5 мин.

Что «Барселоне» хорошо, то «Спартаку» – не очень

За последние годы «Спартак» не единожды менялся стилистически. Эмери и Карпин сполна реализовать свои идеи не смогли. Теперь очередь Якина.

ЭМЕРИ

Экспрессивный баскский специалист с неподдельным энтузиазмом начал первую в жизни зарубежную гастроль. Про таких говорят: горит на работе. Эмери – горел, пропускал сквозь себя не то что матч, каждый игровой эпизод. И честно пытался научить «Спартак» играть по-новому, динамично и красиво.

Надо признать, что работать Унаи пришлось с весьма ограниченным кадровым «материалом». Сезон-2012/13 он начал на багаже Карпина. Все три «летних» новобранца клуба — Инсаурральде, Чельстрём и Ромуло — встраивались в состав уже по ходу чемпионата. Ещё позже в команду влился Хурадо. Каждому из этой четвёрки Эмери нашёл применение, но в полной мере смог задействовать в процессе лишь троих из них. Ромуло уже в четвёртом матче новой для себя лиги «сломался», а «починился» лишь два года спустя.

Будучи представителем испанской школы футбола, Эмери выстраивал игру «Спартака» по самому ходовому у себя дома шаблону 4-2-3-1. Время от времени прилаживал к команде новаторскую схему 4-2-2-2 с парой опорников, инсайдов и нападающих. Баск никогда не жаловался на дефицит квалифицированных исполнителей. Он добросовестно искал оптимальную для имеющегося набора футболистов систему игры и постоянно тасовал небогатую кадровую колоду. Так, только в центре обороны Эмери задействовал шесть разных сочетаний игроков. Три человека – Дмитрий Комбаров, Макеев и Гатагов – у него перебывали на левом краю обороны, пять вариантов (Билялетдинов, Макгиди, Ари, Джано, Горбатенко) он испробовал справа в полузащите. В то же время эксперименты на последнем рубеже носили вынужденный характер: нынешний капитан команды Ребров у Эмери вышел на первые роли только после травм Диканя и Песьякова

Сегодня, убеждён, Артём Дзюба не повторил бы свою знаменитую реплику про «тренеришку». Понятно, что брошена она была сгоряча, на эмоциях. Возможно, в тот момент нападающему действительно казалось, что испанец недодаёт ему игровых минут, ущемляет в правах. Однако беглого взгляда на статистику «Спартака» образца второй половины 2012 года достаточно, чтобы убедиться в обратном. На самом деле Дзюба играл регулярно. Не всегда – на острие, часто – в оттяжке, но играл. Что такое настоящее тренерское недоверие, Артём узнал позже, после увольнения Унаи. Правду говорят: всё познаётся в сравении.

В современном «Спартаке» из «фаворитов Эмери» на поле постоянно выходят пятеро –Инсаурральде, Макеев, Д. Комбаров, Чельстрём и Дзюба. При этом трое из них расположением следующего тренера не пользовались и не избежали арендных «ссылок».

КАРПИН

Новый старый наставник красно-белых воздержался от немедленной ломки тактической конструкции предшественника. Карпин доиграл сезон по схеме Эмери, но при этом инструментарием для воплощения в жизнь собственных идей Валерий Георгиевич располагал куда более богатым. По его инициативе команду пополнили защитник Боккетти и нападающий Мовсисян. Летом модернизация коллектива продолжилась. Получив в своё распоряжение ещё тройку квалифицированных исполнителей (Глушаков, Коста, Озбилиз), Карпин провозгласил переход на барселонскую модель игры 4-3-3. Пожалуй, в наступательном отношении команда действительно стала выглядеть привлекательнее. Вот только выстроить игру в обороне Карпину так и не удалось. Красноречивый факт: за 21 тур чемпионата в центре обороны «Спартака» побывало 10 (!) пар защитников и одна тройка. Самое чудное сочетание стопперов – в составе номинального флангового бека Макеева и опорника Кариоки – Валерий Георгиевич задействовал в домашней встрече с «Зенитом». Странно, что продолжения этот опыт не получил – у питерцев-то москвичи выиграли…

В то же время авторство эксперимента под названием «центральный защитник Кариока» Карпину приписывается ошибочно. На самом деле, первым оттянул бразильца в оборону Эмери – в проигранном дерби с «Локомотивом». Из творческих находок Карпина на ум приходит проба Дмитрия Комбарова в опорной зоне и перевод Макеева из крайних защитников в центральные. 

Увы, трофеев тактическая перестройка Валерию Георгиевичу не принесла.

ЯКИН

Новый тренер первым делом провёл ревизию всего оставленного ему в наследство кадрового богатства. Вторым – вернул «Спартак» в рамки «испанской» модели 4-2-3-1. За неимением новых футболистов (Широкова Якин застал травмированным, а Промес пришёл позже) швейцарец дал шанс забракованным прежним специалистом людям – Инсаурральде, Чельстрёму, Джано, Дзюбе. Лучше всех им воспользовался последний: шесть голов Дзюбы в полудюжине туров говорят сами за себя. Гармонично вписались в основу и Хуан с Кимом. Да и Ананидзе выходит на поле исправно – когда в стартовом составе, когда на замену.

Понятно, что про прошествии всего одного месяца чемпионата делать фундаментальные выводы о стилистических предпочтениях тренера рановато. Но в том, что Якин достаточно гибок в тактическом отношении, мы уже имели возможность убедиться. Отдавая должное наступательному потенциалу действующего чемпиона страны, он первый расставил игроков «Спартака» по строго оборонительному шаблону 5-4-1. Постфактум даже Леонид Слуцкий признал, что не ожидал увидеть соперника настолько закрытым. Идея Якина сработала – красно-белые выиграли дерби.

В следующих матчах Мурат продолжил движение в этом направлении. Но если против «Уфы» игра в три центральных защитника себя оправдала, то против «Амкара» – нет. Рискну предположить, что в первом домашнем матче сезона, против «Торпедо» на «Открытии», Якин сыграет в более агрессивном, наступательном ключе. При этом надо понимать, что кадровые возможности у него ныне весьма ограничены: девять человек в лазарете. С возвращением в строй Озбилиза, Косты, Широкова, Мовсисяна потенциал красно-белой атаки существенно повысится.

Источник