Что нужно «Ливерпулю»: создавать шансы с угловых
В одной из недавних статей я писал о предсказуемых проблемах «Ливерпуля», и одной из них я выделил такую: очень вряд ли «красные» повторят рекордный показатель прошлого года — 26 голов в чемпионате со стандартов. Как показывают такие твиты, существует, возможно, некоторое распространённое убеждение, что команде Брендана Роджерса в этом сезоне особенно тяжело даются угловые:
Очень велик шанс того, что Ливерпуль за весь сезон ни разу не забьёт с углового.
Год 2054. Последний раз «Ливерпуль» забивал с углового 40 лет назад.
Оправданны ли эти взгляды, или всё не так плохо? Я решил приглядеться.
Во-первых, удостоверимся, насколько эффективны были корнеры «Ливерпуля» в сезоне 2013/14. Стоит отметить, что за последние пять сезонов Премьер-лиги голами заканчивались лишь 2,95% угловых. Однако «красные» в прошлом сезоне извлекли пользу из 5,4% угловых: 12 голов с 224 розыгрышей. Если бы этот процент был равен среднему по лиге, голов было бы всего 6,6. Лишь пять из оставшихся команд забили больше 12 голов со стандартов всех типов, и из них четыре — не больше 15-и. Очевидно, «Ливерпуль» невероятно эффективно использовал угловые в прошлом сезоне.
Поскольку на мячи, после подачи углового мечущиеся по штрафной наподобие пинбола, команды рассчитывать непосредственно не могут, я рассматривал только удары, нанесённые непосредственно с подачи. Об угловых в сезонах Премьер-лиги с 2011-го по 2014-й вот это замечательное исследование говорит следующее: «Из 1362 ударов, нанесённых непосредственно после углового, в цель угодили 182. Таким образов, доля голов, голевая передача к которым пришла с углового, — 13 процентов». В прошлом сезоне мерсисайдцы создали 43 момента с угловых, и 9 из них завершились взятиями ворот, а это 21 процент реализации — снова уровень заметно выше среднего.
Но было ли это намеренно, то есть делал ли «Ливерпуль» с прострелами с угловых что-то особенное, или это лишь удача? Конечно, наверняка знать нельзя, но изучение вопроса помогло мне обнаружить, где конкретно в штрафной соперника «красные» преуспели больше всего. Поскольку из 43 опасных ситуаций, возникших напрямую с корнеров, лишь шесть имели место не в центре штрафной, я разделил его на шесть зон, чтобы понять, где находился принимавший мяч и наносивший удар игрок «Ливерпуля» при каждом из оставшихся 37 угловых, и вот что получилось.
Три четверти угловых, ставших передачами на удар из центра штрафной, подавались в пространство между одиннадцатиметровой отметкой и линией вратарской. Мне кажется, в этом есть смысл: дальше «точки» сложно нанести удар, а над вратарской голкипер, который не зря ест свой хлеб, должен мячи снимать. Тем не менее, по этой, признаться, небольшой выборке видно, что если удаётся нанести удар из вратарской, у вратаря остаётся не слишком много шансов на сейв: из этой площадки «Ливерпуль» забил 3 мяча из 5 попыток (60%), а из зоны дальше от ворот — 6 из 28-и (21,4%).
Так как большинство ударов произошли между вратарской и одиннадцатью метрами, я решил взглянуть, откуда именно забивались голы из этой окрестности. Удивительно: все точки нанесения ударов очень похожи.
Было бы весьма нереалистично, если бы все навесы приходились ровно в одно и то же место, но всё равно заметно, что имелась у «Ливерпуля» некоторая заветная точка где-то между 7 и 9 метрами до ворот строго по центру. И это не какие-то отдельные попытки, посколько были и другие удары после угловых из той же зоны.
Если это делалось умышленно, почему же команда не пытается создавать шансы таким же образом в этом сезоне? Оказывается, пытается, что видно из этих иллюстраций:
Обратив на это внимание, я захотел узнать, насколько часто «Ливерпуль» создавал возможности для голов с угловых из центра штрафной в этих двух сезонах. Полученная статистика опровергает интуитивные догадки.
Что мы видим? Табличка показывает, что количество корнеров, поданных в центр штрафной в среднем за игру, в этом сезоне такое же, как и в предыдущем, но точность их выше, и моментов с них создаётся больше. Более того, удары теперь наносятся с более близкого расстояния: в сравнении с 10,8% прошлой кампании, в сезоне 2014/15 пока лишь 2,6% выстрелов производится дальше, чем с 11 метров.
Раз так, почему же «красные» в этом сезоне до сих пор не отличились с углового? Этого я не знаю, и этого не узнать, не отсмотрев часы видеозаписей игр. Хотя для этой статьи я проделал много работы по поиску информации, я не в курсе, в какую сторону подкручивались подачи, на какой скорости летели мячи и какое давление оказывалось на бьющего игрока, так что три возможные причины пока вне нашей компетенции. Тем не менее, я уверен, что если исполнители стандартов в «Ливерпуле» продолжат находить партнёров в «золотой зоне», которую я выявил по данным прошлого сезона, то голы рано или поздно придут.
А это помогло бы понять, почему нет голов. Сколько раз пробивал в этом сезоне после угловых Шкртел, сколько - Балотелли, сколько - Стерлинг. Насколько изменилось расположение футболистов при подачах угловых, кто идет в зону подачи и т.д.