Кровавые марафоны. Часть II (26 фото и 2 видео)
Биржевой крах 1929 года, повлекший за собой Великую Депрессию, стал самой значительной экономической катастрофой индустриального мира. К 1931 году акции стоили только 20% от номинала 1929 года, промышленное производство снизилось вполовину, каждый четвертый был безработным.
«Продам машину за 100 долларов, потерял деньги на бирже», 1929 год.
К 1935 году половина американских банков и компаний были разорены. Даже «Ford Motor Company», крупнейший работодатель в стране, закрывала свои отделения. Миллионы бродили по стране в поисках хоть какой-то работы, побираясь и воруя. «Northern Pacific Railway» оценила количество вышвырнутых из товарных вагонов бродяг в 683 тысячи человек за год!
Бездомный мальчик спит в коробке, Сиэтл, 1933 год.
В эту эру разбитых надежд и пустых карманов и расцвела одна из отвратительнейших форм индустрии развлечений - танцевальные марафоны, ставшие для одних способом отвлечься от своих страданий, наблюдая за чужими, а для других – средством к существованию.
Очередь на биржу труда под оптимистичной рекламой, Огайо, 1937 год.
Танцевальные марафоны, «ночной клуб бедняка», как их называли, возникли в начале 1920-х годов как невинное увлечение, наряду с конкурсами на самое большое количество съеденных пирогов. Первым официальным танцевальным марафоном можно считать «Audubon Ballroom Marathon», начавшийся 30 марта 1923 года в Нью-Йорке. Там же был установлен и первый рекорд - Альма Каммингс протанцевала 27 часов.
К началу 1930-х годов танцевальные марафоны превратились в весьма выгодный бизнес. Есть что-то странно завораживающее и привлекательное в наблюдении за людьми на грани - на этой любви к болезненной агонии и играли устроители. Вокруг марафонов кормилось множество людей - врачи и медсестры, официанты, музыканты, вышибалы.
Одна из пар, принявших участие в танцевальном марафоне в Чикаго, фотография приблизительно 1930 года.
Для многих участников победа в марафоне означала исполнение мечты - призы варьировались от 1 до 5 тысяч долларов, что было небольшим состоянием (средняя зарплата по стране составляла 1.368 долларов в год). Но большинство участвовали просто за крышу над головой и еду, а также с целью получить медицинское обслуживание, которого они себе не могли позволить.
Многие курсировали по всей стране от одного марафона к другому, обеспечивая таким образом своё существование. Некоторые же участвовали в марафонах в надежде, что «охотники за талантами» заметят их и предложат контракт. Но так везло единицам - например, Джун Хэвок, привлекшей к себе внимание голливудских агентов на «West Palm Beach Marathon» 1934 года, где она протанцевала 3600 часов практически без остановки и ставшей киноактрисой.
Марафоны были нескончаемы, они длились неделями и месяцами, танцевать нужно было круглосуточно. В течение первых ста часов участникам обычно позволялось отдыхать 15 минут каждые два часа, иногда был также включен двухчасовой сон. В течение следующих ста часов давалось 15 минут каждые три часа и так далее. Даже есть нужно было танцуя - тележки с едой выкатывались прямо на танцпол.
Успеха добивался тот, кто мог дольше всего удерживаться на ногах сам и удерживать партнера; сам танец был не важен – можно было просто топтаться на месте. На некоторых марафонах позволялось меняться партнерами, если твой собственный не мог больше передвигать ноги.
Особая роль на танцевальных марафонах принадлежала распорядителю (Master of Ceremony, MC). Его основной задачей было развлечь зрителей, придумывая новые задания для конкурсантов. Наиболее типичным вариантом были так называемые «дерби», когда после нескольких сотен часов танцев, участники, уже находящиеся на грани физического и эмоционального истощения, должны были бегать вдоль дорожек, нарисованных на полу.
Кадр из кинофильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (подробнее о нем - ниже).
Также был распространен вариант, в котором раз в два часа включалась какая-то определенная мелодия и все должны были танцевать именно в этом стиле - иначе их отсеивали. Хороший распорядитель должен был иметь железные нервы и некоторую долю палачества - данная «должность» произвела на свет как прекрасных актеров, например, Реда Скелтона...
...так и весьма одиозных персонажей.
Публика забивала трибуны до отказа (плата за вход была относительно невысока - от 10 до 25 центов), зрители обычно выбирали «любимчиков» и болели за них - в общем, атмосфера была, как на футбольном матче. Танцевальные марафоны были таким же видом развлечения, как и мюзиклы - они позволяли отвлечься от собственных забот.
Часто организаторы нанимали подставные пары, которые должны были начать драку на танцполе - дополнительное (и часто ожидаемое) развлечение для публики. Многие американцы ходили на марафоны именно чтобы посмотреть на женскую драку. Дополнительно от участников могли потребовать спеть песню по заказу публики (естественно, не прекращая танцевать).
Организаторами приветствовались свадьбы партнеров (а это случалось достаточно часто), поскольку это было дополнительным развлечением для публики - в таких случаях устроители оплачивали платье для невесты, кольца и священника или представителя мэрии, которые и сочетали не перестававшую танцевать пару прямо на танцполе.
Несколько участников марафонов действительно умерли на танцполе, но это не останавливало ни участников, ни зрителей. Часто танцоры начинали галлюцинировать, что тоже развлекало публику - что может быть веселее, чем наблюдать как человек гоняется по танцполу за воображаемыми собаками... Еще большее количество танцоров умирало после марафонов, длительное отсутствие сна брало свое и люди впадали в кому, а поскольку они были слишком бедны для того, чтобы о них кто-то заботился, то они просто из этой комы не выходили.
Рекордным за всю историю танцевальных марафонов стал «Million Dollar Steel Pier Marathon» в Атлантик-Сити, проводившийся с 6 июня по 30 ноября 1932 года (в общей сложности 4152 часа и 30 минут – без остановки). Сумма приза была 1000 долларов. В первой части этого поста приведены другие данные - но пусть об этом спорят американские историки)).
К концу 1930-х танцевальные марафоны превратились в действительно кровавый бизнес, и были запрещены в большинстве штатов. Но несмотря на все запреты, их продолжали проводить вплоть до вступления США во Вторую Мировую Войну.
Единственным на данный момент фильмом, показывающим ужас и варварство танцевальных марафонов (да и вообще единственным фильмом на эту тему) остается «They Shoot Horses, Don't They?» («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?») Сидни Поллака, снятый в 1969 году (в главных ролях Джейн Фонда и Майкл Саразин). Левый постер красивше, но фрику, конечно же, больше нравится правый.
Весьма рекомендуется к просмотру, хотя это и смягченная версия намного более жесткой книги Хораса Мак-Коя, написанной в 1935 году.
Сейчас существуют попытки возродить танцевальные марафоны - в ограниченных временных рамках (максимум - сутки) и с благородными целями (как, например, танцевальный марафон, проведённый в феврале 2002 года Университетом Айдахо в пользу «Красного Креста»).