Арсену Венгеру нужно вернуть пиццу в меню «Арсенала»
Подписывайтесь на наш паблик: http://vk.com/arsscnews и заходите на наш сайт: http://fc-arsenal.com
В следующие 10 лет после эпохи Непобедимых и летающей еды на Олд Траффорд Арсенал утратил элемент грубой силы и спортивной злости, необходимые для успеха на высшем уровне. Пожалуй, самое странное из всего, что случилось в тот день, когда Арсенал утратил свой статус Непобедимых в матче против Манчестер Юнайтед, является тот факт, что, несмотря на то, что целый ряд свидетельств указывают на Сеска Фабрегаса, мы все еще ожидаем формальной идентификации человека, дотянувшегося до куска пиццы, который, по словам Эшли Коула, прилетел «прямо в лицо» сэру Алексу Фергюсону.
Всеобщие подозрения, что это был Фабрегас, 17-летний игрок со скамейки запасных, так и не вышедший на поле, еще больше усилились после абзаца в книге Коула, где он без всякого удовольствия вспоминал, как над его головой в сторону Фергюсона пролетели пепперони и «ударившись о знаменитое лицо красного цвета, скатились на дорогой черный костюм» перед тем как предложить читателю намек, что виновником случившегося был не англичанин и не француз.
Игроки Юнайтед всегда были уверены, что это был самый молодой член команды Арсена Венгера, и Гари Невилл вам это подтвердит. Он и игроки его команды были вполне уверены в этом, когда выдвинулись в направлении стола с закусками в своей раздевалке за ответной амуницией. Потребовалось вмешательство Фергюсона, иначе коридоры Олд Траффорд могли бы воскресить в памяти финальные сцены из кинофильма «Багси Мэлоун»:
Фабрегас, однако, всегда отрицал свою роль в этом эпизоде. В Арсенале существует политика «омерта» распространяющаяся на все события в раздевалке клуба. Она была нарушена единственный раз, когда Мартин Киоун подтвердил причастность Фабрегаса в радиоинтервью. Однако Киоун покинул Арсенал годом ранее, и, поскольку проверить предполагаемого виновника на полиграфе не представляется возможным, Фергюсон в своей дополненной автобиографии, которая выходит в свет через неделю признает, что все еще не имеет представления, кто это сделал. «Говорят, что кусок пиццы в меня бросил Сеск Фабрегас, но до сего дня я понятия не имею, кто виновник», - написано в книге.
10-я годовщина того матча состоялась в прошедшую пятницу, и игроки Венгера, пожалуй, предпочли бы стереть из памяти все происшедшее в тот день, судя по небольшой сцене, которая случилась, когда моя коллега Эми Лоуренс брала интервью у Коло Туре для своей новой книги «Непобедимые» о сезоне Арсенала 2003-2004 года, когда команда не потерпела ни одного поражения. Разговор зашел об обстоятельствах того, как в октябре следующего сезона победную серию прервал Манчестер Юнайтед. Первая реакция Туре на заданный вопрос была – закрытые глаза и гримаса неудовольствия. Он сказал, что разочарование все еще не покидает его, на лице игрока безошибочно угадывалась печаль. Сжатым кулаком Туре бил себя в грудь в районе сердца. «Оно все еще здесь», - сказал он.
В Арсенале предпочитают вспоминать единство игроков и блестящую игру, которые привели к установлению рекорда в высшем дивизионе и делают это вполне обоснованно. Результаты той команды напоминают футбольную мечту. Патрик Виейра, живое воплощение Непобедимых был включен в Национальный Зал Футбольной Славы в четверг, ровно через 10 лет после того как 49-я игра той серии закончилась поражением Астон Виллы на Хайбери со счетом 3-1.
На церемонии также присутствовал Киоун, и, слушая их истории и смотря на их строгие черные костюмы, я не мог отделаться от мысли, что они вполне гармонично смотрелись бы у дверей дорогого ночного клуба. Их вид был напоминанием того, что Венгер однажды создал самую физически мощную команду той поры, а также свидетельством недостатков сегодняшнего Арсенала.
Величайшие команды Венгера были способны не только на восхитительную коллективную игру, которая заставляла соперника чувствовать, как однажды сказал Невилл, как будто они «пытаются опекать пилотажную группу королевских ВВС Красные Стрелы». Они состояли из полностью сформировавшихся мужчин, которые движут вперед этот мир. И даже если время от времени у них на поле размывалась грань между тем, что хорошо и тем, что плохо, это качество всегда отличало команды с выдающимися соревновательными качествами и что еще более важно, с более полными шкафами с трофеями.
