9 мин.

Невозможный Бубнов

Статья подготовлена для портала Rusfootball.info

Сейчас, когда Александр Бубнов проник во все спортивные медиа страны, мы знаем о его футбольной карьере от юношеских лет до игр за "Ред Стар" знаем про Бескова с Лобановским, а вот про тренерскую карьеру Александра Викторовича известно очень мало вещей. Настало время рассказать.

"Ред Стар" (1990-1993). Начало.

Во Францию Бубнов переехал в 34 года при помощи "Совинтерспорта", в котором, кстати, работал агент Владимир Абрамов, регулярно критикуемый экспертом сейчас. Трансфер обошелся французам в 175 тысяч долларов, половина суммы сразу была отправлена в "Спартак". Во Франции Александр Викторович в первом же сезоне стал игроком резерва, поэтому Жан-Клод Бра, президент клуба, стал просить москвичей выслать замену футболисту, иначе клуб не выплатит вторую половину трансфера. Бубнов не хотел возвращаться в Союз, поэтому, сблизившись с Бра, предложил идею с покупкой Сергея Родионова и Федора Черенкова за 700 тысяч долларов, хотя испанские и немецкие клубы предлагали красно-белым такую сумму только за одного Родионова. У обоих футболистов была мечта играть и жить в Париже, а "Спартак" препятствовать не собирался. Для президента "Ред Стара" подписать за такие деньги Родионова с Черенковым было настоящим подарком. В знак благодарности Бубнову была предложена должность тренера в структуре клуба.

Отношения с Бубновым у Жан-Клода Бра не задались сразу, как начал тренировать Александр. Причиной стало поведение во время тренировок и бесед с руководством, в которых он неадекватно реагировал на замечания первых лиц клуба. В мае 1991 начинающий тренер был отправлен в отпуск, а в "Совинтерспорт" пришла бумага, с запросом на медицинский осмотр, чтобы узнать, здоров ли товарищ Бубнов психически и может ли работать с людьми. Центр психического здоровья Академии медицинских наук заверил, что Александр полностью здоров, а какие-то отклонения от нормального поведения человека - это всего лишь особенности характера.

Президент "Ред Стара" возвращает Бубнова в Париж, и клуб заключает с ним контракт. Во время заключения контракта Жан-Клод кричал, что не выдержит Бубнова еще пару лет и только из-за Родионова он его потерпит. Надо отдать должное "Совинтерспорту", который припугнул французов тем, что Родионов не будет у них играть, если с Бубновым они расстанутся. По окончании соглашения с французским клубом Бубнов со своей семьей вернулся Россию. Бра погасил перед ним все задолженности и пировал несколько недель после этого события. 

"Динамо-Газовик" (1994-1995). Бахрейнские любители.

В России Бубнов начинает появляться в печатных изданиях, да и в легендарном "Футбольном клубе" мило беседует с Василием Уткиным о Чемпионате Мира в США. К тому времени он работал селекционером в команде "Динамо-Газовик", а также закончил ВШТ с отличием (об этом факте знает каждый).

В начале 1995 года Александр Викторович возглавляет "Динамо-Газовик". О старте его карьеры было принято решение снимать документальный фильм известным режиссером Алексеем Габриловичем, подарившего нам “Невозможного Бескова”. Однако, кино не получилось. Бубнов сразу же дал понять, что инфраструктура клуба ужасная, а игроки у него не высокого уровня, хотя, будучи селекционером, он сам их подбирал для клуба. На предсезонные сборы новый тренер выбивает поездку в Бахрейн, где тюменцы играли с местными любителями почти каждый день. Понятное дело, что профессионал в футболе рассчитывал подзаработать на щедрых арабах. Игрокам такой опыт не понравился и они начали жаловаться на плохое физическое состояние. 

Вскоре президенту "Газовика" Владимиру Долбоносову Бубнов отправил докладную записку, в котором сообщил, что администратор Иванов не выполнял свои обязанности и приехал в Бахрейн пьянствовать. По его вине у одного из игроков пропали кроссовки, поэтому Иванов должен быть отстранен от команды. Долбоносов же решил расстаться с тренером. А тот в свойственной манере закричал: "Это не вы cо мной контракт отказались подписывать, а я с вами".

Недавно в интервью нынешний эксперт Sportbox заявлял, что его не устраивала селекционная работа клуба, в которой главный тренер почти не принимал участие. Еще рассказал, что тюменцы не брезгуют платить деньги арбитрам - такое положение дел Викторовичу не нравилось, поэтому он предложил президенту клуба самому тренировать клуб. 

 

МПКЦ, "Славия". (1997-98). Белорусский вояж Викторовича

В 1996 году МПКЦ совершило невероятный прорыв в белорусском футболе, потеснив с первого места минское "Динамо". С тренером Юревичем, которому удалось сплотить команду, не стали продлевать соглашение из-за больших запросов по зарплате. Команду покинули ведущие игроки команды: Максим Ромащенко и Александр Кульчий. Начальник команды Гайдар решил позвать своего знакомого Сашу Бубнова, дав понять тому сразу, что чемпион Беларуси - не его уровень. Бубнова, конечно, звали в клуб, как человека с именем, но без большого опыта работы на посту главного тренера.

 

В новом клубе он сразу столкнулся с финансовыми трудностями. Были задержки по зарплате всей команде - игроки решили бойкотировать предсезонные сборы. Капитан Сергей Яромко пошел к новому тренеру с просьбой выплатить деньги. Бубнов отвечал, что вопросы к руководству, а если срочно надо, то он достанент их из своего кармана. Капитан попросил достать эти деньги. Бубнова такая наглость поразила и было решено расстаться с еще одним лидером МПКЦ и всеми теми, кто придерживался его позиции, а таких было много.

