6 мин.

Iron Man

Когда я слышу словосочетание «железный человек», я представляю не Тони Старка, при всей моей любви к героям «Marvel». Я представляю Джейми Каррагера.

Каррагер всегда был первым, с кем у меня ассоциировался образ классического скаузера – гораздо в большей степени, чем Джеррард, Фаулер и, тем более, Оуэн. В первую очередь, конечно, из-за внешности: не самые дружелюбные глаза на свете, красное лицо (нет, всё-таки с таким лицом играть в «Эвертоне» ему было не суждено) – если бы Джейми не стал замечательным футболистом, то он стал бы не менее замечательным докером. Первое время, когда я наблюдала за ним в матчах, он казался мне суровым взрослым дядькой, хотя был всего не десяток лет старше. Он был типичным представителем маленького провинциального английского городка, но не живописного местечка с пасторальных пейзажей Тёрнера, а северо-западной промзоны, которой в годы детства нашего Джейми жилось ой как нелегко.

И по внешности, и, самое главное, по характеру, Карра ни на йоту не похож на лощённого английского аристократа, пьющего чай по расписанию. Если вы сейчас посмотрите на него в студии Sky, вам не покажется, что в классическом костюме он смотрится слегка нелепо? А уж про его голос и акцент я вообще молчу – приди такой человек (обычный человек без имени) устраиваться на тот же BBC – разве его бы взяли? При этом Каррагер совершенно не соответствует стереотипу «тупой спортсмен, неспособный связать двух слов», очень распространённому, например, в России. Послушайте его интервью, почитайте его колонки, его автобиографию, в конце концов – сказать или написать то, что говорит или пишет он, может только действительно интеллектуально одарённый человек. И, конечно же, остроумный. Если помните, в той же автобиографии Джейми говорит о том, что это качество являлось чуть ли не обязательным условием для выживания в его родном Бутле.

А ещё, несмотря на серьёзный вид, он очень весёлый парень

Но нам, болельщикам, прежде всего, было важно, каким он был на поле. Каким мы запомним Джейми Каррагера? Мы запомним его бойцом и трудоголиком. Перфекционистом. Настоящим фанатом своего дела, которых сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. Да, несмотря на то, что, положа руку на сердце, Карра никогда не был безгрешен в плане игры, он всегда стремился сделать либо хорошо, либо никак. Даже его «коллекция» автоголов — это отнюдь не признак нехватки мастерства. Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не сделал — это утверждение могло бы быть одним из девизов нашего героя, если судить по его действиям на поле. Он скорее подставит ногу под мяч, чем просто даст сопернику отправить его в сетку. Для него не существовало понятия «усталость» - и как тут не вспомнить стамбульский финал ЛЧ, когда Карру измучили судороги, но он доиграл до самого конца дополнительного времени, и не просто доиграл, лишь бы погеройствовать, а реально помог нам выстоять перед страшнейшей силы прессингом «Милана». Того самого, мощнейшего «Милана», лучшей на тот момент команды Европы. Ту европейскую кампанию он вообще провёл выше всяких похвал. Эта стойкость, крепость духа – родом из детства. Бутловский мальчишка Джейми навсегда запомнил урок от собственного отца, когда во время одной из игр, проходивших в плохую погоду, пытался симулировать травму, чтобы его заменили. Будущей легенде «Ливерпуля» тогда крепко досталось от отца. А вообще, Джейми описывает своих родителей как людей с сильнейшим характером, в том числе и свою мать, которой он, Джейми, дался очень непросто, так что с бойцовскими генами у будущего победителя Лиги чемпионов было всё в порядке.

Два капитана и одно стамбульское чудо

Мы запомним его мотиватором, психологом. Со своей особой, каррагеровской психологией. Помните невероятные «ужимки и прыжки» Ежи Дудека в серии пенальти с «Миланом»? Ну да, глупый вопрос. А кто подсказал ему эту идею? Конечно же, Каррагер. Джейми напомнил поляку о знаменитом кипере «красных» Брюсе Гроббеларе и его отвлекающих манёврах в финале 1984-го. Умел находчивый и проницательный Карра в нужный момент настроить своих партнёров.

Мы запомним его жёстким. Жёстким и непримиримым, когда дело касается того, что ему близко. Каррагер не давал спуску ни себе, ни другим – помните тот инцидент с Арбелоа в матче с «Вест Бромвичем?». Порвать за любимую команду, в прямом смысле, – вот это про нашего Карру. Доставалось всем — соперникам, судьям, репортёрам, фанатам «МЮ» оппонентов и даже товарищам по команде. Если ты, играя за прославленный клуб под названием «Ливерпуль», не выкладываешься по полной, то тебе здесь не место. Арбелоа был не первый и не последний, и такие люди у нас надолго не задерживались. Ну да, были исключения, тот же трудяга Луис Гарсия, на игру которого толком не успели налюбоваться, так как вмешалась тяжелейшая травма. Кстати, потеря этого футболиста – одно из моих самых больших сожалений за всю мою «жизнь в красном цвете».

Бей своих, чтобы чужие боялись - Альваро Арбелоа огребает после пропущенного гола

Как и потеря Каррагера, разумеется. До сих пор отчётливо помню, как внутри всё похолодело, когда в один ужасный зимний день прочла новость под заголовком «Джейми Каррагер завершит карьеру по окончании сезона». Да, к тому моменту лучшее время Карры в команде уже прошло, и это, в первую очередь, понимал он сам. Да, он хотел уйти, что называется, с гордо поднятой головой, с осознанием того, что до последнего приносил пользу своему клубу, а не с горечью от того, что его оставили только потому, что он легенда, и что просидел год на лавке. Да, мы должны были уважать это его решение, как мы уважаем самого Джейми, но смириться с этим решением всё равно было тяжело. И, конечно, не только нам, болельщикам. Его товарищам по команде, бывшим и тем, с кем вместе он выходил на поле до конца сезона 12/13, великим игрокам «Ливерпуля», партнёрам по сборной, журналистам и другим людям из мира спорта и не только спорта. Бывший партнёр Джейми по «Ливерпулю» и сборной Майкл Оуэн, выигравший бок о бок с Каррой не один трофей и завершивший карьеру одновременно с ним, комментируя решение нашего героя, назвал его «редкой породой». Робби Фаулер - «абсолютной легендой». Эти эпитеты - «редкий», «абсолютный» - говорят сами за себя. Да, действительно, таких как Каррагер в современном футболе почти не осталось — нет, безусловно, количество талантливых футболистов год от года отнюдь не уменьшается, но я не об этом. Думаю вы поняли.

Эти дети, без сомнения, гордятся свои отцом. Последний матч на "Энфилде"

В завершении хочу сказать, что я испытываю невероятную радость от того, что мне посчастливилось наблюдать за игрой этого великолепного футболиста без малого десять лет, но при этом и немного завидую тем, кто имел возможность делать это дольше. Может кто-то захочет поделиться своими личными впечатлениями от ранних лет Джейми в нашей любимой команде — с удовольствием почитаю ваши статьи или просто мнения в комментариях. Единственное, о чём я сейчас жалею — это о том, что Карра не остался в структуре «Ливерпуля» в каком-либо качестве и, подозреваю, при нынешнем руководстве мы его там не увидим. Читая его интервью, его твиттер, понимаешь, как сильно ему хочется быть ближе к жизни клуба. А ведь нынешней команде его, согласитесь, не хватает — кто-то может посчитать это совпадением, но после его ухода игра в защите у нас, мягко говоря, не клеится. Впрочем, об этом поговорим уже в следующий раз.