Рио Фердинанд отмечает то же самое в своей недавней автобиографии, объясняя насколько его временами выбивало из себя играть против Денниса Бергкампа. Великий голландец даже не удосуживался посмотреть ему прямо в лицо и в целом оставлял впечатление, что по венам у него льется лед. Фердинанд пишет, что только несколько игроков за всю карьеру оставляли у него схожие впечатления и называет среди них Лионеля Месси и Зинедина Зидана. Ты мог пялиться на них, толкать локтями, орать, они обращались с тобой как с пустым местом. «Однажды когда я был еще молод и играл за Лидс, я спросил Денниса Бергкампа, не хочет ли он обменяться майками после игры. «Я не меняюсь майками», - ответил он с ледяным выражением лица. Это заставило меня почувствовать еще более мелким по сравнению с ним. Он отбросил меня как докуренную сигарету. Я ненавидел его, когда играл против него впоследствии».
Арсенал все еще показывал приличную игру время от времени, но в какой-то момент команда потеряла этот уличный дух. Сэм Эллардайс однажды сказал мне, что собрал в состав Болтона много игроков выше шести футов, потому что его команда выходила на поле бок о бок с игроками Арсенала по туннелю Хайбери и игроки явственно чувствовали себя более слабыми физически. Рой Кин готов был ввязаться в драку с Виейра, но теперь говорит, что если бы дошло до дела, то шансы на итоговый успех явно были бы на стороне его оппонента из Арсенала.
Характер команды всегда может быть проверен по ее результатам в гостевых матчах, и несмотря на все комплименты в книге Лоуренс, люди забывают, что в 2001-02 году, когда Арсенал выиграл Дубль, команда не потерпела ни одного поражения на выезде. Современный Арсенал вот уже четыре года не может выиграть на выезде у кого-либо, финишировавшего в верхней четверке.
Предыдущий рекорд был установлен 26-ю годами ранее клубом Ноттингем Форест, который провел без поражений 42 последовательных матча и так же как и Арсенал заслужил всеобщее признание своего игрового стиля. Однако в великой команде Брайана Клафа играли два особенных игрока Ларри Ллойд и Кенни Бернс. Они составляли самый грязный и отвратительный дуэт центральных защитников своего времени и во времена начисления штрафных пунктов за грязную игру, стратегически планировали свои нападения на центрфорвардов соперника в зависимости от того кто из них был более близок к дисквалификации.
Ллойд сломал ногу в середине сезона 1977-78 и Клаф немедленно подписал Дэвида Нидхэма из КПР ему на замену. Нидхэм безупречно отыграл 6 недель до тех пор, пока Ллойд не восстановился после повреждения. Клаф немедленно вернул Ллойда в состав после выздоровления, и Ллойд вспоминает этот момент как самый большой комплимент своей игре: «Сначала он поговорил с Нидхэмом: «Дэвид, наверное, ты задаешься вопросом, почему не попал в состав. Ты отлично отыграл все матчи с того момента, как попал в команду. Дэвид, мне не в чем тебя упрекнуть. Ты отличный парень. Если бы моя дочь хотела бы привести домой жениха, я хотел бы, чтобы это был ты. Ты настолько замечательный человек, что я готов с тобой породниться». Затем он показал пальцем на меня. «Я ненавижу этого долбаного засранца. И поэтому играть ты не будешь. Ты не такой засранец как Ларри Ллойд. И, сынок, у меня в защите будут играть засранцы». В Челси лидерские качества начинаются с Джона Терри и проявляются во многих членах команды, включая Бранислава Ивановича, Неманью Матича, Диего Косту и многих других. Чемпионства Манчестер Сити были добыты силами несгибаемых игроков, таких как Венсан Компани, Пабло Забалета, Яя Туре и Гарет Бэрри. Успешные команды Фергюсона всегда проявляли отменную смелость и, если нужно, достаточное количество грубой силы.
Тем же в былые годы славился и Арсенал. В раздевалке клуба собрались самые сильные и требовательные друг к другу личности в спорте. В наше время не так-то легко разглядеть физическую и ментальную силу канониров. И, пожалуй, та игра на Олд Траффорд стала первым явным звонком и предвестником того, что стоит ожидать команде в будущем. Вспомните как Невилл и его брат Фил устроили совместную охоту на Рейеса и в конце концов нанесли ему травму. Невилл посвятил этому событию целую главу в своей автобиографии. «Это футбольный матч, - сказал Фергюсон перед игрой, - Вам разрешены подкаты и единоборства. Другие команды не навязывают им физическую борьбу. Так давайте устроим мистеру Пиресу и мистеру Анри тяжелый вечер. Сегодня они будут играть в других условиях»
Арсенал проиграл 75 матчей в чемпионатах Англии со времени окончания эры Непобедимых и почти треть из них, 22, были проиграны Юнайтед или Челси. В особенности печальные результаты получались против оппонентов со Стэмфорд Бридж. На днях Рой Кин высказал любопытную мысль по поводу современной футбольной культуры некоторых команд, члены которых постят победные селфи в Твиттере, иногда после довольно рутинных побед над слабыми соперниками. Это говорит ему о «недостатке характера у хороших мальчиков». Имел ли он в виду игроков Арсенала? Он не называл никого поименно, но я бы сказал, что шансы, на то, что именно Арсенал и имелся в виду, точно такие же, как и шансы обнаружить отпечатки пальцев Фабрегаса по всей той пицце.
Перевод материала: Вадим Дубровский.