«Ремесло скаута пропитано риском, здесь нет гарантий ». Михаэль Решке об идеальном составе клуба бундеслиги
10 лет подряд Михаэль Решке покупал игроков игроков для Леверкузена и планировал состав. Теперь он будет делать то же самое только уже для Баварии. Для специального выпуска 11 Freunde Михаэль Решке объясняет, что делает команду успешной.
1.Какой идеальный размер состава для клуба бундеслиги?
Это зависит от того, играет ли клуб в еврокубках или нет. Но, в любом случае, нужно знать, что есть группа игроков, которые отыгрывают большинство матчей и приносят результат. В клубах, которые участвуют в евротурнирах, справляются 20-21 игрок состава с 95% всего игрового времени сезона. При наличии большего количества игроков в составе можно говорить, скорее всего, о хорошем инвестировании, что в свою очередь часто не имеет никакого отношения к времени задействования игроков за сезон. К тому же такой перебор таит в себе угрозу, что какой-то из игроков будет недоволен предоставленным игровым временем, так как рискует оказаться вне постоянной обоймы, которая отыгрывает 95% от общего времени. У клубов без еврокубковых амбиций ядро постоянно задействованных игроков образуют 15-16 полевых футболистов и плюс два вратаря. При этом команда хорошо устроена, если на подхвате есть пара молодых талантливых футболистов, способных заменить в нужный момент. Максимальный размер состава, однако ж, никогда не должен превышать более 25 игроков. Достойным внимания я считаю такое явление последних сезонов, когда Шальке и в особенности Дортмунд крайне эффективно решают проблему с травмами ключевых игроков. При этом Дортмунд занял еще второе место, а хорошие молодые игроки как Дурм или Хоффман сделали прорыв в карьере.
2.Есть ли идеальный средний возраст у игроков?
Такие вопросы для меня - это сухая теория. Если есть два или три приличных игрока в составе, которым за 30, и которые, тем самым, повышают планку среднего возраста команды, то это ничего не значит для меня. Для меня это абсолютно неинтересно, главное это качество.
3.Должен ли за каждой позицией быть закреплен игрок на ней специализирующийся или же футболист должен быть более гибким тактически и универсальным?
Естественно, то и дело появляются игроки, способные выполнять несколько ролей на футбольном поле и закрывать пару-тройку позиций. В Леверкузене хорошим примером этого может послужить Гонсало Кастро, который может без проблем играть на пяти или шести различных позициях. Но даже у таких разносторонних игроков есть определенная ключевая позиция, на которой их полезность достигает предела. Однако ж будет безуспешным иметь в составе только гибких игроков, которые, к примеру, кое-как могут закрыть правый фланг обороны, не имея при этом, четкообученного правого крайнего защитника. Поэтому тут необходимо в качестве исходной базы наличие четкого представления о составе, где за каждой позицией закреплен конкретный игрок.
4.Должны ли игроки быть пазлами в системе, которую предпочитает главный тренер, или же клуб должен искать сам хороших игроков, а тренер уже должен собирать картину из предоставленных ему элементов?
Оба способа стоит учитывать. Так, Байер не включился в борьбу за игрока Аугсбурга, Андре Хана, хотя он и является отличным футболистом, и им интересовались не только мы, но и Гладбах. Но Хан, по моему мнению, классический игрок системы 4-2-3-1, который данной системе отвечает за фланг. Когда шла речь о возможном переходе Хана, тренера Байера звали Сами Хююпя, и он предпочитал схему 4-3-2-1. Это означало, что оба атакующих полузащитника действовали не на фланге, а ближе к центру. В такой схеме сильные стороны Хана могли бы не реализоваться.
5.Есть ли в составе идеальная пропорция между пакостными, сложными и порядочными и прилежными футболистами?
Здесь нужно быть осторожным и не клюнуть на крючок клише. Несомненно, в команде есть всегда парочка так называемых чудаков, но сегодняшнее поколение игроков настолько профессионально, что сложно, собственно, и говорить о каких-то маргиналах. К примеру, Кевин Гросскройц, который сейчас на каждой обложке под скандальным заголовком, своей усердной работой на тренировках и в игре заслужил себе славу образцового профи. Я нахожу очень важным, что сейчас в составах очень много немецкоговорящих игроков, что облегчает коммуникацию в команде.
6.Можно ли спланировать иерархию игроков в команде и кто тогда будет на вершине этой пирамиды?
Нет. О Ларсе Бендере в начале его пути в Байере было представление, что он на основании своего труда и менталитета способен в будущем выполнять важную роль в команде. Это ему удалось, но, по сути, игрока оценивают при подписании по его актуальным и потенциальным игровым способностям и возможностям. Индивидуальность и вес в команде являются следствием процесса развития, который никто не может конкретно спланировать.
7.Есть ли крайний предел, определяющий количество игроков в команде от одного агента?
