Football & Finance. Разбор финансового отчета «Манчестер Юнайтед»
Всем привет. Долго думал, каким материалом на финансовую тему вас порадовать, и вот, наконец, придумал.
Совсем недавно, клуб опубликовал официальный отчет за 2013/2014 финансовый год. Найдя практически аналогичный материал (спасибо Артёму Кистеву) за 2013 год, мы можем разглагольствовать об успешности «Юнайтед» в финансовом плане, а также понять причины этой самой успешности. Итак, поехали!
Сравнение доходности «Манчестер Юнайтед» в периоды с 2012 по 2014 финансовые года.
В исходном материале (ссылки на который приведены внизу статьи) есть таблицы доходности клуба. Впрочем, зачем это писать, если можно посмотреть на скриншоты.
Скриншот из отчета за 2013 год.
Скришнот из отчета за 2014 год.
Сразу скажу, все цены приведены в миллионах фунтов стерлингов. В дальнейшем, где будет использоваться другая валюта, будет сделано примечание.
Как видите, здесь представлены несколько вариантов данных: мы можем увидеть изменения в доходности за 1 год (с июня 2013 по июнь 2014) и 2 варианта за три месяца: с июня по сентябрь 2013; с марта по июнь 2014.
Зная процентные изменения по сравнению с предыдущим годом, мы вполне можем составить свою таблицу данных.
ВНИМАНИЕ: Из-за ошибки в таблице, текст материала исправлен!
Я понимаю, что таблица несколько неудобная, поэтому предлагаю разобрать все по косточкам на конкретном примере. Возьмем доход от продажи телевизионных прав, и разделим рассматриваемые 2 года на указанные периоды:
1. Июнь- сентябрь 2012 года. Это начало сезона. Буквально три месяца назад «Юнайтед» отдали титул чемпиона АПЛ «Сити». Доход 13,7 млн.
2. Март-Июнь 2013 года. Конец сезона. «Фергюсон и Ко» на всех парах мчатся к 20-му чемпионскому титулу. Доход 26,6 млн.
3. Июнь-сентябрь 2013 года. Фергюсон объявил об отставке и команда под руководством Дэвида Мойеса довольно бодро начинает новый сезон. Доход 19,3 млн.
4. Март-июнь 2014. Полный провал по всем фронтам, пожалуй кроме Лиго Чемпионского. Moyes out, Giggs come. Доход 34,0 млн.
Что можно вынести из разобранного примера. Предположим, цена на показ матчей выросла из-за инфляции и других не зависящих от «Юнайтед» факторов, на определенную n-ую сумму (условный 1млн), которая постоянна в течение сезона. Но каковы остальные причины по которым доход от трансляции скачет?
Начнем со сравнения 1-ого и 3-его периодов. Доход от продажи прав вырос на астрономические 40,9% (!). В первую очередь сказался повышенный интерес телезрителей к первых месяцам работы Дэвида Мойеса в команде.
А вот если сравнивать окончания сезонов 2013 и 2014 можно сделать вывод, что интерес у публики вызвало назначение Райана Гиггза и.о. главного тренера.
На вскидку, можно сказать следующее:
В 13-ом "Юнайтед" стал Чемпионом за 5, что ли туров, если не ошибаюсь, и это могло отбить интерес у зрителей.В 14-ом за 4 тура до конца назначили Гиггза и это вызвало повышенный интерес у телезрителей.
Какие еще можно сделать выводы?
Последние два годы доходы клуба стабильно растут.
По сравнению с сезоном 2012/2013, год под эпохой Дэвида Мойеса, привел к тому, что болельщики стали меньше ходить на стадион. Особенно это заметно в конце сезона 2013/2014. Выручка от матчей упала на 12,6%. Видимо к повышению доходов не привело даже временное назначение и.о. Райана Гиггза.
Возвращаясь к анализу исходного материала (за 2014 год), приведу несколько положений оттуда, которые помогут вам понять, что к чему.
1) Коммерческая выручка увеличилась на 24,1% в основном за счет заключения новых спонсорских контрактов, продления контрактов и доходов от предсезонных турне.
Коммерческую выручку от спонсорских контрактов следует понимать, как непосредственный доход клуба от контракта, так и за счет побочных влияний. Например, клуб заключил контракт с «Adidas», что сразу повысило интерес рядовых болельщиков к покупке спортивной формы клуба. Прим. автора.
2) Расходы клуба на выплату вознаграждения игрокам и сотрудникам увеличились на 19% (до 214,8 млн) в основном за счет пересмотра контрактов (вспомните хотя бы контракт с Руни – прим. автора) и приобретения новых игроков (Анхель Ди Мария, Радамель Фалькао).
3) Увеличились расходы на пользование услугами юридических лиц : юристов, консультантов и других узкоспециализированных профессионалов.
4) Непредвиденны затраты: 5,2 миллиона фунтов стерлингов были выплачены сотрудникам клуба, покинувшим команду вслед за Сэром Алекса.
Вообще, финансовые отчеты всегда интересно читать. Каждого всегда привлекает возможность считать чужие деньги. Заканчивая материал, рискну выдвинуть несколько прогнозов на 2015 финансовый год:
1) Клуб потеряет минимум 8,6 миллиона евро за пропуск группового этапа Лиги Чемпионов (это без учета вознаграждений от побед или ничьих). Впрочем большая часть этой суммы будет отбита за участие в Американском турне.
2) Компенсационные расходы окажутся примерно такими же как в прошлом году. Несмотря на то, что зарплата тренерского штаба Дэвида Мойеса была меньше, самому шотландцу уже была выплачена круглая сумма за увольнение.
