«Зенит» надеется на всех и каждого. «Спартак» - по-прежнему на Дзюбу?
Таблица после первых восьми туров чемпионата убедительно говорит о том, что пока наиболее целостное впечатление от своей игры оставляет только питерский «Зенит». Я внимательно слежу за «Зенитом», за работой его главного тренера, за трансферной политикой клуба, поэтому считаю нужным время от времени высказывать свои замечания, которые подчас кому-то могут даже показаться несправедливыми. Сужу это по тем комментариям, которые порой оставляют болельщики клуба в качестве комментариев к моим материалам. Однако, я привык говорить то, что думаю и оценивать то, что вижу с позиций своего футбольного опыта. Если «Зенит» в первых играх европейского сезона выступал, на мой взгляд, подчас весьма не убедительно, то я это и писал. Если сейчас команда показывает достаточно стабильную и сильную коллективную игру – это тоже нет смысла скрывать.
«Зенит» очень качественно подготовился к сезону. Это видно. Причем, команда старается наращивать свою форму. Одно из главных игровых преимуществ «Зенита» над соперниками – более активное движение на поле. Причем, в совокупности с хорошей технической подготовкой, контролем над мячом. Есть разница и в настрое на матчи. Такой настрой я видел в ряде игр разве что у «Динамо». Правда, бело-голубые отличаются от «Зенита» гораздо меньшей стабильностью. Команда выступает очень неровно: то словно просыпается, то опять простаивает. А питерский клуб, выходя на поле, старается держать тонус высоким на протяжении всей игры. Не снижая темпа надавливать на соперника. Выдержать такой прессинг на протяжении всех 90 минут, пока никто не может.
Еще одно преимущество «Зенита» состоит в том, что по составу, по качеству игроков у команды сейчас тоже практически нет конкурентов в нашем чемпионате. Другой разговор, что с этими мастерами надо уметь работать, что получается далеко не у каждого специалиста. У Виллаш-Боаша этот процесс пока проходит без видимых осложнений. Ему удается держать команду в тонусе и постепенно прибавлять по ходу сезона. Иногда, правда, слышу, что «Зенит» обязательно должен настигнуть спад в игре. Но, я не думаю, что при грамотной постановке дела этот процесс может серьезно сказаться на коллективе. Есть глубина состава, есть грамотные игроки и тренерский штаб. Так что я бы не стал пока драматизировать ситуацию в ожидании чего-то не слишком хорошего. Такие вещи не сваливаются с неба. Поэтому к ним в командах высокого уровня стараются подойти максимально грамотно, чтобы избежать по ходу сезона каких-то серьезных проблем.
Чего боится Якин?
Отмечу еще один момент в игре «Зенита» для того, чтобы показать разницу с его конкурентами - это разнообразная тактическая игра, которая отражается даже в цифрах: команда много забивает и мало пропускает. Нет такого, как, например, в «Спартаке», где почему-то до сих пор атакующие действия в основном строятся на том, чтобы доставить мяч в штрафную площадь Дзюбе. Один навес, другой… Мне даже иногда кажется, что я смотрю матчи с участием Дзюбы в «Ростове» прошлого сезона. Не понимаю, почему тренерский штаб «Спартака» не хочет как-то изменить игру в атаке. Или не может? Ясно ведь, что защитники соперников уже приноровились к Дзюбе. Не случайно же он не забивает последние три игры подряд. А дальше ему будет только труднее. Навесы на нападающего такого роста могут быть, их никто не отменяет, но нельзя полагаться только на них. Получается, что вместо интересной в тактическом плане атаки следует простой по замыслу навес на Дзюбу и этим все заканчивается. Причем, где-то рядом с Дзюбой частенько бегает Ананидзе, к которому и мяч-то порой вовсе не доходит. А если и доходит, то это соперников не слишком пугает, потому что Ананидзе не представляет никакой угрозы. Такое складывается впечатление, что его часто даже не замечают, когда он вышел на поле.
Короче говоря, я пока так и не пойму, какого же уровня тренер у «Спартака»? Все присматриваюсь, присматриваюсь, а ответа не нахожу. Что он хочет сделать с командой? Якин выходит на игры, имея в стартовом составе чуть ли не по семь игроков оборонительного плана. Почему? Потому что, видимо, хочет, прежде всего, обезопасить себя, стремясь не пропустить. При этом в атакующем плане ничего интересного нет. Пример? Та же последняя встреча с «Тереком. Может быть, Якин ждет окончательного выздоровления Мовсисяна? Но тоже не факт, что с его возвращением атака «Спартака» станет однозначно сильнее и разнообразнее в тактическом плане. Или ждет, когда, наконец, появится Широков. Но с какой игрой «Спартака» он столкнется? Сможет ли приспособиться к ней легко и эффективно?
Мне вообще кажется, что эйфория от всего процесса, связанного с появлением у команды своего стадиона, в клубе продолжается до сих пор. И именно он находится в центре всей футбольной жизни «Спартака», а не игра команды, которая, к сожалению, при ближайшем рассмотрении оказывается не столь хорошей, как ожидалось, в связи с появлением нового главного тренера. А все эти разговоры, что с открытием нового стадиона у «Спартака» враз изменится и сама игра – не более, чем дилетантизм. Футбол – это игра, это столкновение умов. И тренерских, и игроцких. Тут шапками никого не забросаешь. Тем более, что впереди у "Спартака" игра с "Зенитом".
Ну и последний момент. Я был страшно удивлен инцидентом в конце игры спартаковцев с «Тереком», когда словесная перепалка Рахимова и представителей тренерского штаба «Спартака» едва не переросла в потасовку. Причем со спартаковской стороны почему-то особую активность проявляли именно иностранцы. Бегут с кулаками… И это же продолжалось не минуту. Вся страна наблюдала за подобным безобразием! А потом я читаю и удивляюсь другому: руководитель КДК, оказывается, не знает, будет ли его комитет рассматривать этот инцидент! Мол, не напишут судьи после матча в протоколе, что произошло, тогда и повода для рассмотрения не будет. Это как? А сами члены КДК видели, что произошло? Или это их не касается? Если так, тогда надо этот комитет просто распустить и закрыть.