Морская болезнь. Почему пора болеть за «Сампдорию»
Александр Скворцов – о новой «Сампдории», которая рвется в лидеры серии А под руководством коллеги Тинто Брасса и старается жить в гармонии с каждым болельщиком.
Полторы недели назад «Сампдория» одержала победу в пожароопасном «Derby della Lanterna». Из матчей между «Дорией» и «Дженоа» редко получаются произведения искусства, чаще игра двух генуэзских клубов превращается в облегченную версию кровопролитного «кальчо флорентино», где каждый стремится как можно сильнее отметелить оппонента. И если изрезанному боевыми шрамами «Дженоа» такие средневековые сражения к лицу, то «Сампдория» изменила имидж – этот клуб старательно выстраивает положительную репутацию. И, надо сказать, преуспевает – за «Сампдорию» действительно хочется болеть всем сердцем. На то есть несколько важных причин.
Работа с болельщиками
То, с чем почти не заморачиваются в России (простите за эту ремарку), позволило «Сампдории» окружить себя ореолом семейственности и создать собственную систему ценностей. В большинстве своем тифозерия «Дории» аполитична (что для Италии, в общем-то, редкость) и состоит из людей среднего возраста со средним достатком. Мужчин и женщин почти поровну (52% и 48% соответственно).
Фанаты «Дории» не ангелы, и в случае чего способны разнести всю Геную (до сих пор вспоминается позапрошлогоднее коллективное письмо к команде, в котором фанаты называют игроков «ходячими трупами» и требуют от Делио Росси скорейших изменений), но клуб признает, что болельщики – его главный актив. Команда вынуждена делить 600-тысячный город со злейшим врагом, и борьба ведется за каждого потенциального фаната.
Важно также и то, что еще при президенте Риккардо Гарроне были заложены фундаментальные принципы привлечения зарубежных симпатий – «Сампдория» завела аккаунты во всех возможных социальных сетях, и сделала это не для галочки (как часто бывает), а для реальных коммуникаций с болельщиками со всего мира. В результате «Дорию» поддерживает огромное число китайцев, хотя в составе команды никогда не было второсортных азиатов, купленных в «маркетинговых целях» (в отличие от того же «Дженоа»). Китайцы даже создали для себя уютный сайт-форум «Сампдории», кишащий иероглифами. А если спросить их, почему они выбрали себе такую команду, они отвечают: «Потому что у китайцев хороший вкус».
Забавный факт: по словам некоторых из них, они поддерживают «Сампдорию» потому, что у нее самая красивая форма в серии А. Это та самая «Kappa», что еще скажешь.
Кроме того, в Китае «Сампдория» открыла собственные тренерские, менеджерские, медицинские и другие курсы. Все это пользуется успехом.
В самой Генуе все также построено по принципу «болельщик всегда прав». На базе «Сампдории» в Больяско сознательно не стали строить приватную парковку для игроков – таким образом, фанаты могут встретиться с футболистами фактически в любое время. После неудачных матчей они могут быть расстроены и даже злы на футболистов, но это тот риск, на который смело идет руководство клуба ради доверительных отношений со своими тифози. Такого, чтобы на парковке кому-то разбили лоб или лобовое стекло, пока не было.
«Я работаю для того, чтобы болельщики не называли меня дерьмом, когда я уйду. Футбол – это общение и единение, а не барьеры и турникеты», – убежден новый президент «Сампдории».
Грандиозные планы и яркие инициативы нового президента
Его зовут Массимо Ферреро, у него 5 детей и 60 кинотеатров, за его плечами множество фильмов и сотрудничество с самим Тинто Брассом. Актриса-красотка Моника Витти, подарившая Ферреро прозвище «Er Viperetta» (гадюка), оценила смелость и ловкость низкорослого кинопродюсера, который мгновенно отвесил пощечину мужчине, посмевшему оскорбить диву. Поэтому прозвище не несет в себе негативного содержания. Напротив, Ферреро – несколько комичный персонаж, объект смешных пародий.
«Мы планируем построить самый лучший стадион в Европе. Этот проект — мечта.
У стадиона будут велосипедные дорожки. Мы построим его на берегу моря, и каждый сможет взять лодку и посмотреть игру, пробуя песто и другие развлечения Генуи.
Стадион создаст новые рабочие места, откроет возможности для туризма в городе. Будут и другие инвесторы, кроме меня. Этот стадион будет хорош для всех в городе, там можно будет заниматься спортом», – взахлеб рассказывает эксцентричный Ферреро о новом проекте. Возможно, все это останется на бумаге, но верить в реальность подобных проектов всегда хочется до последнего. В серии А появился еще один президент с горячей головой, которую генуэзцы уже попытались остудить всей командой.
Из тех вещей, что уже были претворены им в реальность – уникальный рекламный проект. Летом Ферреро договорился о сотрудничестве с компанией Lucky Red films и разместил на футболках «Сампдории» рекламу фильма Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса «Sin City: Sin City: A Dame to Kill For». Жаль только, что не поместился полноценный постер с обворожительной Евой Грин.
Своя атмосфера
Спортивный директор «Сампдории» Карло Ости подбирает игроков на основе не только технических и экономических, но и моральных параметров. Проще говоря, мерзавцев в клуб стараются не брать – это позволяет сохранять приятную атмосферу в раздевалке, на тренировке, в игре. Именно поэтому радикальная часть болельщиков до сих пор недолюбливает Мауро Икарди, который увел жену у Макси Лопеса, и нещадно освистывает его при каждой встрече.
