8 мин.

Гунько: «Перед командой «Спартак-2» стоит задача выхода в первый дивизион»

Немногим более года назад Дмитрий Гунько дал большое и серьезное интервью, будучи в роли второго тренера московского «Спартака». То есть, работая в штабе Валерия Карпина. Несколько позже в силу известных обстоятельств он стал главным тренером на непродолжительное время, а сейчас является советником генерального директора клуба по развитию молодежного футбола в структуре «Спартака». Именно об этом, прежде всего, и зашла речь в нашем разговоре сразу после важнейшего для «Спартака-2» матча против питерского «Зенита-2», в котором красно-белые, напомним, одержали победу со счетом 3:1 и продолжили лидировать в зоне Запад второго дивизиона.

 

- Дмитрий Иванович, спартаковцы в этой игре показали хороший футбол, достойный лидеров. Значит ли это, что задача выхода команды в первый дивизион сегодня ставится и серьезно, и осмысленно?

- Да, такая задача перед командой «Спартак-2» стоит. Если ее результаты будут настолько хороши, чтобы закончить сезон на лидирующих позициях в зоне Запад, значит, она будет выступать в первом дивизионе. Известно, что в спартаковской системе на протяжении многих лет готовится немало интересных игроков, способных воспитанников. Однако не все они могут сразу доходить до основной команды. Поэтому в клубе вполне обоснованно считают, что в первом дивизионе команда «Спартак-2» будет способна доводить футболистов до уровня первой команды. Так что задача поднять «Спартак-2» в первый дивизион конечно стоит.

- У нас еще с советских времен идет постоянный спор: что важнее – добиваться командного результата, что вроде бы говорит об уровне работы в целом, либо готовить отдельных футболистов, способных выступать на высшем уровне. Специалисты, как правило, рассуждают правильно, обоснованно, однако все равно в конечном итоге на первом месте оказывается результат командный. А вы как считаете, что важнее?

- Такая проблема существует. Мы видели, как раньше молодежный состав «Спартака», занимая первое место, тем не менее, не доводил игроков до основной команды. Да, время от времени этих футболистов подпускали к первой команде, такие попытки мы видели, какие-то шансы, игровое время у молодых ребят появлялось, но все равно они в итоге не были в состоянии наравных конкурировать за место в основном составе. Поэтому мы и считаем сейчас, что нынешний уровень первого дивизиона, где «Спартак-2», надеемся, будет все же играть, позволит молодым футболистам расти быстрее. А сам спартаковский клуб перестанет отдавать игроков в аренду и начнет переваривать их и доводить до определенного уровня мастерства в собственной команде первого дивизиона. 

- Дмитрий Иванович, вы сейчас являетесь своего рода куратором молодежных программ в клубе. Как официально звучит ваша должность, и чем вы конкретно занимаетесь?

- Официально моя должность звучит так: советник генерального директора по развитию молодежного футбола в структуре «Спартака». Естественно, речь идет и об Академии в том числе. И все молодежные, юношеские команды не то, чтобы мне подотчетны, но в любом случае находятся под моим контролем.

- Работа с молодыми игроками «Спартака» вам очень хорошо известна по прошлым годам: в качестве главного тренера молодежного состава. Но насколько все-таки нынешняя ваша должность отличается от той тренерской. Это более офисная работа?

- Ну, конечно от тренерской работы она отличается. Причем, кардинально. В данный момент я пытаюсь помочь Академии в организации перехода футболистов в молодежную команду, а из молодежной – в «Спартак-2». Делаю анализ тренировочной работы в Академии, в молодежной команде. Даю какие-то свои советы и рекомендации, пытаюсь передать тот опыт, который был у меня накоплен во время прежней работы.

- Сейчас в молодежной и юношеской структурах работают весьма грамотные специалисты с хорошим футбольным прошлым. Такие как Сергей Родионов, Владимир Бесчастных, Евгений Бушманов, которые соответственно возглавляют Академию, молодежный состав, «Спартак-2». У них есть свой опыт, у вас – свой. Насколько важно в данном случае ваше, я бы сказал так – сильное проникновение тренера и куратора Гунько в эти коллективы. Или в данном случае речь идет о каких-то общих указаниях.

- Какого-то такого проникновения нет. Все эти специалисты, имена которых вы перечислили, работают самостоятельно. Но, если я провожу некий анализ, делаю наблюдения, которые помогают при принятии решений, прежде всего, этим специалистам, то это вряд ли стоит считать за какое-то проникновение в коллектив. Мы много встречались и совместно обсуждали, в частности, разного рода вопросы с тем же Евгением Александровичем Бушмановым еще в ту пору, когда я работал в тренерском штабе первой команды «Спартак», а потом и возглавлял ее. То есть, он знает методы моей работы, мне известно, как работает он, поскольку мы находились в постоянном контакте. Равно как и с Бесчастных. Но о каком-то влиянии или моем вмешательстве в тренировочный процесс в этих командах речь, конечно, не идет.