Нет, такого я не знаю. Лично я не хочу демонизировать роль агентов, так как и среди них есть также много компетентных и разумных людей. Даже если бы и были приняты меры по ограничению игроков от одного агента, то я думаю, что у него все равно бы покупали игроков, если бы те были действительно хороши и необходимы.
8.Как можно что-то планировать на перспективу в современном быстро изменяющемся футбольном бизнесе?
Тут нужно разъяснить, что есть различные временные уровни. Один из них краткосрочный – от одного трансферного окна к другому. Следующий уровень – среднесрочный. В Леверкузене в значительной мере еще в 2012 году было понятно, что Андре Шюррле покинет нас в июле 2013. Тогда мы могли заранее ознакомиться с альтернативами. Но и, наконец, есть очень важный уровень – это трансферы на перспективу, такое как недавний переход Юлиана Брандта и Левина Озтунали в Байер. Адриан Бабич, главный молодежный скаут Леверкузена, при каждой встрече настойчиво твердил мне о таланте Юлиана Брандта. В игре сборной U-19 против Италии я лично смог убедиться в его способностях. Перед тем как его заменили во втором тайме, я отметил для себя и Ознутали. Этот парень тоже особенный! Общая сумма выкупа обоих игроков составила 520000 евро. Сегодня же, лишь пару лет спустя, нужно предложить более 15 миллионов евро, чтобы только Леверкузен задумался о продаже этих двух сокровищ.
9.Можно ли приобрести зрелого игрока по выгодной цене?
Так делают и часто. Особенно, когда у игрока истекает контракт. Так было с Аароном Хунтом и с Максимом Шупо-Мотингом. Но такие сделки могут иметь эффект айсберга, так как игроков берут практически бесплатно, но зарплату они могут запросить очень крупную, что нивелирует всю выгодность приобретения. На о такую подводную глыбу может разбиться бюджет.
10.Бывает ли такое, что на поле игрок непоколебим, а в личной беседе он тушуется и теряется?
Такие случаи бывали, но редко. То, что говорит игрок это, конечно, важно, но еще более важным является его речь на поле. И этот язык нужно понимать. Лусио и Видаль не являлись выдающимися ораторами, но на поле они были первоклассными исполнителями. Человека нужно судить по его мастерству в его ремесле.
11.Известен тезис, что команда хороша настолько, насколько плох ее самый слабый игрок. Согласны ли Вы с этим?
Да, особенно горькой, когда проблемной позицией является вратарская. Тогда ты можешь делать все, что хочешь и можешь, но все равно не спасешь сезон. Так, Леверкузен должен был реагировать на травму Рене Адлера в предсезонке 2011/12. Тогда стало ясно, что он долго будет отсутствовать. Поэтому мы дали поручение тренеру вратарей найти альтернативные варианты. Мы нашли целый ряд интересных кандидатов, среди них даже были игроки национальных сборных других стран. Так как тогда у Рене, к тому же, был последний год по контракту, я начал заране контактировать с Ули Фебером, агентом Лено, и Бернд был нашим фаворитом. Скауты Байера отправились тогда на тренировочную базу Штутгарта в Австрию, где наблюдали за каждым действием Лено в воротах. В конце концов, речь шла о вратаре, который к тому моменту не сыграл еще ни одной минуты в бундеслиге. Он был настолько убедителен и так впечатлил нас всех, что у нас не было сомнений, что этот трансфер – правильное решение.
12.Какие факторы при просмотре и подписании игрока играют самую важную роль?
Статистические данные мы собираем и анализируем лишь при определении окончательного вердикта. Решающим фактором все же являются разговоры со скаутами и совместное обсуждение, основанное на базе их докладов и анализов, в которых детализуруется много важным наблюдений. Как может проходить принятие решения по тому или иному трансферы, демонстрирует пример Дани Карвахаля. На встрече я спросил у главного скаута Барселоны, какого молодого игрока Реала стоит подписать. Тот мечтал о Дани Карвахале, который тогда еще играл за вторую команду Реала, в третьей лиге и стоил, не смотря на это, 5 миллионов евро. В общем, скауты Байера вместе со мной просмотрели около 20 матчей с участием Дани. После мы собрались и подробно обсудили, готовы ли мы идти на такой риск. Мы решились и не прогадали. К сожалению, через год Реал использовал опцию выкупа. Но Дани стал игроком основы команды-победителя Лиги чемпионов. Это, безусловно, радует, но, несмотря на это, стоит сказать, что скаутинг весь пропитан риском, здесь нет никаких гарантий. В Леверкузене, тем не менее, не было ни одного трансфера за последние 10 лет, который бы принес потери клубу более чем в 1.5 миллиона евро. Байер имеет за этот временной отрезок уравновешенный трансферный баланс. А если же оценить нынешний состав Леверкузена с точки зрения спортивной и экономической перспективы, то можно не беспокоиться за успешное будущее.