Якин: «Широков? Все выглядит оптимистично»
Прав ли Евгений Ловчев? Сядет ли Дзюба на лавку, когда поправится Мовсисян? И почему не стоит бросаться бутылками в раздевалке. Главный тренер «Спартака» Мурат Якин дал большое интервью Sovsport.ru.
СЕДОВЛАСЫЙ ЭКСПЕРТ
- Читаете, что о вас пишет российская пресса?
- А должен? – Мурат улыбается с легкой иронией.
- Разве это неинтересно?
- Понятное дело, что какой-то информацией со мной делятся. Но я не зациклен на том, чтобы мне сообщали обо всех деталях. Для меня в порядке вещей, что о футболе много пишут и говорят.
- О «Спартаке» - особенно много и эмоционально.
- Это клуб с великими традициями. Изначально понимал, что к «Спартаку» в России повышенное внимание. Яркий тому пример – наши первые выездные игры в сезоне. По-моему, это здорово.
- Дик Адвокат, работая в сборной России, знал почти всех своих критиков в лицо. При встрече обязательно спрашивал меня: «Что на сей раз сказал ваш седовласый спец?». Этот эксперт и вас частенько критикует. Слышали о таком?
- Нет.
- Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев. Одно из свежих его замечаний: «Спартаку» тяжело играть на выезде с командами вроде «Урала» и «Амкара», потому что позиционная атака не выстроена». Согласитесь?
- Если мы дважды уступили в матчах с соперниками из нижней части таблицы, это вовсе не значит, что все плохо и все наши усилия пошли насмарку. Очевидно, команде не хватает стабильности, но этому есть объяснение. Начнем с того, что все это время мы не могли рассчитывать на нескольких высококлассных игроков, получивших травмы еще до начала сезона. Радует, что Широков уже на протяжении двух недель занимается в общей группе. Роман хорошо себя показывает на тренировках и потихоньку подбирается к оптимальной форме. Занимается в общей группе Мовсисян. Вот когда все наши травмированные вернутся в строй, тогда я готов буду выслушать и понять всю ту критику, которая высказывается сейчас.
Команда все еще находится в стадии становления, мы продолжаем серьезно работать над собой. Сейчас один из тех моментов, когда необходимо терпение и спокойствие. Требуется определенное время – и результат придет. Он и сейчас уже, в принципе, есть: если не учитывать игры с «Амкаром» и «Уралом», в общем и целом сезон складывается неплохо. «Краснодар»? Этот матч уже давно в прошлом.
- Определенное время – это сколько?
- Давайте посмотрим на клубы, которые сейчас находятся выше нас в таблице и, прежде всего, на те из них, которые стабильно борются за высокие места. Во всех из них тренеры работают дольше меня. Все эти команды менялись постепенно, делались точечные усиления. В «Спартаке», все-таки, изменения произошли значительно более серьезные. Дзюба, Джано, Чельстрем, Инсаурральде, проведшие прошлый сезон в аренде, стали играть важную роль в команде. Мы подтянули к первой команде нескольких молодых. Билялетдинова, Барриоса, Комбарова, Кариоку отдали в аренду, несколько футболистов перешли в другие клубы. Приобрели Широкова, но он вместе с Арасом и Мовсисяном не мог играть из-за травм. Промес пришел уже по ходу сезона. Так много перемен в составе, что их даже перечислить не так-то просто. Главным образом мы потратили предсезонку на то, чтобы познакомиться с имеющимися в распоряжении игроками. Пришлось переработать и осознать очень много информации. А после постараться привить команде стиль, который бы приносил результат.
Мне кажется, было бы неоправданным уже сейчас ожидать от команды чемпионской игры. За такой короткий период времени нереально отладить командную игру до автоматизма. Мне абсолютно понятен гнев болельщиков, когда мы не можем обыгрывать «Урал» или «Амкар». Но давайте будем реалистами. Пока нас нельзя в полной мере назвать безоговорочно большой командой, которая в каждом матче доминирует на поле, для которой победы над соперником из другой части таблицы – само собой разумеющееся.
- Тем не менее, перепады пугающие. Есть логическое объяснение тому, что за отличным матчем с «Зенитом» внезапно следует провал в Екатеринбурге?