3) Выплаты по контрактам увеличатся примерно на 20% за счет подписания новых игроков. Переподписание контрактов с игроками основной команды в этом году вряд ли произойдет.
4) Доход от телетрансляций в период июнь-сентябрь будет чуть выше чем в прошлом году. В первую очередь, телезрителей привлечет популярность Луи ван Гала после Чемпионата Мира, а также успехи команды в предсезонном турне.
5) Клуб обязан попадать в Лигу Чемпионов, что привлечет дополнительные бонусы от спонсорского контракта с “Adidas”.
Оказался ли я прав, мы узнаем только в августе-сентябре следующего года, и зависеть это будет лишь от успехов «Манчестер Юнайтед».
Финансовый отчет за 2013 финансовый год.
Финансовый отчет за 2014 финансовый год.
Сейчас исправил таблицу.
По новому материалу, на вскидку могу сделать следующее предположение, сравнивая концы сезонов 13 и 14.
В 13-ом "Юнайтед" стал Чемпионом за 5, что ли туров, если не ошибаюсь, и это могло отбить интерес у зрителей.
В 14-ом за 4 тура до конца назначили Гиггза и это вызвало повышенный интерес у телезрителей.
Повторюсь, что это на вскидку, домыслы за 5 минут.
Сравнив пару материалов и таблиц, рискну предположить, что Лига выплачивает клубам только за 10 матчей, о которых вы говорили. За остальное платит телекомпания, у которой прежде всего идет мысль: "А будет ли прибылен показ этого матча? От чего он может быть прибылен - от интереса зрителей".
Вот такое мое мнение.
1) Рассматривать периоды/кварталы есть смысл, чтобы проследить как те или иные факторы влияют на прибыль/убытки. Например трансфер Ди Марии увелчивает коммерчиеский доход в период с июня по сентябрь.
2) Я все же остаюсь при своем мнении и своих источниках, что права на матчи покупаются телекомпаниями, которые уже сами выплачивают сумму клубам. В каком количестве/на какой срок покупаются права - это мне не известно. Из РФПЛ могу вспомнить пример, что телекомпании отказались покупать у "Краснодара" права на показ матча Лиги Европы.
3) Также остаюсь твердо убежден, что зрительский интерес (зависящий от успехов команды) влияет на доход от продажи телеправ.
4) В статье забыл упомянуть о MUTV, но в эту тему я даже не пихался, и понятие не имею как и где это учитывается в финансовом отчете.
Revenue 98.5
Commercial revenue 59.9
Broadcasting revenue 19.3
Matchday revenue 19.3
59.9 - это коммерческие доходы.
От трансляций - 19.3.
Ну и потом, это же не обязательно будут доходы именно пропорционально количеству матчей, показанных в августе-сентябре.
Это некая абстрактная сумма денег, которую платит Лига за трансляции, часть от общего.
Суммы, зависящие от места и количества показанных матчей они, явно, не могут выплачивать в начале сезона.
Зато в начале сезона они могут выплатить деньги, которые одинаковые для всех клубов.
Но это, опять же, может быть не вся сумма, а какой-то ее процент, чего мы знать не можем
Поэтому, как итог, я в принципе не вижу смысла дробить финансовый отчет меньше, чем на сезон.
Меньше доход от показа -> меньше показали матчей -> почему меньше? Нет спроса или есть более интересные матчи
Выводы по зрительскому интересу я делаю исходя из сравнения финансового отчетов за 13 и 14ый года. Как мне вот вам еще то объяснить)
Предлагаю пойти методом от противного: приведите свою току зрения. Почему в 2014ом году в период с марта по июнь, доходы от продажи прав упали по сравнению с предыдущим годом?
Я вижу две причины:
1) игры "Юнайтед" стали пользоваться меньшим спросом;
2) телекомпании видя, что "МЮ ничего не светит стали показывать меньше их матчей, и переключились на тот же "Ливер".
Впрочем, во втором случае, если бы был спрос на игры "дьяволов" их бы предпочли тому же "Ливеру".
P.S В 2012 "Ливерпуль" был вообще самым популярным клубом, "Юнайтед" шел лишь вторым)
Это видно и из таблицы, приведенной Навошей, - там есть конкретные цифры по количеству показов каждого клуба и по сумме, полученной по этой статье.
"падает интерес у телезрителей = меньше показывают -меньше доход" - с этим тоже сложно спорить, компания наверняка не работает себе в убыток и показывает то, что зрителю интересно смотреть.
Только вот опять же откуда взялось предположение, что зрительский интерес так быстро скачет?
Повторю конкретный пример Ливерпуля из упомянутой статьи - команда на тот момент два года не попадает в зону ЛЧ, но при этом имеет второе количество показов (23) после Юнайтед (26). Больше, чем у Челси(22), Сити(19) и Арсенала(22).
"Процитирую источник" - а можно ссылку, пожалуйста, ибо
"имеет трехлетней контракт на показ" - какой-то он стремный, имхо. =)
Процитирую источник:
Компания ITV Digital имеет трехлетней контракт на показ игр с участием клубов Премьер-лиги и трех низших дивизионов, по которому она перечисляет командам десятки миллионов фунтов..
Я может быть ошибаюсь в вопросе, как покупаются права - отдельный матч или, скажем так, сразу десяток. Но то, что чем меньше компания показывает матчей, тем меньше получает клуб - это точно. Следственно -падает интерес у телезрителей = меньше показывают -меньше доход.