, что изобрел Висенте Кастро, что росло, совершенствуясь все эти годы, является лучшей версией левого защитника за всю историю Академии. Имя ему Хосе Луис Гайя, 13-летний мальчик, прошедший путь от форварда до левого латераля.