Гунько: «Работа во главе основного «Спартака» - бесценный опыт»
Мы продолжаем разговор с нынешним советником генерального директора клуба «Спартак» по развитию молодежного футбола Дмитрием Гунько. И напоминаем, что многие из вопросов были адресованы моему собеседнику пользователями сайта.
- Дмитрий Иванович, хочу процитировать вам несколько фраз из заметок нашего пользователя о «Спартаке-2», размещенных на сайте. «…Кутин продолжает прогрессировать и его появления в запасе основы уже ни у кого не вызывает удивления. Новыми красками заблистал Самсонов, которого в начале сезона уж точно никто не рассматривал, как кандидата на подоснову. Прекратился спад у Пуцко. А наши звездочки Зуев и Давыдов не сбавляют оборотов и являются главными кандидатами на постоянное место в основе…». Как вам такие наблюдения? Вы согласны с ними?
- Могу сказать лишь то, что этот человек очень внимательно следит за выступлениями «Спартака-2» (смеется). Очень внимательно… Что тут еще добавить?
- Хотел бы спросить вас о вратаре Песьякове. В прошлом сезоне он был у Карпина основным голкипером. Сейчас его место занял Ребров, а Песьяков играет за «Спартак-2». Чем это объяснить? Каким-то спадом у Песьякова?
- Сложный вопрос. Редкий молодой футболист не имеет на пути своего становления спадов. Их очень сложно избежать, потому что они могут быть обусловлены самыми разными причинами. И в этих причинах должен разбираться сам футболист. Если он их осознает и с ними работает, то он выходит на уровень тех возможностей, которые у него есть. Если не осознает, то спад продолжается. Что касается Сергея Песьякова… В его случае мы не можем говорить о спаде, как таковом. Просто он пока не пробился в первую команду. Сейчас главным тренером «Спартака» ставка делается на Артема Реброва. А Песьяков соответственно играет за вторую команду. Главное, что он получает там необходимую игровую практику. Хотя тренируется он с основой, и в кубковом матче со «Сменой» в Комсомольске-на-Амуре место в воротах занял именно он.
- Что с Антоном Митрюшкиным? Он лихо начинал, сыграл даже за главный «Спартак» пару матчей в прошлом сезоне, а сейчас ушел в тень. Наш пользователь спрашивает: «Чем обусловлено то, что в «Спартаке-2» и дубле началась «чехарда» с вратарями? И не боятся ли в клубе, что это может негативно сказаться на психике молодых киперов, которые уже почувствовали вкус «состояния основного вратаря»?
- Антон сильный по характеру футболист. Он вырос в спортивной семье. И знает те трудности, которые могут стоять на пути в спорте. Ничего страшного в его карьере не произошло. Он 1996 года рождения. Парень молодой и все у него еще впереди. Митрюшкин планомерно развивается, как футболист. Кстати его случай — это яркий пример работы клубной вертикали Академия — молодежный состав — «Спартак-2» — основа. Хочу обратить ваше внимание, что Антон тренируется и работает с основной командой, а играет за молодежный состав, так как на следующий день после игр дубля оказывается в заявке первой команды. Молодежное первенство идет по тому же графику, что и Премьер-Лига, совпадают и соперники, и тренировочные микроциклы. Хорошо, что Митрюшкин не выпадает из основной обоймы и при этом имеет постоянную игровую практику.
- Еще один вопрос от нашего читателя: как отреагировал на свое назначение в «Спартак», где играют ребята 1997 года рождения, Мелешин?
- Понятно, что не всегда приятно опускаться на уровень ниже. Но это спортивная жизнь тренера. Он постоянно учится. А для Академии «Спартака» это положительный момент. Почему? Потому что Мелешин, работая в молодежной команде, и много посещая на базе в Тарасовке тренировок «Спартака-2» и основного состава, набрался опыта и сейчас это применяет в Академии на выпускном возрасте. Это очень хорошо, на мой взгляд.
- «Спартак-2» в лидерах, игроки растут, но в основе главного «Спартака» в нынешнем сезоне периодически появляется на замену только один Давыдов. Максимум еще для пары молодых игроков – это попадание в заявку на матч. Не маловато? Вы все-таки были главным тренером «Спартака» какое-то время, поэтому можете достаточно объективно оценить эту ситуацию. Насколько важно не передержать молодого парня на скамейке запасных, но в то же время дать ему понять, что он уже находится в поле зрения тренерского штаба основной команды?
- Готового рецепта здесь не существует. В команде может быть различная ситуация. Футболистов берут в команду по разным причинам. Первая — он готов конкурировать за место в составе. Далее — исходя из риска того, что кто-то может получить травму, а русского футболиста на эту позицию в команде нет. Грубо говоря. А кого-то действительно берут, давая ему понять, что вот он совсем близко. Поработай еще и ты можешь оказаться в составе. Ты, мол, забил в последней игре два мяча, мы тебя видим, все идет хорошо. То есть, у каждого отдельная история. А что касается Давыдова, то его видел еще и Карпин в прошлом сезоне, когда он выпустил парня в выездной игре против «Зенита».
- Растет игрок…
- Конечно. Матереет, развивается. Его же не просто сейчас взяли. Он уже был в обойме команды.
- Я хотел бы теперь немного сменить тему нашего разговора и спросить кое-что о вас. Не против?