- Упомянув о Сергее Родионове, об Академии, не могу не сказать о той утрате, которую понес «Спартак» с уходом легендарного футболиста, именем которого названа спартаковская Академия. Я, конечно, говорю о Федоре Черенкове. О Федоре Федоровиче…

- Это невосполнимая утрата не только для «Спартака», но и для всего российского футбола. Мне посчастливилось работать под его началом, когда Федор Федорович вместе с Родионовым и Дасаевым тренировал дублирующий состав «Спартака», в котором я играл. Это был человек, который потрясал своей добротой и простотой. Все ребята, приходящие в Академию, знают историю «Спартака» и я уверен, что все они будут чтить и историю этого легендарного футболиста, очень значимого для всех спартаковцев. То, что он делал, очень важно для любого человека, имеющего хоть какую-то принадлежность к «Спартаку». Уже одно его имя создавало ту удивительную ауру, которая продолжала сохранять и преумножать спартаковские традиции. 

- Проект «Спартака-2», активно поддержанный в свое время владельцем клуба Леонидом Федуном, выходит действительно удается с точки зрения результатов, показываемых командой?

- Этот проект находится пока в стадии развития. Идет постоянный анализ и с моей стороны. Мы все вместе смотрим, что можно улучшить. 

- Я помню, как в начале создания этой команды было некоторое опасение, что не все футболисты будут готовы психологически выступать во втором дивизионе, считая, что это серьезный удар по их амбициям и даже очевидное понижение в классе.

- Такая проблема была. Мы провели с футболистами немало бесед о том, что им надо остаться во втором дивизионе.

- То есть, вместе со «Спартаком-2».

- Конечно. Потому что у многих игроков самооценка такая: мы не игроки второго дивизиона. А более высокого уровня. И пусть лучше аренда, но только не второй дивизион. Хотя они все-таки заявлены не абы куда, а за команду в структуре московского «Спартака». Поэтому я откровенно скажу: многие пытались покинуть клуб. И мы действительно провели немало бесед, встреч с ребятами, чтобы убедить каждого в значимости этой команды для нашего клуба, в значимости проекта как такового. Считаю, что убедили. Ребята в первый год серьезно заматерели и сейчас с тем же составом продолжают играть, доказывая, что мы лучшая команда в нашей зоне. По моему личному мнению, как минимум. «Спартак-2» сделал качественный скачок, футболисты видят перед собой цель и их мотивация – подняться в первый дивизион, то есть на ступеньку, рангом выше, конечно, возросла. А это я считаю, самый важный этап в развитии футболиста. Игроком двигает мотивация. Они ее почувствовали, осознали и вместе с этим продолжается процесс развития футболистов. Причем игроки не просто стали биться за результат, но и почувствовали, что тем самым могут все ближе подбираться к главной команде. Находятся в постоянном поле зрения главного тренера первой команды, все время под рукой.

- Получается, что никто из тех, кто остался, не пожалел о своем решении.

- Думаю, что никто. Желание покинуть команду ни у кого не возникало. Двое ребят, правда, уехало в аренду в «Амкар»: Фадеев и Каюмов, но через полгода они вернулись. Как будет проект развиваться дальше? Мы думаем над этим, прогнозируем. Ребята, попав на эту своеобразную лестницу роста, продолжают подниматься по ступенькам наверх. И этот путь нам кажется верным.

- В прошлом сезоне, насколько мне помнится, в команде не было футболистов уровня Песьякова или Яковлева, которые какое-то время назад считались футболистами основы главного «Спартака». Теперь они появились в «Спартаке-2». Почему? С их помощью легче решить задачу выхода в первый дивизион? Возможно. Но с другой стороны, они, так или иначе, занимают чьи-то места? Или вы считаете по-иному?

- Мне эта ситуация совершенно понятна. Здесь важно, чтобы футболисты, которые оказываются в «Спартак-2», прежде всего сами для себя понимали: это нужно в данный момент и им, и команде, которая решает конкретную задачу. А с появлением футболистов такого уровня это пойдет на пользу всем. Вокруг того же Яковлева, допустим, будут играть футболисты пусть и не с таким опытом, но представляющие определенную перспективу для спартаковского клуба. И на его фоне эти перспективные ребята начнут набирать в классе, расти. Это нормальная практика. Однако тут важно и другое: чтобы ребята, которые опустились в «Спартак-2» понимали – это важно и им самим. Потому что здесь они получают ту практику, которой им сейчас не хватает. Одно дело это только тренироваться, а другое – играть. Скажем, возникла сейчас пауза, которая связана с матчами сборных. Что приятнее в такой ситуации: тренироваться или играть? На мой взгляд – играть. Поэтому польза здесь обоюдная. И для «Спартака-2», и для самих футболистов.

- Так все-таки, не будет ли соблазна, по мере того, как задача выхода в первый дивизион будет казаться все более реальной, подпустить в «Спартак-2» еще кого-то из опытных игроков уровня Песьякова и Яковлева?

- Я не вижу смысла в этом, потому что есть задачи, которые решает первая команда, вторая… И те футболисты, о которых мы сейчас говорим, были отпущены для того, чтобы они получали игровую практику. Если в этом будет необходимость и тренер главной команды сочтет нужным, что футболисту нужна игровая практика, в первую очередь для этого, а не для усиления «Спартака-2», то возможно такие игроки и могут там появляться. Но опять-таки – речь не идет о некоем усилении «Спартака-2», потому что и нынешний состав команды в состоянии справиться с задачами, которые предстоит решить. 

(Окончание следует)

Александр Владыкин