7 мин.

Монстры Рока в Тушино

Я давно не писал и ничего не выкладывал, потому что был занят работой и обдумывал, как раз-таки этот самый пост, который сейчас пишу.

Можно было бы сказать, что я что-то брякну о музыке, но это будет не так. Я, как и всегда – о людях. Несколько слов, а потом будут фотографии, которые мне уже дано не дают покоя. Наверное, заскорузлая зависть.

На момент грандиозного концерта «Монстры рока» в 1991 году, мне было всего десять лет, и это означало, что ни при каких условиях, ребенок не мог «поехать на эту дикость» - именно так это событие называли мои родители. Для них, выступление групп, которые не иначе, как колотят в какую-то там металлическую выварку, считалось в высшей степени пошлым и сумасшедшим. Папа так и говорил: «Они все, и те, кто их слушает – пациенты психбольницы». Это он еще не видел своими глазами знаменитые шаги-прыжки наперевес с гитарой Ангуса Янга, которые были, не менее популярны, чем накрывший в то время всю страну танец мулатки «Ламбада», и тряску головой всего дружного коллектива Джеймса Хэтфилда.

А я летал в облаках, мое увлечение грандиозным западным роком только начиналось, причем, виноват в этом сам папа, который когда-то принес мне кассету «Битлз», после чего, больше не возникало вопросов, какую музыку я буду предпочитать в будущем.

Нынче, какую статью про то событие на аэродроме Тушино не откроешь, везде одни и те же слова: «сопутствовало распаду СССР, наряду с открывшимся в ту же самую пору «макдаком». Вот и весь лейтмотив, вот и вся подоплека.

Отрылись окна, потек ручей ненужного. В то время, да и сейчас, я пытаюсь абстрагироваться от подобных разговоров, задумываясь исключительно о самом факте того события. Да хрен с ней, с этой «перестройкой», «развалом» и прочей политикой. В нашу страну приехали «Metallica» и «AC/DC» - что могло быть мощнее и нереальнее, что могло быть более похожим на сказку? Если сейчас меня спросить: что ты упустил в этой жизни? – я честно могу ответить: тот самый концерт в Тушино.

Но, музыка музыкой, а с годами меня больше стали интересовать люди. Я вглядывался в лица людей на этом концерте, я буквально изучал их. Как выглядело лицо советского молодого человека, которому дали «глоток свободы» в виде самой прогрессивной на тот момент рок-музыки. Посмотрим?

р

Фантасмагорическое начало новой концертной эры: все главные люди тяжелого рока (Metallica, AC/DC, Pantera) на одной сцене; по неофициальным подсчетам — более полумиллиона собравшихся зрителей (при свободной возможности проносить алкоголь и отсутствии туалетов); стычки с милицией и ОМОНом; 53 госпитализированных.

р

В 91 году мы с Борисом (Зосимовым, главой Biz Enterprises и основным организатором «Монстров рока». — Прим. ред.) ездили на музыкальную конференцию New Music Seminar в Нью-Йорке. Когда вернулись, буквально через пару-тройку дней грянул путч. Через неделю после этого Борис Краснов, который тогда тоже работал в Biz Enterprises, на какой-то тусовке встретил некоего Тристана Дейла, который был одним из советников Ельцина, — цэрэушник не цэрэушник, хрен его знает. К нему обратилась компания Time Warner: у них была идея отпраздновать победу сил демократии над империей зла большим концертом — и они искали местного партнера. Они знали только Стаса Намина, но после фестиваля «Рок против наркотиков» 89 года он был, скажем так, в черном списке.

р

Мы с ними встретились, обсудили место (сначала был вариант Ходынки, но решили, что не стоит, слишком кровавая память) и состав — мы с Борисом предложили Pantera, которых тогда любили, и добавили наших «Э.С.Т.». У Зосимова был подход к премьер-министру Силаеву, он дал нам уникальное письмо, которое мы размножили, и с его помощью решали вообще какие угодно вопросы — помню, я с ним еще рассекал на «Чайке». Весь фестиваль мы сделали за три недели — ну и надо признать, что большую часть работы осуществили все-таки американцы. Везли немереное количество оборудования, использовали морскую пехоту, чтобы все построить, не спали днями и ночами — я им, помню, еду из «Макдоналдса» возил.

р

Было ощущение, что мы делаем что-то великое и экстраординарное, — хотя мы не знали, как сделать так, чтобы люди поверили, что AC/DC и Metallica действительно приедут. Дмитрий Шавырин, который тогда вел «Звуковую дорожку» в «МК», один из выпусков чуть ли не целиком посвятил рассказу про то, что «Монстры рока» — это реальность. Ждали больше миллиона людей, пришло где-то около 500 тысяч. Безопасность обеспечивало огромное количество милиции — но никакого опыта проведения таких мероприятий у них не было. Милиция пыталась как-то направлять потоки людей, чтобы не было давки, а это воспринималось как агрессия, в них кидались бутылками, была даже драка, из-за которой мы приостанавливали концерт и успокаивали людей. Вообще, это было знаковое событие: несмотря на все побоища, у иностранцев остались очень хорошие впечатления, мы что-то сделали важное для репутации рынка и страны.

р
р
р
р
р
р
р
р
р
р
р

Группа "Пантера"

р
р
р
р

Источник