Якин: «Дзюба должен ставить перед собой новые цели»
Мурат Якин подвёл итоги первой трети чемпионата и обозначил планы на будущее.
«СПАРТАК» ГОТОВИТСЯ К МАТЧУ ПРОТИВ «ЛОКОМОТИВА». ФОТОРЕПОРТАЖ С ТРЕНИРОВКИ
В нём сочетаются восточная загадочность и северная невозмутимость. Как для человека, чья команда три матча не выигрывает и занимает явно не своё место в таблице, Мурат Якин удивительно спокоен. И очень серьёзен. Лишь изредка еле уловимо улыбается – одними глазами. Последние дни Интернет бурлил по поводу псевдоконфликта, якобы имевшего место в коллективе. Но поскольку футболисты и руководство нехорошие слухи уже развеяли, в беседе с главным тренером мы этой темы не касались.
«ПЫТАЕМСЯ ОБРЕСТИ ГАРМОНИЮ»
— Треть чемпионата позади – можно подвести первые промежуточные итоги. Чего было больше за эти 10 туров — позитива или негатива?
— Работа в футболе, в «Спартаке» в частности, приносит только положительные эмоции. Мы уже четыре месяца находимся в новой культурной среде, новой обстановке, новой команде. Делаем своё дело. Увы, пока не удалось достичь постоянства в результатах. Против сильных команд провели хорошие матчи, добились определённых успехов. В то же время в играх с объективно менее классными противниками не сумели показать тот футбол, который должен отличать «Спартак» от других. Значит, нам есть над чем работать, что исправлять.
— Хотя бы один из 11 официальных матчей доставил вам полное удовлетворение – как результатом, так и показанной игрой?
— Наверное, стоит оценивать не какую-то конкретную игру, а отметить, что в первой трети чемпионата в наших выступлениях присутствовала определённая периодичность. Даже в проигранных матчах были моменты, которые мне понравились. Были игры, в которых «Спартак» показывал свою многогранность. В то же время очевидно, что мы должны прибавлять во всех компонентах. В ходе тренировочного процесса пытаемся обрести определённую гармонию в игре. Ежедневно ведём беседы с футболистами. Понимаю, что при оценке нашей работы люди в первую очередь руководствуются местом в турнирной таблице. Но для нас, для тренеров, определяющим сейчас является не это, а та работа, которую выполняем. Нужно запастись терпением. Я уверен, что хорошие результаты, победы к нам скоро придут.
— Насколько сильным оказался контраст между вашими представлениями о российской лиге и действительностью?
— Я бы не стал говорить о каком-то контрасте. Если ты серьёзно занимаешься футболом и добивался успеха в этом деле, то располагаешь определённым опытом. Та обстановка, в которую я попал здесь, не была для меня абсолютно новой. В «Спартаке», как и в любой команде, есть иностранные игроки. Когда работа клуба построена на высоком уровне, серьёзного значения название города или страны не имеет – ощутимой разницы не чувствуется. Профессиональный футбол всегда и везде отличают страсть и любовь к нему. Мы – я и мои помощники – с большим удовольствием находимся в России.
«ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО УЛУЧШАТЬ ИГРУ»
— Раньше «Спартак» тяготел к философии и стилю игры, которую исповедует «Барселона». А какой футбол прививаете команде вы?
— Тут всё зависит от ситуации и тех условий, в которых работаешь. Главное — принимать решения, которые позволяют добиваться победы. На мой взгляд, ошибочно кого-то копировать. Нужно иметь собственное лицо в футболе. Давать игрокам что-то от себя, чтобы они росли и побеждали. Мы реалистично оцениваем свои возможности и всё ещё находимся в процессе строительства команды. Этот процесс может длиться какое-то время. Для того чтобы всё было хорошо, чтобы мы добивались побед, должны быть на уровне все компоненты клуба. Для создания действительно большой команды, достойной титулов, необходима правильная работа всей структуры. Кое-чего мы уже добились. Но результаты игр с командами, которые принято считать слабыми, показывают, что нам нужно ещё усерднее работать.
