7 мин.

Промес и Хурадо: голландско-испанское шоу на спартаковском «Открытии»

"Спартак" в первом официальном матче на новом стадионе обыграл "Торпедо"

СПАРТАК – ТОРПЕДО – 3:1 (1:0)

Голы: Промес, 34 (1:0). Промес, 71 (2:0). Хурадо, 72 (3:0). Угу Виейра, 89 (3:1)

"Спартак" (Москва): Ребров, Паршивлюк, Таски, Инсаурральде, Макеев, Хурадо (Давыдов, 85), Глушаков, Чельстрем, Промес (Яковлев, 75), Комбаров (Ананидзе, 68), Дзюба.

"Торпедо" (Москва): Жевнов, Кацалапов, Рыков, Кокошка, Новосельцев, Комбаров (Угу Виейра, 60), Стеванович, Фомин (Салугин, 79), Билялетдинов (Путило, 56), Мирзов, Шевченко.

Предупреждения: Фомин, 25. Стеванович, 44. Кацалапов, 62.

Судьи: Карасев, Аверьянов, Кобзев (все - Москва).

14 сентября. Москва. "Открытие Арена".

И все-таки маленькая деревня эта Москва. Подхожу днями к банкомату близ Арбата - и вижу очередь из одного человека. Им оказывается не кто иной, как Михаил Ефремов. Вспомнив, что знаменитый актер и болельщик "Спартака" был на "Црвене Звезде", не могу упустить возможность: "Михал Олегыч, как вам стадион?"

"Шика-а-арно! - расплывается в улыбке Ефремов. - Ух! Обязательно на "Торпедо" пойду. Думал, у нас лучше "Локомотива" стадиона быть не может. Но наш - другой уровень!"

Обещание свое актер выполнил и вместе с коллегой и не менее страстным поклонником красно-белых Артуром Смольяниновым на первый официальный матч "Спартака" на новом стадионе пришел. Тем из вас, кто читал мой репортаж с открытия "Открытия", наверняка интересно, добрался ли до Тушина олимпийский чемпион Мельбурна Анатолий Исаев, который пропустил две предыдущих фазы запуска арены из-за воспаления легких. К счастью, из больницы Анатолий Константинович уже выписался, но состояние здоровья и промозглая погода поехать на стадиона ему позволили.

Несмотря на то, что за ночь перед игрой лето в Москве резко превратилось в осень, и ко всему прочему за час-полтора до игры в районе Тушина заморосил противный дождь, болельщицкого энтузиазма это ничуть не пригасило. И минут за 45 до стартового свистка я услышал заветное: "Нет лишнего билета?" Учитывая, что речь шла о 44-тысячной арене, а хозяева встречались с одним из аутсайдеров чемпионата, да еще и система электронной продажи билетов на какое-то время дала сбой - одна эта мольба уже могла считаться несомненным достижением.

Как и то, что на "Открытие Арену" спартаковцы продали более 23 тысяч абонементов - беспрецедентное для России количество. Один из их обладателей, болельщик Максим, с которым мы оказались рядом в поезде метро, рассказал, что цены на "абики" прилично выросли - в его случае с 9 400 до 13 500 рублей, - но ни о каких сомнениях, стоит ли потратиться, не было и речи. Как и в случае с Михаилом - старым хиппи, длинноволосым бородачом, болельщиком "Спартака" с 1973 года, чей такси мне на днях довелось поймать. Человек, купивший абонемент ровно на те же трибуну, сектор, ряд и место, что были у него в "Лужниках", всю дорогу с восторгом рассказывал о походах на матч ветеранов и "Црвену Звезду" - только досадовал, что Андрей Тихонов не был востребован в штабе Якина, и публика не имела возможности поприветствовать его персонально... 

Аншлага на первом официальном матче не случилось: на матч пришло 36 058 зрителей. В первую очередь, видимо, потому, что полиция сделала "прослойку безопасности", не позволив непосредственно соседствовать секторам торпедовских и спартаковских поклонников, что было явной перестраховкой: отношения у них более чем мирные. Свидетельством чему стала перекличка в районе 10-й минуты: "Тукманов - позор "Торпедо"!" Чем так насолил президент черно-белых болельщикам "Спартака", отдавшего землякам в аренду Билялетдинова и Кирилла Комбарова (они, конечно же, вышли в стартовом составе), осталось не вполне понятным. 

Вообще, акустика на "Открытии" - просто зубодробительная. И первый раз стадион взревел еще до начала игры - когда болельщик в красно-белом шарфе Сергей прямо у кромки поля сделал предложение своей возлюбленной Татьяне, встав на одно колено и вручив ей красно-белый букет. Могучего скандирования: "Горько! Горько!" будущие молодожены не забудут никогда.

А потом были гимны "Спартака" и России (при исполнении последнего игроки хозяйской команды, включая легионеров, обнялись), огромные портреты Николая Старостина, Игоря Нетто, Федора Черенкова и Андрея Тихонова на трибуне В, историческое фотографирование стартового состава "Спартака", - и стартовый свисток Карасева. И два ключевых вопроса дня - выиграют ли спартаковцы первый официальный матч в истории на домашней арене и кто забьет первый гол.

