Эрик Тохир: Когда ты стоишь на вершине холма, ветер дует сильно
Когда владелец миланского «Интера» Эрик Тохир прибыл на встречу в дорогой итальянский ресторан в Джакарте, его окружение было весьма примечательным… cвоим отсутствием. Большинство индонезийских магнатов даже улицу не переходят без плотного кольца охраны и услужливых помощников. Но мистер Тохир пришел один, подтверждая, тем самым, свою репутацию «земного» человека. «Таков мой характер. Я не могу измениться только потому, что стал известным», говорит он. В темно-синем костюме без галстука, с прилизанными назад волосами и с не сходящей с лица мальчишеской улыбкой, он выглядит расслабленным. При этом, он и есть тот самый человек, который взял на себя миссию превратить один из футбольных топ-клубов Италии из увядающей иконы в процветающий многонациональный бизнес-проект. «Такое случается во многих компаниях, - говорит Тохир об упадке итальянского футбола в целом, как на футбольном поле, так и в финансовом секторе. - Когда ты на вершине, тебе комфортно, ты становишься жирным и ленивым, и, вдруг, появляется другая компания, которая упорно трудится и которая борется, умело конкурирует. В нашем случае – это английская Премьер-лига и немецкая Бундеслига».
Сын Тедди Тохира, совладельца финансово-промышленного конгломерата Astra International, сорока четырехлетний Эрик Тохир начинал как член правления в сети отцовских ресторанов барбекю «Hanamasa» со своим старшим братом Гарибальди (назван он так в честь народного героя Италии) и которого называют «наследный принц» семейной бизнес-империи, ведь мистер Эрик Тохир решил отделиться и пойти своим путем. Тохир купил «Республику» - крупнейшую индонезийскую мусульманскую газету, у которой были финансовые трудности в 2000 году и перешел потом на журналы, радио, ТВ, работая с другими магнатами, такими, как Томи Вината и семьей Бакри, которые вызывали полемику, благодаря своим политическим взглядам и бизнес сделкам.
Являясь спортивным болельщиком и любителем баскетбола, мистер Тохир стоял у истоков создания создании Баскетбольной ассоциации Индонезии, так же является президентом Юго-Восточной Азиатской Баскетбольной Лиги. Но он сам, вместе с тем, характеризовал свою поддержку спорта больше как «корпоративную социальную ответственность», чем бизнес.Но он поменял свое мнение после того, как стал вхож в коммерческий мир американского спорта, инвестируя средства в баскетбольную команду НБА «Philadelphia 76ers» в 2011 году и в футбольную команду Вашингтона МЛС «DC United» в 2012.
В прошлом году Тохир вместе со своим индонезийским бизнес партнером Ганди Соетеджо приобрел 70% акций миланского «Интера» у Массимо Моратти, итальянского магната, семье которого остались 30% акций. Сумма сделки погрязшего в долгах клуба составила 375 млн.евро согласно информации тех, кто хорошо знаком с этой сделкой, хотя официально сумма данной сделки не разглашалась.Вследствие этой сделки, Тохир продал свою долю акций «Philadelphia 76ers» и сконцентрировался на итальянском футболе, Америке и « Mahaka Group» - своем индонезийском медиа-бизнесе, включающим в себя ТВ и радиостанции, журналы и газеты.
Вместе со стремительно развивающимся индонезийским медиа-бизнесом, возродить «Интер» - это самый большой вызов для Эрика Тохира. После завоевания пяти подряд титулов Чемпиона Италии (2006-2010) и выигрыша Лиги Чемпионов, самого престижного европейского соревнования для футбольных клубов, в 2010 году, «Интер» перестал дарить своим болельщикам надежды на высокие цели и места, не поднимаясь выше пятого места в серии «А»,- итальянском элитном дивизионе,- за последние три года. Вместе с этим, «Интер» опустился на 15-ое место и в последнем, так называемом, отчете британской консалтинговой компании «Deloitte», которая в начале каждого года презентует свой традиционный отчет «Football Money League», с доходом в 168,8 млн.евро., за сезон 2012/2013гг. В то время, как английская Премьер-лига становится все более похожей на площадку для игры мировых миллиардеров и заполучила в свои ряды менеджеров высшего ранга много лет назад, итальянская загадочно-коррупционная серия «А» только-только начинает пускать в свой внутренний мир зарубежных инвесторов. Мистер Тохир является только вторым иностранным владельцем итальянского топ-клуба вслед за приобретением американскими владельцами контрольного пакета акций римской «Ромы» в 2011 году.
