6 мин.

Ловчев: «В «Спартаке» идет какая-то внутренняя борьба»

Известный в прошлом футболист «Спартака» и сборной страны, а ныне футбольный эксперт Евгений Ловчев, излагает свой взгляд на нынешнюю ситуацию, в которой оказались спартаковцы на старте сезона.

- Евгений Серафимович, «Спартак» идет седьмым в турнирной таблице, разрыв в очках от лидеров все растет. Какие линии в команде на ваш взгляд сейчас проседают больше всего?

- Мне думается, что проседают, прежде всего, две линии: тренерская и линия понимания того, какие игроки должны приходить в «Спартак». Здесь сегодня не растят футболистов своей школы. В советские времена мы, как сейчас говорят, игроки с паспортом, все были на виду. Через молодежные, юношеские сборные. И все понимали: вот этот парень подходит этой команде, этот – другой. Потому что были разные лица у команд. А что сегодня? Возьмем, условно, «Динамо» и «Спартак». Все сейчас играют в одинаковый футбол. Как бог на душу положит. А в наши времена «Динамо» – это сила в движении. Когда, например, такой замечательный тренер, как Гавриил Качалин, работавший и в команде, и в школе, отстаивал, скажем, тему двух крайних нападающих и хорошего центрального форварда. «Спартак» был заметен игровой каруселью. Когда у закавказских команд был свой футбол, а у среднеазиатских – тоже свой. И так далее. Сегодня все это нивелировалось. Но главное – подбор игроков не идет под какую-то конкретную команду.

- Как это отражается на том же «Спартаке»?

- Как? Допустим, нужен полузащитник. Говорю это, не беря примеры с потолка, а из своих источников. Я знаю, что такая методика подбора существовала в «Спартаке». В команде рассматривали список возможных кандидатов-легионеров и начинали разговаривать. С этим поговорили – отказался, с тем поговорили – тоже отказался. Причины отказов могут быть разные, но суть одна. Разговаривают с третьим – согласился. Вот такой упрощенный вариант. А почему этот третий игрок должен быть в «Спартаке»? По каким качествам? Только потому, что он согласился? А есть и другой вариант. Это смотреть, исходя из наличия российского паспорта. Есть он или нет. И это тоже подбор футболистов под конкретную игровую модель команды?

- Может быть, таким образом пытаются найти спартаковский футбол?

- А что это такое – спартаковский футбол? Получил игрок мяч, подержал, обвел кого-то – о, это спартаковский футбол! А по мне, так последним продолжателем спартаковского футбола был как тренер Олег Романцев. Я приходил на его тренировки и видел, что там происходит. Мяч еще у полузащитника, а пять человек передней линии уже в движении. То есть, все это отрабатывалось на тренировках. И потом применялось в игре. С успехом. Начиналась карусель, в которой соперник мог легко запутаться, потому что вариантов завершения атаки возникало немало, а угроза могла исходить оттуда, оттуда, от этого игрока, от того… А как подбирают игроков сегодня? Взяли, допустим, Де Зеува. Зачем, по каким критериям? Сыграл пару матчей неважно, посадили на лавочку и сидит. Пришел Ромуло. Что-то не получилось – тоже на лавочке сидит. И так третий, четвертый. Может у следующего пятого получится лучше. А может и не получится. Тогда появится кто-то еще. Почему? Потому что футболисты берутся не под спартаковскую игру. Да и элементов ее самой становится все меньше и меньше.

Раньше в нашем футболе, в «Спартаке» ли в «Динамо», всегда был коллектив. После игр собирались, допустим, в бане. В Сандунах или еще где. Могли собраться в ресторане. Кто-то выпивал, кто-то нет. Но таким образом, так или иначе, создавался коллектив. Который потом мог требовать и требовал на тренировках, в игре от конкретного футболиста. Шли разборы матчей внутри нас самих. А сегодня я уже слышу о внутренних разборах внутри команды.

- В «Спартаке»?