— Перевод команды на игру в три центральных защитника носил плановый характер или это была своего рода реакция на болезненное поражение в Краснодаре?
— Об этом много говорят. На самом деле ещё в ходе подготовки к сезону многократно повторял игрокам: мы должны быть тактически гибкими. Должны постоянно поддерживать напряжение в игре. Мы разрабатываем план на матч, исходя из многих факторов – это и функциональное состояние футболистов на текущий момент, и их самочувствие, слабые и сильные стороны. Отталкиваемся также от того, что может предложить соперник. Условия задачи меняются еженедельно. Но вне зависимости от системы игры каждый футболист должен отвечать за оборону и каждый — за атаку. В любом случае груз ответственности равномерно распределяется на всю команду. Хочу видеть на поле чёткие структуры, которые помогают добиваться результата.
— Практически каждый защитник «Спартака» по отдельности представляет собой опытного, сформировавшегося мастера. Отчего же совместная игра у них далеко не всегда ладится?
— Этим и интересен футбол. Тренеры всегда определяют состав в расчёте на победу, по крайней мере в «Спартаке» дело обстоит так. А в случае неудачи самыми авторитетными и опытными экспертами непременно оказываются журналисты, разбирающие игру… Мы не пытаемся оправдываться после неудачных матчей. Понимаем, где нужно улучшать игровые показатели, и занимаемся своей работой. Кроме того, необходима какая-то доля удачи, чтобы всё на поле заработало как следует. Это не значит, что нам не нужно улучшать свою игру. Обязательно нужно! Причём не только в защите, в нападении – тоже. В конце концов, успех в футболе заключается в том, чтобы забить на один мяч больше соперника. Для того чтобы это получалось, должна быть хорошая взаимосвязь между линиями. По мотивам нашей последней игры с «Уралом» кто-то скажет: проиграли, потому что пропустили два мяча. Но можно поставить вопрос и иначе и предъявить претензии группе атаки за недостаточно решительные действия впереди. Не забили на один мяч больше соперника – вот и проиграли.
«БУБНОВ, ЛОВЧЕВ? НЕ СЛЫШАЛ»
— Вам что-то говорят фамилии Бубнов, Ловчев?
— Нет, не слышал.
— Стало быть, рецензии экспертов на матчи «Спартака» вас не слишком заботят?
— Любое дополнительное влияние извне отвлекает от работы. Мы хотим концентрироваться на своих задачах. Быть сфокусированными на том, что происходит на базе, на поле, в тренировочном процессе, в матчах. Каждый человек вправе высказывать своё мнение о футболе. Кто-то считает, что понимает игру лучше тренера. Это обычные вещи. Я к ним спокойно отношусь. Для нас самое важное – качественно исполнять свои обязанности, потому что мы несём ответственность перед огромной армией болельщиков и клубом.
— Насколько справедливы упрёки специалистов в том, что «Спартак» научился играть от соперника, но никак не научится играть от себя, с позиции силы?
— С этим мнением частично можно согласиться. Многое в подобных оценках зависит от взглядов того или иного человека на футбол, стилистических предпочтений. Нам важно сейчас заложить такую базу, которая позволит действовать как команда, рассчитывающая на самые высокие места и титулы. Конечно, мне хотелось бы продвинуться дальше во многих компонентах – таких, как психологическая составляющая, игровая, физическая. Но мы не нервничаем, а продолжаем спокойно, целенаправленно работать. Первые плоды этой работы, на мой взгляд, уже заметны. Вспомните, у того же «Зенита», лидера чемпионата России, «Спартак» вполне мог выиграть, хоть и сыграл вничью. Проблема пока заключается в том, что мы не можем справляться с командами, считающимися аутсайдерами. Для того чтобы изменить турнирную ситуацию на этом этапе, не хватило совсем чуть-чуть – вот этих самых очков, недобранных в Перми и Екатеринбурге. Выиграй мы эти матчи – уже были бы в первой тройке.
