5 мин.

Широкова поле деятельности

В предвкушении дебюта Широкова в «Спартаке» рассуждаем, какие тактические изменения повлечёт за собой внедрение Романа в основу клуба.

Широков — футболист незаурядный. Интеллектуал. Скоростью, желательной для крайнего бека или, к примеру, вингера, он и в лучшие годы не обладал. Да она ему, по большому счёту, и не нужна. Для мастера его профиля важна быстрота принятия решения и качество его воплощения в жизнь. А с этими компонентами у Широкова и поныне, в 33 года, полнейший порядок. Дело Романа – конструировать, созидать. Бегать положено адресатам его передач.

Было время, Хиддинк пытался перековать Широкова в центрального защитника. Ничего путного из затеи Гуса не вышло. Всё-таки к созиданию душа игрока всегда лежала сильнее, чем к разрушению. Спаллетти это прекрасно понимал и оборонительными функциями Романа не отягощал. Изредка, в случае крайней необходимости, ставил на край полузащиты, но и тогда от полномочий типичного крайнего хава функционал Широкова отличался. Он всё равно смещался ближе к центру, играя фактически инсайда. И в основном, опять-таки, «на чистых мячах».

Пока в «Зените» был Денисов, зачастую в одиночку вычищавший весь центр поля, Широков стабильно исполнял центрального атакующего хавбека – когда в одиночку, когда в содружестве с кем-то из товарищей, будь то Файзулин, Витсель или Зырянов.

Прошлый сезон Широкову скомкали травмы и памятная размолвка с тренером. Видимо, рабочие разногласия между Лучано и Романом имели место и прежде. Но пока они терпели друг друга, вне игры Широкова оставляли лишь повреждения или дисквалификации. В общей сложности за второе полугодие 2013-го полузащитник провёл десяток матчей в Премьер-Лиге, набрав в них 9 очков по системе «гол + пас» (5+4). Зимой у него разболелась пятка и обострился конфликт со Спаллетти. Поэтому предложение перекантоваться полгодика в Краснодаре капитан российской сборной воспринял с понятным воодушевлением.

Олег Кононов предоставил статусному новобранцу полную свободу действий. Творческий союз Широкова и Мамаева сулил интересные перспективы национальной команде. Увы, до конца чемпионата не доиграл ни один, ни другой! По поразительному совпадению, оба вылетели из обоймы в апреле, и обоих подвело ахиллово сухожилие.

Несмотря на четвёртую (!) за чемпионат поломку, Широков успел сослужить хорошую службу южному клубу: трижды поразил чужие ворота самостоятельно, дважды ассистировал партнёрам. Занятно, что результативные передачи пришлись на знаменитый матч со «Спартаком», в котором «быки» буквально затоптали столичного гостя. Роман, поди, и не подозревал тогда, что огорчает будущих одноклубников…

Наивно считать, что этой игрой Широков предопределил свой следующий карьерный шаг. Спартаковское руководство и прежде было высокого мнения об организаторских способностях Романа – просто не могло направить их в красно-белое русло. По истечении контракта полузащитника с «Зенитом» желания с возможностями у «Спартака» в этом вопросе совпали. В свою очередь уроженец подмосковного Дедовска не имел ничего против возвращения в родные края.

Позиция плеймейкера в «Спартаке» долгое время оставалась вакантной – почитай, с тех пор, как Алекс обратно в Бразилию укатил. Многие этот пост занимали, и никто не мог застолбить за собой. Унаи Эмери, к примеру, использовал «под нападающим» номинальных форвардов Дзюбу или Ари, реже – профильного полузащитника де Зеува. В своём последнем матче в России испанец вверил бразды правления игрой Хурадо, но и тому не удалось спасти соотечественника от увольнения.

Валерий Карпин, очередной раз усевшись в тренерское кресло, доиграл сезон по схеме Эмери с использованием преимущественно тех же людей, а летом 2013-го основательно доукомплектовался и перевёл команду на систему 4-3-3. В ней места классическому «свободному художнику» не осталось. Карпин развернул треугольник в середине поля остриём вниз, и «Спартак» заиграл в два центральных хава, ориентированных на атаку.

Мурат Якин вернул красно-белых в рамки самой ходовой в Европе схемы 4-2-3-1, но уже в четвёртом туре от неё тоже отошёл. Причин тому было две – безобразная игра «Спартака» в Краснодаре и травма Косты. В отсутствие Широкова Тино играл «десятку» фактически безальтернативно. Повреждение самого Косты вынудило тренера на ходу – даже можно сказать, на бегу – реформировать игровую модель. А победа в дерби над ЦСКА подтвердила жизнеспособность системы с пятью защитниками.

В дальнейшем Якин дважды возвращался к более популярной схеме – в домашней встрече с «Тереком» и в Комсомольске-на-Амуре в рамках Кубка. В первом случае «под нападающим» выступил Глушаков, во втором – Хурадо. Но понятно было, что они на этом месте временно. С возвращением в строй Широкова с Костой центрального атакующего полузащитника (если таковой предусмотрен схемой один) будет играть кто-то из них.

Допускаю, что возврат к 4-2-3-1 состоится уже в ближайшее воскресенье. Учитывая почти полугодичный «простой» Широкова, Якин вряд ли снарядит его на поле с первых минут. Скорее в основе выйдет Коста, который ещё в Петербурге официально закрыл «больничный». Роман же, по всей видимости, включится в процесс по ходу дела.

За счёт кого Якин внедрит в состав дополнительного полузащитника? Ответ на этот вопрос, в общем-то, лежит на поверхности. Пара Глушаков – Чельстрём в опорной зоне себя неплохо зарекомендовала, и размыкать её, пожалуй, нет смысла. Хурадо в сентябре доигрался до звания игрока месяца в «Спартаке», Промес тоже проявляет себя весьма недурно.

Таким образом, главным претендентом на сокращение представляется один из трёх стопперов. Нетрудно догадаться, кто это будет. Макеев все 9 матчей сезона отбегал без замен, однако в Екатеринбурге он не сыграет в любом случае – дисквалифицирован.

В одном можно быть абсолютно уверенным: с Широковым «Спартак» заиграет умнее. Не сказать, что прежде он действовал бесхитростно и примитивно, но Романовой проницательности, тонкости ему всё-таки не хватало.

Источник