Российский спец сам провел комплектование команды, набрав множество легионеров, одним из которых был Ловчев-младший. Надо сказать, что Евгений Евгеньевич среди всего сброда легионеров выделялся неплохой игрой, даже был признан лучшим легионером лиги. А Вот нападающий Эсаишвили, например, не мог элементарно обработать мяч. Всего было потрачено 400 тысяч долларов на новичков, но таких денег они не стоили. 

Ставку делал Бубнов также на игроков молодежного состава, чем очень гордился впоследствии. Среди знатоков белорусского футбола Бубнова считают губителем талантливой юношеской сборной 1977 года рождения, якобы мало шансов давал, хотя средний возраст основы был 21 год. По части молодежи в клубе был бардак. В то время в юношеской команде Мозыря тренировался Виталий Кутузов. Александр его приметил сразу, но его ни в какую не давали взрослой команде, а потом и вовсе продали в БАТЭ. Оказывается, тренер юниоров ждал от главного тренера денег за талантливого форварда.

Бубнов очень хотел сделать профессиональный футбольный клуб, но мечтам не довелось сбыться. Старт сезона у мозырской команды вышел, действительно, неплохим, а вот потом команда начала регулярно терять очки. Летом клуб дебютировал в Лиге Чемпионов: на первом этапе команда российского тренера прошла молдавский "Конструкторул", а вот с "Олимпиакосом" не совладали, хотя час держались в Греции на ноль, но потом греки отгрузили пятерочку. В ответной игре белорусы сыграли вничью 2:2, что было невероятным для них результатом, а греки лишились премиальных за игру.

 

В Кубке УЕФА дома белорусы сыграли вничью 1:1 с тбилисским "Динамо", а потом при тотальном преимуществе грузин и плохом судействе проиграли с минимальным счетом 0:1. В составе того "Динамо" еще играл Каха Каладзе, а тренировал Кипиани. Результат в Европе Александр Викторович выдал неплохой: дома МПКЦ не проиграл. А вот дела в чемпионате продолжали ухудшаться... 

За шесть туров до конца Чемпионата Беларуси руководители МПКЦ дали понять Бубнову, что команда обязана проиграть все оставшиеся игры, так как премиальные платить было нечем. Расстроенный Александр Викторович уехал из Беларуси в отпуск, а команда благополучно проиграла все игры и обосновалась на шестом месте, хотя были шансы занять третье место. В том сезоне команда Викторовича проиграла 0:5 "Торпедо-МАЗ", которая состояла из лидеров чемпионского МПКЦ, а возглавлял ее тренер-чемпион Юревич.

Следующий сезон клуб уже именовался "Славия". Пришли новые спонсоры, но селекцию российский специалист провел слабенько. Команда играла плохо. Последним матчем Бубнова стал четвертьфинал с минским "Динамо". На предматчевой установке Бубнов с надрывом кричал: в защите: "Я! Апанас! Балин!" - не усилив позицию либеро, наш герой решил тряхнуть стариной и возобновить карьеру. Тот матч закончился послематчевой серией пенальти, свой одиннадцатиметровый играющий тренер не реализовал, зато на поле был одним из лучших. После игры в прессе тренер обвинил своих игроков в поражении, уличив тех в пьянстве и непрофессионализме. Через пару лет уже пошли обвинения игроков в "сливах" матчей. 

В свой белорусский вояж Александр Викторович проявил себя на добротном уровне в тех условиях, которые сложились в Мозыре. Большинство футболистов с уважением относились к своему наставнику и считают, что ему просто не повезло. А это с учетом всего того, что Бубнов говорил про них в прессе. Белорусскому болельщику нынешний эксперт запомнился своими конфликтами с ведущим спортивным изданием "Прессболом", говорил, что тренеров высокого уровня в Беларуси нет. На бровке был крайне экспрессивен временами. Однажды в игре против минского "Динамо" вскипел после подката противника: выбежал на поле, махал руками, грозился привезти московских бандитов, чтобы разобраться с Байдачным и его командой, грозился закопать в землю Ясковича за этот подкат.

"Икар" (Саров) 1998, "Фабус" Бронницы 2000, "Динамо" Киев 2002.

После опыта в Мозыре предложений наставнику от команд из высших лиг не было. Бубнов считает, что это только хорошо, но тренерская деятельность его не заканчивалась. Он возглавил саровский Икар, выступавший в чемпионате Нижегородской области. Об этом опыте ничего неизвестно. Стоит отметить, что команда не попала в тройку и кубок области тоже не выиграла. В 15 турах второго дивизиона "Фабус" одержал всего три победы, команда боролась за выживание, поэтому от Бубнова решили отказаться. 

В киевском "Динамо" Александр Викторович уже был тренером-селекционером. Этот опыт для него был самым приятным, так как он имел возможность поработать бок о бок со своим кумиром - Валерием Лобановским. После смерти Валерия Васильевича герой уезжает из Киева. Начинаются будни аналитика.

Тренера больше нет, да здравствует аналитик.

Главный тренер из Александра Викторовича Бубнова не получился, если исходить из результата. В вину ему можно поставить его непрогибаемый характер, что мешало в отношениях с руководством, завышенное мнение о своих тренерских способностях (все-таки пятерка в ВШТ), а может просто нефартовость. Известый журналист Сергей Микулик считает, что его нелюбовь к алкогольным напиткам тоже погубила его тренерскую карьеру (непонятно только как). У профессионала в футболе на этот вопрос есть свой ответ - он очень гордится выступлением Мозыри в еврокубках, считает себя хорошим наставником. Стать наставником он больше не хочет, а если и вернется, то туда, где весь процесс будет контролировать сам: от селекции до тренировочного процесса. У российских клубов тоже есть мнение о тренере Бубнове - он им не нужен вообще.