- Футбол порой необъясним. Его надо ощущать, играть в него. Не думаю, что проблема в настрое игроков, что они не хотели победить «Урал». При подготовке к матчам особое внимание уделяем настрою. Вообще, можно найти сколько угодно оправданий: слишком долгий перерыв на игры сборной, неопределенность относительно того, состоится матч в срок или нет, плохое состояние поля. Но факт остается фактом: обе команды были в одинаковых условиях. Мы допустили две грубейшие индивидуальные ошибки, получили два гола и не смогли навязать игру в атаке. Слишком много позволяем себе ошибок в оборонительных действиях. Хорошо, что сейчас мы можем целую неделю поработать в полном составе, и я ожидаю определенной реакции от команды. Один раз можно оступиться, но два раза подряд – недопустимо.
- Вы говорите про индивидуальные ошибки. Назовете имена?
- Это останется внутри команды, но работа ведется. Ошибку в обороне можно позволить только тогда, когда ты в любом случае забьешь на один гол больше, чем соперник. Но для этого в команде должно быть два-три забивных игрока, которые всегда готовы угрожать воротам соперника. Нельзя рассчитывать на то, что Дзюба постоянно будет делать дубли, как это происходило в трех матчах на старте.
ДЗЮБА
- Есть мнение, что соперники раскусили «Спартак», научившись грамотно закрывать Дзюбу.
- Не исключаю, что определенные изменения произошли в нем самом.
- Психология?
- Психологически он силен. Дзюба прекрасно понимает, что для нападающего оценка его игры – это голы. Проблема точно не в отсутствии доверия со стороны тренерского штаба, мы стараемся максимально поддерживать его, и регулярно выпускаем на поле. Но, похоже, что он стал действовать менее решительно у чужих ворот. Необходим анализ и помощь с нашей стороны, чтобы Артем снова начал прогрессировать. Думаю, что на него отчасти повлиял вызов в национальную команду: это для Артема новая ситуация, которую не так-то легко переварить. В последние годы его то и дело отдавали в аренду, а тут вдруг ты играешь ключевую роль, как в клубе, так и в сборной. Сейчас нужно проявить терпение и не давить на него.
- Больше некому взять на себя роль бомбардира?
- Промес пришел по ходу чемпионата. Хурадо уже не раз доказывал, что в состоянии забивать важные мячи. Однако случаются игры, как с «Уралом», когда не может забить никто.
- Скоро вернется в строй Мовсисян. Вы готовы сыграть в двух нападающих, выпустив Юру вместо с Дзюбой?
- Почему нет? Это не исключено. Такая схема – один из способов удивить соперника. Но нам еще предстоит понять, будут ли они дополнять друг друга на поле.
- Вы смотрели игры сборной России против Швеции и Молдавии?
- По телевизору. Очень рад, что Дзюба и Паршивлюк смогли пробиться в основу. Что касается Глушакова и Комбарова, то они уже давно закрепились в команде, но похоже, не совсем справляются со свалившейся на них нагрузкой. То и дело появляются какие-то болячки то у одного, то у другого. Эти травмы, конечно, мешают нам вести планомерную работу. При всем при этом, мы очень заинтересованы в том, чтобы в составе сборной играло как можно больше спартаковцев. Таковы наши амбиции.
- Ничья с Молдавией – сильное разочарование?
- Я не вправе давать оценку, да и не знаю деталей и подробностей. Не вызываю к себе игроков после матчей и не опрашиваю их о том, что случилось и что пошло не так.
- «Спартак» планирует покупки в ходе зимнего трансферного окна?
- До декабря предостаточно времени, чтобы проанализировать ситуацию и обозначить цели. Но это внутренняя кухня и никаких имен и позиций я, естественно, называть не буду.
- Планы на межсезонье?
- Обсуждение идет, подтверждения пока нет. Проведем еще три игры чемпионата и займемся этим вопросом.
- Во время вашей первой пресс-конференции вы говорили о том, что клуб уровня «Спартака» обязан быть в тройке. Какова цель на сезон на сегодняшний момент?
- Первостепенная цель остается прежней – попасть по итогам сезона в еврокубки. Когда все игроки вернутся в строй, придет результат, которого от нас ждут, в этом я убежден. Понятно, что футбол, нацеленный исключительно на результат - это не спартаковский футбол. В игре должна быть и эстетика, но это, опять же, требует определенного времени. Добьемся результата, команда сыграется - и свой стиль рано или поздно начнет вырисовываться.
