El negro en el fútbol brasileño
Его фотографии нет в прекрасном Музее Футбола клуба Pacaembú. Однако Miguel do Carmo - и это отмечают многие, был первым черным футболистом в стране. Дебютировал он в 1900 году в Понте-Прета, имея лишь 15 лет отроду. Родился в 1885, за три года до того, как в Бразилии отменили рабство. Бразилия была крупнейшим импортером рабов. В шесть раз больше, чем США. Сюда завезли около трех с половиной миллионов, многие из территории нынешней Нигерии.
Miguel do Carmo
Такой известный крак, как Карлос Альберто, мулат, сын фотографа, играя в 1926 году за аристократический Флуминенсе, натирал кожу рисовой пудрой, прежде чем выйти на поле.
А бомбардир Arthur Friedenreich, сын немецкого иммигранта и черный бразильянки, герой чемпионата Южной Америки 1919 года, использовал brillantina и мокрое полотенце в форме тюрбана для выпрямления волос.
Понте Прета предоставил официальные документы, и FIFA признал его первым клубом, который "утверждал расовую демократию в Бразилии". Основаный в 1900 году - белыми, неграми и мулатами, Понте Прета (в переводе означает «Чёрный Мост», клуб был основан недалеко от такого моста) утверждает, что Мигэль до Кармо, железнодорожный, живший в Руа Abolicao, дебютировал в команде в тот же год, на пять лет раньше, чем Bangú задействовал Франциско Carregal. А затем присоединились другие черные в команду, также задолго до того, как Васко да Гама в 1923 году задействовал черных игроков.
Мост Понте Прета.
Его торсида, состоящая из рабочих, сегодня с гордостью носит прозвище "macaca", потому что соперники много десятилетий назад смеялись над ними, обзывая болельщиков "макаками", а команду "macacada".
В Кампинасе, регионе Сан-Паулу, где был основан клуб, некогда произошло восстание рабов на плантациях кофе и сахара, где рабочие трудились 18 часов в день, а женщины нередко становились жертвами насилия.
То было в старые времена, которые некоторые называли "Кампинас uber alles", из-за претензий белого населения иметь монополию в элите общества, финансах и власти. Прошло почти два столетия. Но на игроков Понте-Прета и сейчас сыпятся расистские оскорбления, например, когда в прошлом году они проиграли в финале Копа Судамерикана в матче с Ланусом. Капитан Роберто гримасничал, изображая макаку, празднуя гол пару лет назад в матче против Велеса, в ответ на крики "моно" аргентинских фанатов. Некоторые из этих оскорблений со стороны болельщиков Аргентины звучали на мундиале в Бразилии.
Хотя Bangú гораздо более известен, нежели Понте Прета, потому что клуб Кариока вышел из чемпионата в 1907 году, когда отказали в регистрации черных игроков. Элита, которая занималась организацией футбола в Бразилии нежелала видеть черных. Некоторые, чтобы избежать возможных обвинений в расизме, предпочли сказать, что они не могли играть с футболистами (рабочие, наемные работники).
Они не хотели, чтобы спорт, основанный для богатых и белых, стал прибежищем бедных и чернокожих. Даже президент Epitacio Пессоа, после того, как бразильские игроки были названы "macaquitos" в Аргентине, потребовал, чтобы сборная на чемпионате Южной Америки 1921 году была сформирована из игроков "строго белого цвета".
Леонидас, как считают, изобрел бисиклету
Игроки Америки отказались поделиться формой в 1923 году с Manteiga, черным игроком перешедшим в клуб. Поэтому, Чемпионат Кариока в том же 1923 году был поистине революционным, когда в Васко да Гама заиграли три черных, один мулат и семь белых рабочих. Хотя Васко страдал изза различных препятствий. "Запрещено играть рабочим и неграмотным" - так звучали требования других клубов. Для своих неграмотных игроков Васко упрощал задачу, научив их делать подписи, например "Сильва". Десять лет спустяв бразильском футболе был утвержден профессионализм.
