«В футболе у тебя есть соперник. В кино ты противостоишь самому себе». Эрик Кантона как лицо с экрана
Новая серия спецпроекта «Супергерои» – о футбольном и актерском гении легенды «Ман Юнайтед».
Эрик Кантона умел удивить. «Если я когда-нибудь почувствую, что перестал получать удовольствие от футбола, пусть даже на тренировке, то немедленно закончу с этим делом», – сказал он на пике своей клубной карьеры, в 28 лет, выиграв в Англии три чемпионства подряд. Другие футболисты редко рискуют говорить о своей мотивации, называя первой причиной «удовольствие». Кантона никогда не боялся признать, что играл в футбол для себя – точнее, позволял миру получать удовольствие от своего самовыражения.
Слова Кантона часто складывались в красивые и порой хлесткие цитаты, но он произносил их не ради красоты – просто так получилось, что он верил в красивые вещи. Он действительно не мог играть в футбол, не получая удовольствия, на его чувства не всегда влиял результат, зато всегда – несправедливость игры и обстоятельств.
В 12 лет Кантона выступал за детскую команду «Ле Кайоль» из пригорода Марселя. Проигрывая 0:1 в финале чемпионата Прованса за пять минут до конца матча, Эрик получил мяч на своей половине поля, обвел трех соперников и был уже готов сравнять счет, но судья свистнул: шнурки на бутсах Кантона развязались, и по правилам матч должен был быть остановлен. «Ле Кайоль» проиграли. Кантона запомнил этот день навсегда – после него он впервые захотел немедленно бросить игру, где на пути его самовыражения вставали люди с глупыми правилами.
Тринадцать лет спустя Эрик играл за «Ним», свой шестой клуб во Франции. Его уже знали как гения и смутьяна, и эпизод в матч с «Сент-Этьенном» в декабре 1991 года немедленно стал историей национального масштаба: после очередного фола, не замеченного судьей, Кантона молча швырнул мяч в арбитра и, не дожидаясь предъявления красной карточки, ушел в раздевалку. Через два дня дисциплинарная комиссия дисквалифицировала его на 4 матча, добавив: «За тобой тянется запах серы. От такого, как ты, всего можно ожидать». Кантона подошел к ним и сказал каждому в лицо: «Идиот».
Четырехматчевая дисквалификация превратилась в двухмесячную, после чего Эрик – в возрасте 25 лет – заявил об уходе из футбола. Успех значил для него меньше, чем радость от игры. Деньги тоже не имели значения – когда Кантона надумал вернуться, то выплатил «Ниму» миллион за разрыв контракт. Его новым условием было больше никогда не играть во Франции, где его постоянно штрафовали, дисквалифицировали и освистывали со своих же трибун – и он сдержал это обещание. Не сумев уехать в Японию (там только что закончился сезон, а Кантона хотел играть, не дожидаясь начала следующего), он договорился отправиться на просмотр в Англию и в итоге оказался в «Лидсе».
Это решение позволило ему стать великим футболистом. С ходу став чемпионом Англии, но не почувствовав доверия со стороны тренера «Лидса» Ховарда Уилкинсона, Кантона перешел в «Манчестер Юнайтед» – и быстро понял, что наконец-то нашел клуб и город, где тренер и болельщики могут сделать его счастливым. Здесь были способны оценить его стремление к высшему удовольствию в игре, и только тогда талант и страсть Эрика принесли ему настоящий успех – четыре чемпионства, два Кубка Англии и статус легенды «Юнайтед».
«В футболе у тебя есть соперник. В кино ты противостоишь самому себе». Можно было не сомневаться, что когда Кантона оставит футбол, он найдет себе новое занятие – то, которое принесет ему больше удовольствия и не меньше успеха. Эрик закончил карьеру игрока в 1997 году, всего в 30 лет. Через год он уже снялся в своем первом фильме – «Elizabeth», биопике Елизаветы I с Кейт Бланшетт в главной роли; в одной из сцен Кантона с недоумением смотрит на переодетого в женское платье Венсана Касселя. Выбор фильма – исторической драмы об английско-французских отношениях – неслучаен: Кантона считал Англию второй родиной, а с Францией всегда находился в сложных отношениях (например, не поддерживал сборную после того, как закончил в ней играть).
Первые роли Кантона оказались на удивление убедительными. Нескольких минут секунд экранного времени хватало Эрику на то, чтобы показать цельного, ярко нарисованного персонажа – даже если по сценарию ему приходилось молчать, как во французском фильме «La grande vie», где он играл голого по пояс игрока в петанк. Сам Кантона говорил, что в начале кинокарьеры ему очень помогло увлечение живописью (его отец Альбер был художником, а Кантона начал рисовать раньше, чем играть в футбол), благодаря которому он мог представить кинокадр в виде картины и сыграть сцену как можно выразительнее, с особым вниманием к деталям.
В 2003-м Кантона сыграл свою первую главную роль. Его героем в фильме «L’outremangeur» был толстый комиссар полиции, который слишком много ел; в одной из ключевых сцен Кантона разделывается с 10 тарелками еды не хуже, чем когда-то с игроками «Ливерпуля». Впрочем, важнее было другое: на съемках фильма Эрик встретил будущую жену Рашиду Бракни, игравшую главную женскую роль, и понял, что кинематограф задержится в его жизни надолго. В 2009 году фильм «В поисках Эрика», где Кантона играет самого себя и пытается наставить на путь истинный простого почтальона из Манчестера, был в числе номинантов Каннского фестиваля – и после этой картины Кантона уже можно было спокойно назвать состоявшимся актером.
Футбольная жизнь Кантона меж тем не заканчивалась. В первой половине 2000-х он играл и тренировал в сборной Франции по пляжному футболу (и даже выиграл в роли тренера ЧМ-2005), а также постоянно выступал послом разных околофутбольных инициатив, включая ряд проектов с Nike. Нет никаких оснований сомневаться, что в этой работе он снова следовал своему главному принципу «получать удовольствие» – в 2006-м Кантона возглавлял кампанию против симуляций в футбола, а в 2002-м с его подачи Nike снял одну из самых крутых реклам с участием футболистов: футбол в клетке с участием Роналдо, Тотти, Анри и других.
«Я стараюсь находить разные способы самовыражения. Без него я бы не смог жить», – разумеется, никто лучше самого Кантона не смог бы объяснить, как ему удалось достичь всего и везде.
«Если я не добиваюсь успеха, надо искать другую работу». Чего достиг Уэйн Гретцки без клюшки и шайбы
«Дэвид Бекхэм – самая крутая модель столетия». Как суперфутболист стал супербрендом
«Я держался, как подобает настоящему бизнесмену». Кроссовки и миллион Майкла Джордана
Фото: Fotobank/Getty Images/Ian Walton, Ross Kinaird, Bryn Lennon
"В 12 лет Кантона выступал за детскую команду ..."
"Тринадцать лет спустя Эрик играл за «Ним»..."
"...после очередного фола, не замеченного судьей, Кантона молча швырнул мяч в арбитра..."
"...после чего Эрик – в возрасте 23 лет – заявил об уходе из футбола..."
-----------------
Уважаемый автор такого количества "ляпов" на трех абзацах я еще вроде не встречал..
Если игроку 12 лет , а через 13 лет он играет за другую команду, то ему 25, а не 23.. На видео при этом судья, как мне кажется фиксирует фол в атаке, которого возможно не было, а отнюдь не игнорирует фол против Кантона..