ШИРОКОВ
- В Сети прошла новость о том, что Широков получил легкое повреждение накануне матча с «Уралом». Опять?!
- Нет, никакой новой травмы у него нет. Мы до последнего момента находились в подвешенном состоянии и не знали, сыграем с «Уралом» на искусственном газоне или на естественном. Всегда надо брать в расчет, что может случиться рецидив и быть очень осторожным. В итоге приняли решение, что лучше Широков еще 3-4 дня интенсивно потренируется, и будет готовиться к игре с «Локомотивом».
- Каковы шансы, что Роман выйдет на поле против «Локо»?
- До матча с «Локо» еще 4 дня (интервью состоялось в среду – прим.ред.). За такой период всякое может случиться. На сегодняшний день Широков не испытывает дискомфорта при нагрузках и все выглядит оптимистично. С другой стороны, надо понимать, что пропустив четыре месяца, ты не можешь набрать стопроцентную форму за две недели работы в общей группе.
ФЛЭШ-ИНТЕРВЬЮ
- Коллеги с «НТВ-Плюс» от вас без ума. Это ведь вы придумали в перерыве матча представлять для флэш-интервью игрока, который участвовал в первом тайме?
- Даже не знал, что в России так не принято. По работе в Германии и Швейцарии привык к тому, что в перерыве игроки-участники матча делятся своими ощущениями. Обычное дело.
- А для нас ноу-хау.
- Не считаю, что короткий комментарий игрока в перерыве хоть в какой-то мере может повлиять на исход игры (улыбается). В то же время, у футболиста, который участвует в матче, совсем другие впечатления и ощущения, чем у человека со стороны. Не подумайте только, что я какой-то революционер, который хочет показать всем другим, как оно должно быть. Это абсолютно не так.
- По какому принципу решаете, кто будет общаться с репортером?
- Главный, пожалуй, критерий – игрок должен говорить по-русски. Увы, у меня не такой большой выбор, поэтому в основном делегируем одних и тех же ребят. Должен быть контакт между клубами и журналистами. Мы тоже должны заботиться о том, чтобы болельщики у телевизора получали удовольствие от футбольного зрелища.
- Флэш-интервью с Муратом Якином в перерыве матча – это реально?
- Вообще никаких проблем.
- Надеюсь, коллеги с «НТВ-Плюс» прочитают это.
- Конечно, все нужно заранее обсудить и спланировать, но я не вижу ни одной причины, которая может этому помешать. Почему нет? Все равно ведь первые несколько минут перерыва игроки занимаются тем, что переводят дух, пьют воду и меняют форму.
7 БРАТЬЕВ И СЕСТРА
- Вы невероятно спокойный во время матчей. Таких тренеров в премьер-лиге больше нет.
- Спасибо. Сколько себя помню, всегда был таким.
- И ни одной истории про то, как вы вышли из себя и начали швыряться в раздевалке бутылками?
- Нет. Это вообще не мой стиль. Я предметно анализирую ситуацию и без лишних эмоций и крика указываю игроку, что он делал не так. В день игры главные действующие лица - футболисты, а не тренер. Не считаю, что тренер должен бешено размахивать руками во время игры или пробегать вдоль бровки большее расстояние, чем футболисты. Все замечания делаются за закрытыми дверями, критиковать кого-то прямо на поле – неприемлемо.
- Когда узнаешь, что вам пришлось пережить в юношеские годы, понимаешь, что никакие «Амкары» и «Уралы» не смогут вывести вас из себя. Коллеги из Швейцарии рассказали невероятную историю: отец ушел из семьи, когда вы были еще ребенком, и в 13-летнем возрасте вам пришлось ходить на родительские собрания в школу, где учился младший брат Хакан.
- Не думаю, что стоит слишком уж глубоко погружаться в этот вопрос. Мама не говорила по-немецки, поэтому в качестве родителя приходил я, это правда. Не могу сказать, что горжусь этой ситуацией. Разве можешь в 13 лет понимать, что правильно, а что нет? Ты всего лишь мальчишка, тебе сложно осознать, что ты несешь за кого-то ответственность. Каждый по-своему приобретает жизненный опыт, у меня вот был такой. Важно, как ты этот опыт применяешь в дальнейшей жизни.