«ФУТБОЛ – ЭТО НЕ КОНЦЕРТ ПО ЗАЯВКАМ»
— Не слишком ли многое в игре «Спартака» сегодня завязано на Дзюбе? Всё-таки разнообразия атаке команды порою недостаёт.
— Любая команда так или иначе зависит от нападающего. У Дзюбы был очень хороший старт, но мы не можем требовать, чтобы он забивал безостановочно и в каждом туре оформлял дубли. Другие футболисты группы атаки должны поддерживать его и тоже брать на себя ответственность – тем более сейчас, когда Артёму уделяют особое внимание соперники. Ну и, на мой взгляд, где-то мы его недостаточно поддерживаем, защищаем. В последних матчах Дзюба действительно несколько сдал свои позиции. Мы с ним это обсуждаем. Параллельно пытаемся придумать новый вариант ведения игры в атаке, какую-то новую схему. Но и сам Дзюба должен понимать, что теперь, после долгожданного вызова в сборную, ему надо ставить перед собой новые цели и идти к ним, пытаться их решать.
— Считается, что «Спартак» не просто должен побеждать, а непременно делать это красиво. Учитываете это обстоятельство в работе?
— Футбол – это не концерт по заявкам (улыбается). Нужно реалистично оценивать ситуацию, которая есть. Я ничего не имею против футбола эстетичного. Но всегда нужно ориентироваться на две составляющие — соперника и тот состав футболистов, которым ты располагаешь на данный момент времени, учитывая травмы и другие аспекты. Мы отдаём себе отчёт в том, что определяющим фактором сейчас для нас является результат. В начале у нас неплохо получалось его добиваться. Присутствовал качественный переход из обороны в атаку. А сейчас, когда возникли сложности, нужно придерживаться того пути, который выбрали, и идти к тем целям, которые перед нами стоят. Но, выбирая стиль игры, нужно быть очень трезвыми и здравомыслящими.
«РОМАН ШИРОКОВ – ЭТО ИМЯ В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ»
— Возвращение в строй Широкова автоматически повысит качество спартаковской игры или мы слишком многого от него ждём?
— Мы в этом вопросе должны быть очень терпеливы. Я понимаю, что от Романа, от его появления на поле люди ждут очень быстрой отдачи. Чересчур много от него требуют. Но любой команде необходимо время, чтобы сыграться. Мы должны быть 100-процентно уверены, что Широков готов помогать «Спартаку» в официальных матчах. Не забывайте, у него была серьёзная травма, а такие вещи не проходят бесследно. Ему необходима игровая практика. Но в чём у меня не возникает сомнений, так это в том, что Широков привнесёт в нашу команду победный дух и большой опыт. Роман Широков – это имя для российского футбола. Мы обязаны обернуть его умения на пользу «Спартаку».
— Помимо Широкова команду пополнил летом всего один новичок, Промес. Сейчас, спустя несколько месяцев работы, вы уже выявили позиции, нуждающиеся в усилении извне?
— Когда до этого дойдёт, мы обязательно обсудим кадровую тему внутри клуба. Сейчас же мне не хотелось бы делать прогнозов на сей счёт. Да, летом мы получили двух новых футболистов – Промеса и Широкова. Пятерых – отдали в другие команды. Ряд игроков, напротив, вернулись из аренды, и этот фактор тоже ни в коем случае нельзя недооценивать. Сейчас мы собираем своего рода пазл и, в принципе, видим, где могли бы произойти определённые изменения. Ближе к зиме, наверное, ситуация окончательно прояснится, и станет понятно, кто из игроков подходит «Спартаку», а кто, возможно, не очень.
— Не многовато ли футболистов вы раздали по арендам после старта сезона? В некоторых матчах у «Спартака» на полноценную заявку людей не набиралось…
— Те игроки, которых мы отпустили, наверное, не могли закрыть позиции, нуждавшиеся в усилении. Понятно, что Яковлев в роли левого защитника – это в значительной степени форс-мажор.