Сборные Бразилии уже выявили необходимость открыть свои двери для черных игроков. В сборной на первом Мундиале 1930 года был Fausto, "la Maravilla Negra" ("Чудо-Черный"), и на Чемпионате Мира 34 появился бомбардир Леонидас Да Силва, который выступал также на чемпионате мира во Франции в 1938 году, вместе с защитником Домингос да Гия, по прозвищу "Божественный". В сказочном Музее Футбола, в Сан-Паулу, под стадионом Pacaembú, Леонидас, "Черный Бриллиант" ("el Diamante Negro"), появляется на фотографии вместе с президентом Жетулиу Варгас, который некогда запретил партию " Черного Фронта Бразилии" (del Frente Negro Brasileño).
Если в экспозиции Friedenreich демонстрируются бутсы которыми он забил гол в финале Южноамериканского чемпионата 1921 года против Аргентины, то Леонидас был первый "garoto-propaganda" бразильского футбола.
Артур Фриденрайх
Выбран лучшим игроком и бомбардиром (семь голов) Чемпионата Мира 38 (пришлось забивать босиком победный гол 6-5 в дебюте с Польшей). Он пережил худшие годы. И в 1932 году, когда игроки сборной отказывались играть с ним. И козни прессы, которая изобрела кражу драгоценностей у леди, чтобы исключенить его из сборной Кариока . Его жизнь очень хорошо изображена журналистом Марио Филхо в книге "Черный Бразильский Футбол", которая, очевидно, является частью прекрасной библиотеки Музея Pacaembú.
Все эти имена были ключевыми фигурами, пока, начиная с 1958 года, Бразилия, сборная белых, черных, мулатов начала в Швеции завоевание первого из пяти чемпионатов мира. Уже элегантный Didí, единственный черный в дебюте, "перестал быть черным", как иронизировал Нельсон Родригес.
Гарринча потерял статус титулара, потому что в товарищеском матче против Фиорентины, после обхода всех и оставшись наедине с вратарем соперника, подождал защитника, чтобы пройти его еще раз, вызвав смех стадиона. Капитан Беллини, Нильтон Сантос и Диди просят тренера Винсенте Феолу, чтобы Гарринча вернулся в команду, где уже был титуларом чернокожий Пеле, имевий всего лишь 17 лет.
Фотографии и рассказы об этом подвиге - часть богатства Музея Pacaembú. Или Рей (чернокожий премьер-министр Бразилии в 1995 году, по прозвищу Бензин как называли его расисты) приглашает вас поднятся на второй этаж музея. "Бог создал Гарринчу - говорится на стене - и не смог отбрать у него мяч".
Посетитель может выбрать то что ему по душе. Рассказы об игроках (Didí, Zizinho, Zagallo), устройство трибун на Маракане, тактические схемы 4-3-3, 4-4-2 или 5-3-2 или услышать тишину 1950 года, когда Бразилия пострадала не от землетрясений, или цунами, а от "Maracanazo".
Игроки Понте Прета, а впереди макака.
Жилберто Фрейре, один из самых известных социологов Америки, говоря о бразильском стиле футбола, написал так. "Наш способ играть в футбол, резко отличается от европейцев по ряду качеств - волшебство, сноровка, хитрость, легкость, яркость и непосредственность обращения с мячом". Стиль, который из " juego británicamente apolíneo" превратился в "danza dionisíaca".
Если попытатся разобраться в последней мудреной фразе ...
- " juego británicamente apolíneo" - дословно британская игра Аполлона. Аполлон - бог - прорицатель, а затем бог мудрости, а также покровитель искусств. Аполлон символизирует Божественный свет, создающий в мире порядок, гармонию космоса.
- "danza dionisíaca" - дословно танец Диониса. Дионис - Некогда полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов.