20 мин.

Тотти или Дель Пьеро: кто лучше?

Вступление переводчика. Вашему вниманию предлагается глава из книги Марио Скончерти «Футбол богатых», в которой автор представляет собственную аргументацию выбора лучшего из пары Тотти и Дель Пьеро, а также размышляет о судьбе великих чемпионов. Скончерти много лет работает в спортивной журналистике и за это время успел собрать огромный багаж познаний о кальчо, а также сформировать собственное мнение о разных аспектах игры и, что самое главное, изнутри. Некоторые утверждения весьма спорные, особенно с точки зрения поклонников определенных клубов и игроков, однако в разнообразии суждений и состоит прелесть разговоров о футболе. А на истину последней инстанции никто не претендует.

В последние двадцать лет в Италии было два величайших игрока. Они, действительно, обозначили эпоху. После Тотти, который на два года младше Дель Пьеро, никто из футболистов не достигал такого уровня. Я бы сказал, что мы все еще ожидаем кого-то в этом роде. Прошло самое важное двадцатилетие в истории футбола, в том смысле, что теперь можна смотреть матчи по телевизору в прямом эфире,  права на телетрансляции стали продаваться, за победу начали давать три очка, что позволило вдвое увеличить результативность, а игроков такого уровня как эти двое все еще нет. Теперь, когда Дель Пьеро отправился в другую страну, в такой чудесный город как Сидней, и их пути перестали пресекаться, справедливо задать вопрос, кто лучше и почему вообще футболист способен оставить после себя столь глубокий след.

Мы неоднократно рассуждали о том, что в футболе невозможно вынести итоговое суждение, потому что на нас влияют наши болельщицкие чувства, другими словами, наши предубеждения. Дель Пьеро и Тотти это тоже касается. Тотти – римлянин из Порта Метрония, одного из жилых кварталов города, который,  однако, отнюдь не принадлежит к совсем потерянной периферии. Городская жизнь бьет ключом в Порта Метрония, недалеко находится Латеранская базилика Сан-Джованни, которая была первой резиденцией Папы Римского. Это старый район, который сейчас стал довольно престижным.

История Тотти как простака и хулигана – тоже искажение. Тотти все прекрасно понимает и не рвется выйти за установленные рамки, потому что точно знает, чего хочет и что нужно сделать, чтобы достичь желаемого.

Деревенский парень

Дель Пьеро – деревенский парень, выросший между Конельяно и Тревизо, у которого, конечно же, было больше желания учиться, чем у Тотти, потому что он понимал, что футбол должен сопровождаться и другими жизненными уроками, иначе ничего не получится.

Юные Тотти и Дель Пьеро

 

Дель Пьеро – деревенский парень, выросший между Конельяно и Тревизо, а Тотти – коренной римлянин из Порта Метрония, одного из жилых кварталов города, который,  однако, отнюдь не принадлежит к совсем потерянной периферии

 

Тотти – более непосредственный, склонный действовать сгоряча и без лишних вопросов. А у Дель Пьеро было время задать их себе. Он уехал из дома в раннем возрасте, в то время как Тотти всегда оставался в родном городе. Когда тебе приходится переезжать, ты становишься более уверенным. Дель Пьеро пришлось искать новый мир, а Тотти – только новый дом, более красивый, с садом и бассейном. Оба являют собой классический пример «хороших парней». Первые заработки они отдали родителям. Оба назначили своих братьев менеджерами, гарантировав им на всю жизнь  десять процентов своего богатства, хотя их услуги, конечно же, не были необходимы. Это было неизбежно. Тотти и Дель Пьеро – это два клана, футболисты в них, действительно, нуждались. Им было недостаточно стать великими игроками, если это не оказывало конкретного влияния на их семью. Существуют такие прагматичные художники как они, для которых искусство бессмысленно, если оно не вознаграждает тех, кто  находится рядом. Это как цена, которую необходимо заплатить. Можно ли стать знаменитым, противостоя своей семье? Конечно же, да! История музыки, живописи, кино изобилует такими «плохими парнями», но не футбол. Футбол вышел из приходского двора и остается таковым даже на улице в метрополии.  Чтобы стать настоящим чемпионом, нужна правильная история. Дель Пьеро и Тотти сразу показали пример такой истории, пример того, каким футбольный мир хотел себя представлять.

Вы скажите: все это чистая риторика. И будете правы, но это не только мое мнение. Если ты хочешь представлять большой город, целую страну, и если это становится твоей профессией, по-другому быть не может. Футбол – универсален, он основан на общих мифах. Прекрасный принц из сказок братьев Гримм, старый актер, побеждающий зло, богатый, но правильный парень, с которым можно познакомить свою дочь. Неважно, правда ли это. Люди верят в то, во что хотят верить. Истории Тотти и Дель Пьеро никогда не были настоящими в полной мере, потому что их определяли желания публики. Они обязаны быть простыми, примерными и довольными, с кучей детей, женами без особых претензий и жизнью, отвечающей созданной картинке. Тотти уже вышел за рамки, когда он сказал, что не голосовал бы за Берлускони. Дель Пьеро всегда был сдержанным, как и полагается демократическим христианам. Но у них, на самом деле, было мало свободы, это болельщики решали, чего они хотят и что они должны делать. Однако, с другой стороны, именно их легенда позволила им столько заработать. Плохие парни могут иметь тысячи любовниц и тайные приключения, но никто не захочет платить за то, чтобы идентифицировать себя с ними. Только то, что хорошо, уходит в массы. Это древняя тюрьма для всех, но у каждого в ней своя камера. Им с камерой повезло.

Безусловное доверие

Давайте представим ситуацию, что вдруг стало известно  о том, что Тотти и Дель Пьеро организовали договорняк или принимали допинг. Никто не поверит. И дело не в наличии доказательств, даже если их предоставить, люди все равно будут утверждать, что все это заговор их недоброжелателей, а также недоброжелателей «Ювентуса» и «Ромы».

Когда я был главным редактором «Corriere dello Sport», мне случилось побывать на одной партийной вечеринке. Было лето, проходил Тур де Франс, я не слишком любил Пантани, о котором мы на тот момент почти ничего не знали. Но я был знаком с тем миром. Я рассказал им, что мне было известно,  поделился своими сомнениями. Меня начали оскорблять и осмеивать, относились ко мне так, будто у меня была личная заинтересованность в том, чтобы распространять слухи. А я всего лишь высказал свое мнение, ответив на вопрос. И все мы знаем, чем кончилась история Пантани (а может и не знаем, учитывая новое расследование, согласно которому знаменитый велосипедист был убит – Прим. Пер.)

Тотти и Дель Пьеро

 

Несмотря на то, что Ческо на два года младше Сандро, его карьера в профессиональном футболе началась на полгода раньше. «Император» дебютировал в серии А в марте 1993 года, а «Пинтуриккьо» впервые вышел на поле в рамках чемпионата Италии в сентябре

 

Но так и должно быть. Если есть потребность в прекрасном принце, если  недостаточно, чтоб ты был просто великим игроком,  а нужно быть еще святым, героем, вот здесь возникает проблема. Дель Пьеро и Тотти превратили свой образ в профессию. Они стали такими, какими казались, какими должны были быть. И теперь прилагают максимум усилий, чтобы не выйти за границы созданного образа.

Таинство «Ювентуса»

Думаю, что Дель Пьеро подобное удавалось лучше. Не потому, что он лучше учился, а потому что он более универсален, чем Тотти. Тотти было достаточно воплотить прототип великого романиста. Немного грубого, сентиментального, не без капли горечи и с тенденцией к комплексу жертвы. Дель Пьеро же давно знает, что есть некое таинство в том, чтобы быть ювентийцем. Иначе ему не пришлось уезжать аж в Сидней. Возможно, но автоматически не  предполагается, однажды Тотти станет важной частью «Ромы», хотя не думаю, что в качестве директора. Он не будет руководить. Потому в этом не заинтересованы сами болельщики. Жестокость вернейших болельщиков состоит в том, что они оценивает героя, основываясь на его сиюминутной полезности. Чувства проходят. Франческо Рокка и Джузеппе Джаннини были фактически исключены из «Ромы», несмотря на многолетнюю любовь фанатов. Сандро Маццола тоже не в «Интере».  Беппе Бергоми, интериста до мозга костей, посчитали препятствием для клуба. И болельщики приняли это.

По теме:

Тотти: «Я больше не думаю о голах» (интервью)

Тотти: «Порою чувствую себя сказочным персонажем» (интервью)

Тотти: «Не уйду, пока не обгоню Пиолу» (интервью)

Чтобы остаться и начать сначала, герой обязан демонстрировать новые таланты. Иначе от него остается только память. На самом деле, не так много великих игроков сумели сделать карьеру в футболе после завершения игровой карьеры. Бониперти, Платини и уже на этом моменте я больше никого не могу вспомнить. Они стают тренерами или же продолжают эксплуатировать свой образ, пока в клуб не приходит президент, который хочет выдвинуть на первый план свой собственный образ. Тогда вопрос звучит таким образом: есть ли у Тотти способности, чтобы стать действительно полезным «Роме» в будущем? Сумеет ли он вести дела на трансферном рынке или управлять финансами клуба? Если да – прекрасно, но до подтверждения всегда есть место сомнению. Если нет, то ему выделят какую-то незначительную должность, чтобы держать в «Роме», но команду будут строить другие. Подобное происходило со многими, везде. Ты лучший, пока ты способен приносить пользу. В противном случае приходится довольствоваться принадлежностью Истории.

Франческо Тотти

 

Есть ли у Тотти способности, чтобы стать действительно полезным «Роме» в будущем? Скоро узнаем

 

Наверное, наиболее эпический пример – Джанни Ривера. Он был лучшим футболистом послевоенного периода, выиграл в «Милане» все, вместе с Нерео Рокко создал первый великий «Милан». Но вот уже 26 лет он вне клуба как Анквилетти или Малатрази и в большей степени, чем Гуллит или Эвани. Потому что он попытался в политике противостоять  Берлускони. А после того, как проиграл, не нужен был даже в качестве воспоминания.

Дель Пьеро во главе итальянского футбола (если он рискнет)

У Дель Пьеро, наоборот, есть все для того, чтобы взяться за управление итальянским футболом. У него есть понимание политики и политическая выдержка, его имя универсально (в то время как Тотти, прежде всего, романист), он умеет говорить. Если бы Дель Пьеро хотел, очень вероятно, что смог бы управлять итальянским футболом. Однако тогда ему придется завершить свою сказку и стать обычным человеком. Ему придется стать предметом обсуждения, принято неприятные мнения других о себе. Уже много лет Дель Пьеро не приходилось сталкиваться ни с чем подобным. Его любили безусловно за то, что он воплощал с очень юного возраста. За то, что он дал много обещаний и выполнил их. Случается часто, что человек привыкает к собственной легенде. Он продолжает оставаться тем, кем есть, потому что выходить за рамки рискованно. Я видел, как многие великие футболисты прошлого вели себя подобным образом. Они не решались высказывать собственное мнение, потому что боялись реакции болельщиков. Продолжая жить в рамках своего мифа, они переходили от одного праздника к другому, сохраняя свой образ и представляя продукт со всеми вытекающими: реклама, телевидение, газеты, везде, где можно торговать лицом.

Алессандро Дель Пьеро

 

Если бы Дель Пьеро хотел, очень вероятно, что смог бы управлять итальянским футболом

 

Не знаю, что выберет Дель Пьеро. Если он выберет битву, то выйдет в ней победителем. Он может стать первым футболистом во главе великой Федерации. А если захочет, то может выйти и на европейский уровень как Платини, кстати, тоже ювентиец. Он мог бы принести с собой новые идеи, помочь футболистам осознать свою важность также и вне поля. Дель Пьеро – это точка эволюции, пример бывшего футболиста с собственным мифом, который уже готов у тому, чтобы руководить. Не знаю, хватит ли ему мужества, но мы все увидим. Сидней – это разумный шаг, но временный. Сейчас Дель Пьеро играет не в футбол, он играет с футболом. Его право – он заслужил. Может случиться, что он больше не вернется в Италию, ведь Австралия – магическая страна, зависшая между Африкой и Калифорнией. Однако если он вернется, то первые неприятности и, возможно,  единственные, у него возникнут из-за бывшего клуба.

В чем отличие Андреа Аньелли

В нынешнем «Ювентусе» есть нечто, что мы пока не можем понять. Андреа Аньелли не является боссом как его отец или как великий Аввокато, выходец из другого времени. «Ювентус» – кусок торта Андреа в семье, но не является развлечением для него. Андреа Аньелли исполняет обязанности генерального директора в полной мере, работает ежедневно за тем же столом, где сидел Джираудо: он не просто контролирует, он руководит. Андреа Аньелли начинает строить новый «Ювентус», возможно, более похожий но тот, что создал его дед Эдоардо Аньелли, отец Джанни и Умберто, который никогда не был президентом FIAT. Он был сыном Джованни, великого босса. Как и Андреа, Эдоардо много времени уделял делам «Ювентуса». Он создал его современное обличье, изменил футбол, в котором ведущую роль больше не играли спортивные общества, а также начал эпоху профессионализма.  Он выиграл шесть скудетто, пять из них подряд, положив начало легенде «Ювентуса». Андреа куда в большей мере следует его примеру, а не своего отца или Джанни Аньелли. «Ювентус» – это его путь к славе, нынешней и будущей. Он не захочет, чтобы его что-то отвлекало. Ему нужно держать все нити в своих руках. Именно поэтому Дель Пьеро вряд ли когда-нибудь вернется в «Ювентус».

Кто же все-таки лучше

Кто из них был более важным игроком на поле? Считаю, что Тотти, но не из-за того, сколько голов он забил, потому что это пустяк в его продолжительной карьере.  Считаю, что Тотти, потому что он более разносторонний игрок. Ясно, что когда делают сравнение, все заканчивается тем, что об одном игроке говорят хорошо, а о другом так себе. При  сравнениях у одного всегда есть нечто большее, чем у другого. Я хотел бы, чтобы мы не попали в эту ловушку. Кто бы что ни говорил, но Тотти и Дель Пьеро были лучшими игроками последнего двадцатилетия. Однако, когда, наконец, пришло время их сравнивать, нужно просто выбрать одного. Я выбираю Тотти, потому что он мне кажется более разносторонним игроком, он играл на всех позициях в атаке и всегда находился в центре любого проекта,  в который был вовлечен. Дель Пьеро играл за «Юве» и в его случае главным героем был именно клуб. Тотти же олицетворял «Рому» все это время.

По теме:

Тотти: «Кто лучше — я, Баджо или Дель Пьеро? Тотти, разве не так?»

La Gazzetta dello Sport: Франческо Тотти — лучший за последние 20 лет

Ривера: «Тотти лучше, чем Баджо и Дель Пьеро»

Дель Пьеро был великим нападающим и фантастическим вторым форвардом. Тотти мог играть в атаке даже в одиночку, он сам мог создавать линию атаки. А Дель Пьеро нет.

Дель Пьеро был лучше Тотти в первые пять-шесть лет своей карьеры. Он раньше повзрослел, как футболист и как мужчина. Он изначально вел себя так, как нужно, был готов к профессионализму. Тотти для этого понадобилось больше времени.

Франческо Тотти и Алессандро Дель Пьеро

 

Дель Пьеро играл за «Юве» и в его случае главным героем был именно клуб. Тотти же олицетворял «Рому» все это время

 

Помню, как на пост тренера «Ромы» пришел Карлос Бьянки, аргентинец, выигравший Межконтинентальный кубок. У него была харизма и правильные идеи. Он много говорил о футболе, но не на поле. Футболисты «Ромы» были удивлены, потому что он никогда не говорил с ними о схемах. А просто играл матч за матчем. Говорил: почему я должен строить некий вариант игры, если все соперники разные? Бьянки не нравился Тотти, он считал, что его переоценивают. Говорил: «Он не решает судьбу матчей. Вы когда-либо видели, чтобы «Рома» приехала в Милан или Турин и выиграла там со счетом 1-0 благодаря голу Тотти? Нет? Вот-вот: Тотти ничего не решает».

Рискнуть с Баджо

Есть странные вещи, которые, однако, часто встречаются. Когда Свен-Горан Эрикссон тренировал «Фиорентину», он хотел обменять Баджо на Джеролина, обычного подвижного опорного полузащитника. Когда Анчелотти был в «Парме», он вынудил руководство продать Дзолу. Валькареджи не взял в сборную Марио Корсо, а также часто держал Риверу на скамейке. Думаю, все зависит от того,  насколько суровым является тренер. Чем больше у игрока фантазии, тем в большей степени он разрушает эту тренерскую суровость.  Возникает борьба, борьба тренера и игрока, борьба мировоззрений. Игрок думает, что тренер его ограничивает, потому что не ценит фантазию, потому что является серой личностью, которая не заслуживает уважения. Тренер, действительно, так думает, но еще он думает о команде. Часто случается, что молодой фантазиста воспламеняет публику, но не забивает много голов. Вот что значит не решать судьбу матчей. Как раз в этом и состоит разница между просто хорошим фантазистой и чемпионом – второй много забивает и не менее часто ассистирует партнерам. Если удается только ассистировать,   то футболист является чемпионом только наполовину. Таких много и сейчас. К ним принадлежит, например, Снейдер. То, что в команду приносит талант, одновременно приводит к нарушению баланса внутри нее. Это история футбола. Неслучайно талант калибра Баджо великие тренеры такие как Липпи и Капелло предпочли держать подальше от своей команды.

Роберто Баджо

 

Чем больше у игрока фантазии, тем в большей степени он разрушает тренерскую суровость

 

У Баджо была огромная проблема: уже в 19 лет он пережил две операции на связках. Это не позволяло ему тренироваться с той интенсивностью, которой требовало его время. Некоторые тренеры принимали эту его лень, вызванную болезнью, за нежелание работать. На самом деле, с каждым годом Баджо становилось все хуже и хуже, ему приходилось проводить воскресенье и понедельник со льдом, приложенным к колену. Карло Маццоне, которому довелось тренировать зрелого Баджо в «Болонье» и «Брешии», утверждал, что без травм он бы был не хуже Марадоны. Свою роль сыграл и его характер. В юности перед тренировками Баджо любил устраивать пари с профессором Карло Виттори, тренером олимпийского чемпиона Пьетро Меннеа, которого призвали для восстановительной работы с ним после операций, что он проведет спарринг и даже не вспотеет. Эрикссон, наверняка, так об этом и не узнал. А Баджо эти пари нередко выигрывал.

Тотти и Дель Пьеро: голы и возраст

Однако вернемся к Тотти и Дель Пьеро. Попробуем рассмотреть их с точки зрения цифр. Де Пьеро родился 9 ноября 1974 года в Конельяно, Венето, на северо-востоке Италии. Тотти в Риме, в жилом квартале, но недалеко от центра. Когда им было по двадцать лет, сообщали, что рост Дель Пьеро составлял 173 см, а вес 70 кг. Данные Тотти: 180 см и 77 кг. Важное различие. Дель Пьеро  был финальной точкой старой Италии, которая выросла. Тотти же представлял новое витаминное поколение.

Через 16 лет были  зафиксированы изменения, вызванные временем. Рост Дель Пьеро стал 174 см, а вес вырос на пять килограммов, достигнув 75. Рост Тотти не изменился, а вот вес достиг 82 килограмм. Оба увеличили свой вес на пять килограммов, что является результатом набора мышечной массы ровно настолько, чтобы большая сила не привела к потере подвижности.

Перейдем к чисто техническим сравнениям. Я сравниваю количество голов, забитых Тотти и Дель Пьеро в одинаковом возрасте. В одинаковом возрасте, но не в один год, потому что их разделяет два года. Получаются интересные цифры. Посмотрим.

 

Голы в …Дель ПьероТоттиРазница

20 лет

8 5 +3

21

6 13 -7

22

8 12 -4

23

21 7 +14

24

2 13 -11

25

9 18 -9

26

5 14 -5

27

16 20 -4

28

16 12 +4

29

8 15 -7

30

14 26 -12

31

12 14 -2

32

20 (в Серии В) 13 несопоставимо

33

21 14 +7

34

13 15 -2

 

В 14 сезонах, которые мы сравнили, Тотти забил больше в девяти случаях, а Дель Пьеро – в четырех. Дель Пьеро выиграл намного больше трофеев, но он и выступал за исторически более сильный клуб. В сборной Дель Пьеро часто оставался на скамейке, когда играл Тотти, хотя чемпионами мира в 2006 году стали оба. Тотти тогда было 30 лет, а Дель Пьеро – 32.

Впрочем, нельзя сказать, что эти цифры что-то доказывают. Возможно, если бы Тотти выступал за «Юве», а Дель Пьеро за «Рому», ничего бы не поменялось, и каждый выиграл то, что покорилось другому. Различие в том, кем они были символически. Дель Пьеро – это продолжение Баджо, Платини, Сивори, Бониперти, почти двадцать лет являющийся символом команды, выигравшей больше других. Великий игрок, один из лучших, который, однако, являлся продолжателем славных традиций прошлого. Тотти же положил начало современной «Ромы», которая вместе с ним начала конкурировать с другими грандами. Дель Пьеро тоже обозначил эпоху, но одну из многих. У Тотти было больше пространства, потому что «Рома» была и остается весьма далекой от «Ювентуса». Ему было легче показать себя, ему давали больше времени.

В конце еще раз повторю свою оценку: если бы мне пришлось выбрать только одного из них в Зал славы итальянского футбола, с некоторым сомнением и сожалением я бы взял Тотти. За годы его карьеры мне он показался более разносторонним игроком.

Предлагаем нашим читателям принять участие в опросах.

Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Calcio News