- Давайте попробуем (смеется)
- Сохранился ли у вас тренерский тонус, спрашивает один из наших пользователей. И есть ли желание вновь оказаться на тренерской скамейке одного из клубов?
- Тонус тренерский поддерживаю постоянно. Время, которое есть, посвящаю анализу чемпионата России, чемпионата мира в Бразилии. Осталось только найти применение своим силам.
- Что касается применения сил… У нас многие молодые специалисты порой не готовы работать в низших лигах, считая, как, впрочем, и те игроки, о которых мы уже говорили, что их знания и амбиции не позволяют им «распылять» свои возможности в первом и уж тем более во втором дивизионе. А какова ваша планка амбиций?
- Скажу так. Интересно все, что имеет под собой реальные цели и задачи. Все, что касается роста команды, футболистов. А просто работать, сидя ровно, есть такое выражение… Вот к этому душа не лежит.
- То есть, если есть цели и задачи у конкретной команды, вы готовы работать независимо от уровня дивизиона?
- Совершенно верно.
- Даже несмотря на то, что вы были главным тренером такой команды, как «Спартак». И значит уже вошли в историю.
- Да.
- Не осталось ли чувство неудовлетворенности от того, что вы могли бы что-то сделать более реальное и весомое, но не смогли. Не покидает ли вас чувство того, что вы хотите доказать не только окружающим, но и самому себе: я могу сделать больше?
- А это вполне нормальное чувство. Ты что-то хотел сделать, чего-то добиться, но в силу разных причин не смог.
- Обиды на кого-то или что-то не осталось?
- Никаких обид.
- Хочу задать вам вот какой вопрос. «Спартак» ведь очень непростая, я бы даже сказал – очень трудная команда. Руководить ею – и огромный труд, и огромная ответственность. Серьезнейшее внимание и давление со всех сторон. Болельщиков, прессы, руководителей. Не слишком ли рано вы оказались на посту главного тренера? Может вы попали туда не в тот день или не в тот час? Не могло ли сломаться что-то внутри после того, как вы прыгнули в этот бурлящий котел страстей и проблем, а потом вас отбросило назад. Не опустошила ли, пусть даже в какой-то мере, вся эта история?
- В тот момент делал все, что можно. А насчет того, рано или поздно, или не вовремя…Никогда тренер конкретно не планирует, когда именно он станет, допустим, тренером школы. В 25 или 29 лет. А потом – тренером второго, первого дивизиона, затем команды Премьер-лиги… Конечно, есть какие-то возможности, шансы, которые предоставляет тебе жизнь. А твоя задача состоит уже в том, как ты сумел распорядиться этими возможностями и предоставленным шансом. Но еще раз говорю: ни за один день, проведенный во главе первой команды мне не стыдно. Делал все возможное.
- Это был хороший опыт?
- Это был бесценный опыт.
- Многих пользователей нашего сайта интересует такой вопрос: как распределялись роли между вами и Андреем Тихоновым во время вашей работы в тренерском штабе Валерия Карпина?
- Принимал участие в планировании тренировочного процесса. Занимался параллельным анализом соперника, а также анализом взаимодействия тренировочной работы с игровой деятельностью. Это, если коротко.
- Еще один вопрос читателя. Дмитрий Иванович, не было ли у вас в ситуации, когда все потеряно, кроме чести, поэкспериментировать и поставить на игры «Спартака» «пионеротряд» в лице игроков «Спартака-2» и дубля. Ведь вам хорошо известны их возможности.
- (Смеется). Понимаю желание болельщиков увидеть какие-то эксперименты. Это вполне естественно.
- Читатель даже уточняет: может быть существовал какой-то негласный запрет на такого рода эксперименты?
- Нет. Все решения принимались тренерским штабом. Это первое. И второе. Не хотел строить свою работу таким образом, чтобы показать: я пришел, чтобы все перевернуть. Хотелось, чтобы команда добывала очки и поднималась вверх по турнирной таблице. То есть, чтобы она делала все для этого. Вот что главное, а не какая-то моя самоцель. Тут нужно было не личное геройство тренера, а большая совместная работа всего коллектива.
- Еще один вопрос пользователя сайта. Старый футбольный болельщик интересуется: чья концепция вам ближе – Валерия Лобановского с его тотальным футболом, с упором на «физику» и принципами «бей-беги» или Константина Бескова, у которого процветал «кружевной», умный футбол, основанный на стеночках и забеганиях? То есть, что важнее: «красота» или «результат»? Если привязывать к современным реалиям…
- Если привязывать… Современные реалии диктуют совмещение двух этих стилей. Футбол как раз и является ярким примером скоростно-силового вида спорта, в котором атлеты с мячом выполняют очень сложные технико-тактические задачи.
- Очень частый вопрос к вам: нравится ли вам Моуринью? В чем его секрет? Хотели бы вы с ним поработать?
- Это интересный человек, яркая личность, которая приковывает к себе внимание окружающих. Очень много уделил внимания анализу его работы в сезоне 2009-2010 года, когда Моуринью привел «Интер» к победе в Лиге чемпионов. На тот момент мне была интересна игровая модель «Интера». Жозе Моуриньо очень гибкий специалист. Поработать с тренером такого уровня? Конечно, очень интересно. У него есть чему поучиться.