Тохир также является первым индонезийским магнатом, который купил европейский футбольный топ-клуб. Однако, хоть Тохир и является большим поклонником и любителем спорта, он настаивает, что собирается сделать из «Интера» бизнес проект, как и было в случае с его же вложениями в американском спорте.
Мистер Тохир, скромно так, посмеялся над бывшим премьер-министром Италии и, по совместительству, владельцем соперника его «Интера» по городу, футбольного клуба «Милан», Сильвио Берлускони, заявив : «ты потратил кучу денег, а заработал ноль! Футбол изменяется, - говорит Эрик Тохир. - Я хочу применить американскую модель, где спорт в целом – это медиа бизнес, коммерческая реклама, различные информационные ресурсы, переплетенные с промышленностью, производящей потребительские товары - продажа футболок и другой фирменной продукции». Даже в более успешных европейских футбольных лигах, лишь немногие клубы могут похвастаться прибылью. Эта задача еще более сложная для Италии, с ее не конкурентно способными командами и стареющими стадионами, которые привязаны к семьям и различным корпоративным предприятиям.
Новое правило под названием «Финансовый Фейр-Плей (ФФП)», введенное УЕФА, европейским управляющим футбольным органом, дало дополнительный стимул планам мистера Тохира. Такая почтенная организация, как УЕФА, начала проверять клубы, которые несут большие убытки и начала, также, расследование деятельности «Интера» и еще 6 клубов, которые подозреваются в нарушении правил ФФП. Но перед тем, как привести в порядок финансы, мистер Тохир должен изменить клубную организационную структуру. Он драматически сменил людей с интеровско-итальянским прошлым на высоко ценящихся англоязычных работников управленческого аппарата из мира спорта и медиа. Майкл Болингброк, бывший главный директор по прозводственным вопросам в Манчестер Юнайтед, одного из самых прибыльных футбольных клубов мира, пришел в «Интер» по приглашению Тохира на должность главного исполнительного директора. Мистер Тохир также пригласил в клуб директора по маркетингу из «Apple’s iTunes», главу по международным связям из «AEG», американской группы «sports and entertainment», которой принадлежит лондонская арена 02 (the 02 Arena, англ.), и главного финансового директора из «ДС Юнайтед». « Внутри этой компании работает много хороших людей, но им нужны новые примеры, которым стоит следовать, говорит Тохир. - Многие индонезийцы, которые покупают иностранный бизнес, думают: "теперь это мне принадлежит, потому я приведу сюда индонезийцев". Я знаю, что я должен привести сюда хороших людей с накопленным опытом из разных индустрий. Одним из основных направлений деятельности команды менеджмента будет Азия, где « Интер» и другие топ-клубы Италии сильно отстают в борьбе за быстро растущее количество фанатов футбола среднего класса от таких команд, как тот же «МЮ», «Ливерпуль», «Реал Мадрид». «Из 280 млн. болельщиков «Интера» по всему миру, 60% находятся в Азии, и только в одной Индонезии их насчитывается 18 млн.».Эрик Тохир видит большие возможности для увеличения продажи товаров, подписания спонсорских контрактов с местными компаниями и поднятия большой прибыли от после сезонных туров, благодаря сильному бренду под названием «Интер», в Азии.
Азиатский рынок будет очень важен, если Тохир сможет в полной мере реализовать свои амбиции по превращению «Интера» в один из 10-ти самых зарабатываемых клубов мира и привлечь, тем самым, необходимые средства для того, чтобы вновь стать серьезным конкурентом в Лиге Чемпионов.
Мистер Тохир был честен с болельщиками «Интера», когда говорил, что, к примеру, он приобрел возрастногозащитника из «МЮ» Неманью Видича частично из-за того, что тот является « хорошей рекламой для азиатского рынка». «Я говорил с мистером Моратти, но потом пошел и поговорил с менеджерами и спросил, этот игрок поможет нам на поле, а как с маркетинговой точки зрения?» говорит Тохир, - Это как кредитный комитет в банке».Несмотря на глобальные перемены которые идут полным ходом, мистер Тохир не избежал обвинений от суровой итальянской спортивной прессы и от неприятных расовых оскорблений от «ультрас» Италии, которые имеют ксенофобскую репутацию. «Давление по-прежнему велико», говорит он. - Когда ты стоишь на вершине холма, ветер дует сильно».
Но, вместе с тем, мистер Тохир явно наслаждается собой. Уходя из ресторана, он предъявил банковскую карточку своего медиа бизнеса: «Но есть еще другая для «Интера!» - гордо произнес президент.
Огромная благодарность за содание этой статьи http://www.sports.ru/profile/1023443277/