Это не означает, что за «Сампдорию» играют только пай-мальчики, отличники и слюнтяи. Чего стоит один Анжело Паломбо – символ клуба, настоящий лидер, способный яростными выкриками подстегивать партнеров и заводить фанатскую трибуну.
Может показаться странным, что при таких критериях отбора тренером был назначен Синиша Михайлович, который не так давно плевал в соперников и клеймил Патрика Виейра «грязным негром». Но в Генуе неистовый Миха преображается. Он цитирует мудрецов на пресс-конференциях и держит в любимчиках… чернокожего здоровяка Стефано Окаку Чуку.
«Синиша – тренер, философ и поэт», – восхищался сербом Массимо Ферреро после победы в дерби. СМИ не отстают – работа Михайловича оценивается очень высоко, и все чаще журналисты говорят о его возможном назначении в «Интер».
Красивая игра
На самой первой пресс-конференции в «Сампдории» Синиша Михайлович заявил, что трендовые схемы с тремя защитниками его не интересуют – наследие Делио Росси было похоронено без лишних почестей. В прошлом сезоне Михайлович вдоволь наигрался в 4-2-3-1, а теперь он все чаще использует расстановку 4-3-3, которая позволяет «Дории» играть в атаку (временами почти в земанскую – сокрушительную и безоглядную) и по максимуму использовать сильные качества своих футболистов.
Возможно, к игре «Сампдории» не подходит слово «красивая». Она, скорее, приятная – четко выстроенная и очень логичная. Это означает, что команда умеет думать. А в Италии это важнее всего.
Маноло Габбьядини – бриллиант «Сампдории», человек с волшебной левой ногой и тонкой техникой, за которым давно охотятся богатые английские клубы. После тренировок Михайлович часто работает с Маноло индивидуально и помогает тому улучшить удар. Прогресс очевиден.
Еще есть Педро Обианг (незаметный герой средней линии, отвечающий за разрушение чужих атак), Алессио Романьоли (молодая звездочка из Рима, которая в этом году сверкает на стадио «Луиджи Феррарис»), капитан Гастальделло, заводной Сориано. Буквально на днях Карло Ости подписал еще и юного хорватского плеймейкера Карло Лулича, за которым вели наблюдение «Рома» и «Ливерпуль».
В каждой линии есть свой самородок, но круче всех, конечно, Стефано Окака Чука, забивающий совершенно безумные голы:
Окака дебютировал в серии А еще в 16 лет, но по-настоящему поверил в него только Синиша Михайлович. Со спокойствием тибетского монаха Синиша доказывает, что Окака все еще может стать лучшим нападающим Италии, хотя и растратил много карьерных лет попусту. Зерно правды в этом есть – такой мощи и напористости Италия не видела уже давно. В этом Окака превосходит гораздо более одаренного, но жутко ленивого Марио Балотелли.
Красивые традиции
Возвращаясь к болельщикам – «Сампдория» не только пытается завоевать новые симпатии, но и бережно хранит старые. У команды есть верная болельщица Джованна Романато, которая родилась в один год с самой «Сампдорией» (1946). С 1956 года Джованна прикована к постели – в возрасте десяти лет она заболела полиомиелитом (спинномозговым параличом). Вакцины в те времена не существовало, инфекция поразила легкие Джованны, и вот уже 58 лет она жива лишь благодаря аппарату искусственной вентиляции легких, к которому ей приходится подключаться каждые два часа. Она болеет за «Сампдорию» на протяжении шестидесяти лет, потому что когда-то за Примаверу «блучеркьяти» играл ее брат Лино.
Руководство «Сампдории» постоянно поддерживает Джованну. Клуб регулярно организует сбор средств на нужды синьоры Романато, а игроки, тренеры и даже президенты приходят к ней в гости. У нее бывали и до сих пор бывают Аттилио Ломбардо, Джованни Инверницци, Делио Росси, Анжело Да Коста, Энрико Кьеза, Кристиан Карамбе, Микеле Серена, Франческо Педоне, президент Массимо Ферреро, капитан Анжело Паломбо и многие-многие другие. Причем это не разовые акции, а регулярные посещения, которые приносят радость не только Джованне, но и самим игрокам. Анжело Паломбо даже посвятил Джованне один из своих голов.
В общем, все по Марку Твену: самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь другого.
«Сампдория» – это моя компания. Когда чемпионат заканчивается, мои воскресенья опустошаются», – объясняет Джованна Романато, под окнами которой в дни матчей течет громкая река фанатов, спешащих на «Луиджи Феррарис».
Стать каплей в этой реке – бесценно.
Фото: Fotobank/Getty Images/Pier Marco Tacca, Getty Images, Tullio M. Puglia; sampdoria.it. Просмотр видеоконтента предоставлен ntvplus.ru (ОАО НТВ-ПЛЮС)
но чтобы делать качественный рывок вперёд и претендовать на ЛЕ или даже ЛЧ, то нужны финансовые вливания в команду. Прежде всего требует усиления средняя линяя. Каждый матч фактически Сампа играет без центра поля.
посему считаю, что петь дефирамбы в адрес Сампы преждевременно. и пока это не более, чем удачный старт.