— Что происходит с Боккетти? Ещё недавно Сальваторе считался чуть ли не лучшим беком современного «Спартака», но после Краснодара засел в запас. Его готовность сегодня не соответствует вашим требованиям?
— Я тоже играл в футбол и по себе знаю: важно не то, что было вчера, а то, что будет завтра. Сальваторе перенёс травму и должен набрать оптимальную форму. Мы с ним этот момент обсуждали.
«МОЯ ТРЕНЕРСКАЯ МИССИЯ ЕЩЁ НЕ ВЫПОЛНЕНА»
— Леонид Федун признавался: прежде чем принять решение по тренерскому вопросу, «Спартак» наводил справки о вас у Моуринью. И, судя по всему, тот дал вам исключительно положительные рекомендации. Это Жозе вас после двух побед «Базеля» над «Челси» так зауважал?
— Ну, мы с ним общались немного у поля. Понятно, что тот успех не мог пройти незамеченным. Где-то нам повезло, не без этого. Не скрою, приятно слышать подобные оценки со стороны. Но я не считаю, что победами над «Челси» моя тренерская миссия выполнена. Приятно вспоминать старые победы, смахивать пыль с выигранных кубков, однако я стараюсь смотреть вперёд. Не думать о том, что было вчера. Для меня честь работать со «Спартаком» и добиваться с ним новых успехов. Это сейчас моя главная мотивация.
— Предыдущий иностранный тренер «Спартака» Унаи Эмери постоянно жил на базе и в город выбирался изредка. Вы – такой же затворник?
— В Москве жизнь особенная. Много народа, заторы на дорогах… Но у меня с первого дня в России только позитивные впечатления от людей, от города в целом. Я всегда открыт для новых впечатлений. У нас прекрасная база, на которой можно со всеми удобствами обитать. Но я люблю перемены. К счастью, недавно у меня была возможность пригласить в Москву супругу. Мы с ней провели несколько дней в апартаментах в центре города. Конечно, передвижение по Москве на автомобиле – это интересный опыт (улыбается). Я люблю находиться в пути. Хорошо, что есть водитель – это позволяет мне выполнять какую-то работу, не выходя из машины.
По-моему, Якин как раз всё очень чётко обозначил. Что футбол - это не концерт по заявкам. И что в первую очередь нужно смотреть на тот состав, который у тебя имеется, а потом уже думать о том, какую игру ставить.
Он человек европейский, поэтому тактичный, это наши колхозники привыкли правду матку рубить, а Якин человек сдержанный. Он нам тактично намекнул, что с этими игроками "Барселону" не построишь. Будем ждать Зимы и определяться кто нужен, а кто лишний.
Подписываюсь под каждой буквой.
Не надо вестись на все эти журналистские штучки.
С кем из "середняков" Спартак играл на отбой? С Тереком? Пропустили быстрый гол и весь матч пытались взломать оборону соперника - это игра на отбой?
Или игра с Краснодаром? Так там был не отбой, а провал! две травмы за 20 минут и весь план на игру коту под хвост. Это никакого отношение к игре на отбой не имеет. Так с кем, кроме Зенита и Динамо Спартак играл на отбой? При этом все признают, что и Зенит и Динамо сегодня явно лучше укомплектованы.
ЦСКА уже несколько лет играет в автобусы и раскрывается только когда откровенно прёт, и никто их не ругает. А тут шум подняли.
год-полтора это вообще минимум, который нужно дать тренеру.
А при чем тут отбой??? Я говорил про отбой? Я сказал, что игра в атаке непонятно на чем строится против команд, которые позволяют контролировать мяч. Против сильных команд понятно как играем - средний прессинг (иногда включаем высокий), резкие контратаки через Промеса/Хурадо, с выводом на Дзюбу (это если упрощенно). А против слабых и равных как мы играем? Пока никак. Вот это меня и волнует :(