Кто-то сейчас может подумать: проиграли «Уралу», а он абсолютно расслаблен! Это не так. Определенно, я переживаю и чувствую…(задумывается)
- Давление?
- Не знаю, уместно ли тут это слово, но не могу подобрать правильное. Мне часто говорят про давление, но что под этим понимается? В моем понимании, в жизни существует лишь одна безвыходная ситуация – когда у тебя неизлечимая болезнь. Вот где давление, вот где реальная проблема. А футбол – это спорт. Он должен приносить удовольствие. И если ты уверен в себе, в меру скромен и у тебя есть план действий, то всегда найдешь выход из создавшейся ситуации.
- У вас помимо Хакана есть братья или сестры?
- Нас восемь: семь братьев и одна сестра. Мы с Хаканом – самые младшие.
- Футболистами стали только вы вдвоем?
- Двое братьев играли на юношеском уровне в Турции, а трое стали профессионалами в Швейцарии (Мурат, Хакан и их сводный брат Эртан Иризик – прим.ред.).
- Это гены?
- Это все наша мама, она настоящая фанатка футбола. Она всегда хотела, чтобы мы занимались спортом, считая, что эти занятия воспитывают в детях сознательность и нравственность. Она всячески нас поддерживала, когда мы пошли в футбол. Это был главный наш стимул: мы были счастливы возможности играть в выходные в футбол, тогда как кто-то другой, может быть, предпочел бы сходить на вечеринку.
- Вечеринок в вашей жизни вообще не было?
- Субботние вечеринки проходили без участия Якинов. Мама отгородила нас от всего того, что могло навредить, и я очень ей благодарен за воспитание. Будучи молодым парнем, не обделенным талантом, ты не осознаешь, какие опасности тебя могут поджидать в жизни. Мы же, как семья, были защищены и никогда не попадали в неприятные ситуации. Могли сосредоточиться на главном – на футболе. Ясное дело, и в нашей жизни бывали праздники и вечеринки. Но мы никогда не нуждались в них.
- С игроками «Спартака» вы так же строги? Никаких субботних тусовок?
- Все познается в сравнении, это уже совсем другое поколение. Каждый волен выбрать тот путь, который он считает правильным.
ДРУЗЬЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК
- В интервью швейцарскому Blick вы сказали, что русские открытые и искренние люди. У вас появились русские друзья?
- Настоящих друзей можно посчитать на пальцах одной руки и все они сопровождают меня с детских или юношеских времен. Со всеми мы познакомились еще до того, как я стал футболистом. Я не нуждаюсь в новых друзьях и не задаюсь целью их искать. Но это не значит, что я абсолютно закрылся и никого к себе не подпускаю. Я достаточно открытый человек. И мое решение переехать в Москву, - тоже своего рода показатель открытости. Это новая для меня культура, хотя у нее и есть определенные сходства с культурой турецкой. Я готов к новым знакомствам и к новым ситуациям, хочу получать новые знания.
- Как насчет русского языка?
- Мы ежедневно работаем над этим. Русский - абсолютно фантастический язык и мне доставляет удовольствие просто слушать вашу речь. Но даже сами русские рассказывают мне, что это сложнейший язык. За 4-6 месяцев, полагаю, выучить его нереально.
- Пеп Гвардьола за 4 месяца выучил немецкий. То есть, нам не стоит ожидать ваше интервью на русском?
- (после длительной паузы, смеясь) Нет. По крайней мере, на данный момент мне это сложно представить. Я каждый день стараюсь выучить несколько новых слов, но чтобы составить из них цельное предложение – это очень сложно! А футбол, я в этом убежден - универсальный язык.
- Сердар Таски рассказал нам, что самое сложное слово, которое ему удалось выучить на русском - «открытие». А вам?
- Я уже, наверное, тысячу раз спрашивал у переводчика в команде, как по-русски будет «natürlich». Как же это… «Отлично»? А нет – «конечно»!
Источник фото: ФК Спартак Москва
философ русский прям...
очень надеюсь, что скоро придет и постоянство и игра, стиль у него уже есть...