- Да. У нового тренера возникают какие-то проблемы с тем же Дмитрием Комбаровым. Весь прошлый сезон тот отыграл практически без замен, пропустил, кажется только пару игр. А сейчас, будучи футболистом сборной лишился капитанской повязки, стал играть с заменами, не попадать в состав… Почему так? Ты же его, как минимум, не выводишь, таким образом, на новый качественный уровень. Глушаков. Почему-то начались проблемы и у этого футболиста сборной страны. Широков. Я думаю, что здесь проблема может возникнуть огромная. Роман это тот человек, который не будет молчать. Свои возможности и свою силу он знает. И он прекрасно видит и понимает, что о нем говорят и чего ждут. Что он может организовать игру команды, что такого после Алекса как раз «Спартаку» и не хватает и так далее…

- Насколько я знаю, Якин собирался его взять на матч с «Уралом», но потом неожиданно пошли разговоры от того же главного тренера о травме, полученной Широковым на тренировке. И во всем этом почему-то сразу почувствовалась какая-то недоговоренность…

- Я с Романом познакомился относительно недавно. Мы уже успели с ним поговорить о каких-то жизненных вещах. Много интересного услышал. Но я хочу привести вам такой пример. Это к вопросу взаимоотношений игроков и тренеров... Тем более игрока такого интересного, много понимающего в футболе, как Широков. Так вот, рассказывает Роман… Звонят ему из сборной, второй тренер. Роман, как дела? Тот отвечает: тренируюсь в общей группе, так и так. Роман, ты нам нужен на две предстоящие игры, нам тебя не хватает и прочее, прочее… Широков отвечает: если нужен, то я готов. А спустя два дня появляется список игроков, вызванных на матчи. Широкова там нет. Роман мне и говорит: Евгений Серафимович, я ничего не понимаю, что происходит. Я в шоковом состоянии... И как, скажите, потом игроки и тренеры должны нормально взаимодействовать между собой? Ну, хотя бы позвоните еще раз, объясните игроку, столь важному, как вы говорите, для вас. Объясните, что произошло… Дальше. Везде действительно начали говорить, что он поедет на матч с «Уралом». И Роман, насколько я знаю, сказал Якину: я готов играть. Если вы меня ставите, я поеду. В противном случае – не поеду. Когда в составе «Спартака» он никуда не поехал, я понял, что тренер, видимо, начал учить его жизни. Поэтому я и говорю: все, что сейчас происходит в «Спартаке», это какая-то новая внутренняя борьба. Когда тренер в середине поля вместо того же Широкова на матч с «Уралом» выставляет свой вариант с Чельстремом, Тино Коста и Ромуло, а потом дружно всех их меняет… Для меня эта ситуация объясняется просто: человек не управляет ситуацией.

- Получается, по-вашему, что в «Спартаке» в целом не хватает какой-то руководящей силы?

- Николая Петровича Старостина там не хватает. Вот кто бы разрулил всю ситуацию и тот же Широков уже играл бы. И Рома рвал бы за «Спартак» и метал. И чувствовал бы себя великолепно. И, думаю, не только он один. А когда я вижу, что Яковлева ставят в защиту?.. Ну, этого делать просто нельзя.

- Когда Хиддинк Жиркова в сборной начал ставить в оборону, я сразу сказал, что он тем самым погубит Жиркова.

- Да. Жирков, Комбаров, Яковлев… Это полное безобразие. Есть же законы игры того же крайнего защитника. К тому же в «Спартаке» сегодня собраны довольно средние во многом игроки и такой перевод Яковлева грозит обернуться серьезными проблемами. Что и вышло в поединке с далеко не самым сильным соперником из Премьер-лиги. Я уже не раз слышал, что якобы Якин и на прежнем месте работы имел свою точку зрения, конфликтовал со звездами. Все может быть. Но тут-то что конфликтовать? Ты пока еще ничего не создал в «Спартаке». Константин Иванович Бесков со всеми нами в «Спартаке» тоже конфликтовал, но какой опыт и авторитет имел он и какой имеет Якин? Хотя проблема не только в нем одном. В «Спартак» должна придти коллективная бригада работников-руководителей, поддерживающая друг друга. Но поддерживающая квалифицированно, в интересах футбола. Когда он может не только определить цель, стратегию на словах, но и продвигать все это дело вместе. Может тогда мы и увидим свет в конце тоннеля.

Источник