Удивительно, но ответ на второй вопрос мог оказаться неожиданным и неприятным для спартаковских болельщиков. Команда одетого в цивильный костюм и белую рубашку - в отличие, например, от победного дерби с ЦСКА, когда он был в спортивном - Мурата Якина, вышедшая абсолютно в том же составе, что и в неудачном матче предыдущего тура в Перми (швейцарец придумал новый принцип: "Проигрышный состав не меняют"?), могла пропустить уже на 4-й минуте, когда Ребров вытащил мяч после удара Шевченко в упор. Та же история случилась и дюжиной минут позже, когда очень активный и резкий Мирзов слева легко ушел от Паршивлюка и Таски - и, если бы не бросок капитана "Спартака" в ближний угол, конфуза не миновать бы.

И я бы не сказал, что столь непростое начало сильно удивило. Открытие своей арены, которого ждали столько времени - штука психологически непростая. Достаточно вспомнить, как летом 2002 года "Локомотив" открывал свою арену матчем со скромным "Ураланом", играл с большущим скрипом - и победил лишь за счет автогола элистинца Семочко. Зато потом разогнался так, что в том же году впервые выиграл национальное первенство. Есть и еще одна сложность - каждый игрок хозяев (особенно доморощенный) в таких случаях хочет войти в историю, забив первым. Многие ждали этого от Дзюбы, но показалось, что лучший снайпер чемпионата России, понимая важность момента, чуток переволновался.

К середине тайма, однако "Спартак" раскочегарился. Первый голевой момент у него возник на 21-й минуте, когда Промес изумительно катнул мяч по правому краю в штрафную на выход Паршивлюку. А вот ему-то, возможно, не хватило как раз чуточки эгоизма - позиция вполне подразумевала возможность удара. Но закончилось все пасом назад и ударом - очень уж неточным - Макеева с линии штрафной.

На 25-й минуте случилась первая желтая карточка "Открытия Арены" - торпедовец Фомин заработал ее на Дмитрии Комбарове. К слову, братья, хоть и играли на одном фланге, почти не пересекались: Дмитрию, игравшему левого полузащитника, в основном противостоял Кацалапов, а Кириллу, также действовавшему у "Торпедо" в полузащите, только справа, - Макеев. Он-то и спас "Спартак", не позволив Билялетдинову замкнуть прострел, после "обреза" Хурадо.

В целом же Хурадо с Промесом - именно два легионера - были у "Спартака" двумя самыми активными игроками. Пристреливался, правда, и Глушаков, который ударом метров с 27 первым проверил каркас "Открытия Арены" - пусть и от рук Жевнова. Мяч ушел на угловой, и никому в тот момент еще не было ведомо, что до гола-истории остались секунды.

Итак, 34-я минута. Подача корнера Хурадо. Выход Жевнова, неудачно выбившего мяч в Дзюбу, который еще и успел скоординироваться, легким касанием отбросив мяч Таски. Пас немецко-турецкоподданного еще чуть назад - Промесу. И молодой темнокожий голландец несильным крученым ударом с правой под правую же штангу навсегда вносит свое имя в историю клуба. Когда на 75-й минуте Якин заменил его, уже сделавшего дубль, на Яковлева, "Открытие Арена" будет провожать новичка команды стоя.

До конца тайма Хурадо еще дважды ухитрился попасть в штангу. Особенно красив был первый удар, с 25 метров на 39-й минуте. А когда Жевнов отбил мяч в стойку второй раз за три минуты, подумалось, что уж испанцу-то точно в этот день  забить будет не суждено: удача не на его стороне. Зря подумалось...

Второй тайм "Спартак" начал так же вяло, как и первый, несколько раз грубо оплошав на своей половине поля. Так и до неприятностей дело могло бы дойти - но Якин вовремя выпустил Джано, который вдохнул в красно-белых новую жизнь. Но лучшими все равно остались Хурадо и Промес. Вначале первый отпасовал второму, и голландец, искусно развернувшись, низом выстрелил в дальний угол. А потом изящная, истинно спартаковская "стенка" Дзюба - Хурадо - Дзюба - Хурадо завершилась шикарным испанским исполнением.

Но "Спартак" не был бы "Спартаком", если бы так и закончил матч сухим разгромом, не дав своей торсиде ни малейшего повода для расстройства. Это ж надо было - на 90-й минуте словно расстелить перед Виерой красную ковровую дорожку, чтобы он спокойно пробежал по центру и без сопротивления нанес точный удар!

Впрочем, в такой день это не могло стать серьезным поводом для грусти. Для мыслей о собственном несовершенстве - безусловно, да. Но вот весь "Спартак" со своим талисманом, гладиатором, обходит по периметру трибуны, вновь звучит гимн в исполнении Валерия Кипелова - и счастливы два десятка парней в красно-белом на поле, десятки тысяч на трибунах и сотни тысяч - у телевизоров. Потому что они верят, что с этого дня у них начнется новая жизнь.

Источник