5 странных летательных аппаратов
Самолеты не всегда выглядели элегантно. Авиация бросает вызов пределам, и в этой сфере все время возникают новые идеи, однако самолеты, перечисленные ниже, даже отдаленно не подходят под понятие «норма».
Caproni Ca.60 Noviplano, 1921
Caproni Ca.60 Noviplano - экспериментальная летающая лодка-авиалайнер. Основное назначение прототипа - обкатка решений перед постройкой 150-местного транс-атлантического лайнера.
Самолет имел необычную аэродинамическую схему: девять крыльев были расположены тандемом в трех пакетах по трипланной схеме. Другими словами, это был тройной триплан. Крылья были позаимствованы с бомбардировщиков-трипланов, оставшихся после Первой мировой войны.
Ca.60 был оснащен восемью двигателями Liberty L-12 суммарной мощностью в 3.000 л.с. По бокам от фюзеляжа была установлена пара поплавков-аутригеров. Машина совершила единственный испытательный полет 4 марта 1921 года. Практически сразу после взлета, на высоте 18 метров, самолет разрушился и рухнул в воду. Оба пилота погибли.
Позже самолет был восстановлен, но некоторое время спустя сгорел при загадочных обстоятельствах.
Vought V-173, 1942
Vought V-173 был разработан в качестве прототипа самолета с вертикальным взлетом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители, взлетая с палубы авианосца. За странную конструкцию летчики-испытатели прозвали этот самолет «летающий блин».
Его фюзеляж имел округлую форму. Пара двигателей приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые на задевали за землю при взлете только благодаря удлинненным стойкам шасси.
Невысокий спрос и одна авария решили судьбу этого проекта, однако с него началось развитие в этом направлении, которое в конце привело к появлению знаменитого Harrier Jump Jet.
Convair Pogo, 1954
The Grumman X23, он же «Pogo», представлял собой радикальный уход от всех норм самолетостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд. По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолет, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата.
Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально. Вот только в отличие от большинства самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, нос Pogo перед взлетом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете. Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать.
Было совершено несколько успешных испытательных полетов, но, как и многие другие воздушные неудачники, этот проект так и не смог улететь далеко от земли.
McDonnell Douglas X-15, 1959
X-15 является очень старым проектом, однако это был такой значительный и аномальный скачок вперед, что он по сей день остается непревзойденным в истории авиации. Впервые испытанный в 1959-м году, экспериментальный ракетоплан Х-15 был 2 м в длину, с двумя крошечными метровыми огрызками крыльев с каждой стороны.
Серия испытаний показала, что ракетоплан способен достигнуть высоты в 107 км, так что две выполненных миссии были квалифицированы как космические полеты. Когда этот небольшой самолет проходил сквозь плотные слои атмосферы, его скорость в шесть раз превышала скорость звука. Обшивка Х-15 была покрыта особым сплавом на основе никеля, который был похож на тот, что встречается в составе метеоритов. Этот сплав не позволял самому быстрому летательному аппарату на планете сгореть в атмосфере.
Lockheed SR 71 Blackbird, 1964
SR 71 Blackbird был создан еще до эпохи универсальных спутниковых технологий. Это был первый в своем роде самолет-разведчик, с беспрецедентной скоростью и дальностью полета. Он был способен подниматься на невероятную высоту, а выглядел он как страшный, почти инопланетный космический корабль.
Однако в конструкции SR 71 Blackbird были серьезные недостатки. Стоило самолету подняться на высоту в 7 км и разогнаться до скорости в 3300 км/ч, как его внешняя обшивка нагревалась до 400 градусов и начинала светиться красным. Эта адская картина за пределами кабины не слишком радовала пилотов. И хотя кабина была изолирована асбестом, пилотам все равно приходилось сидеть в ней по полчаса после приземления, для того, чтобы не опалить себе ноги при выходе. Даже прозрачный фонарь кабины раскалялся до 300 градусов.
Самолет эксплуатировался с 1964 по 1998 годы. Из 32-х построенных самолетов 12 было потеряно в результате несчастных случаев, боевых потерь не было.