8 мин.

С тобой или без тебя наша страсть будет жить. «Наполи» и его Бенитес

Широко шагая по небу Неаполя… назад

фото/gazzetta.it

Небо перевернулось, превратившись в пыльную дорогу. Манящий осуществлением сокровенных мечтаний горизонт утонул в дождливой осенней реальности, где больше нет ни того, что было, того, что так хотелось разрушить, построив новое, прекрасное и вдохновенное, ни этого самого нового. Есть только размытая, похожая на кляксу, плюхнувшуюся на бровку новехонького стадиона в Бильбао, фигура Рафы Бенитеса. Горький, резкий привкус крови на губах. Негодование. Недовольство. Ярость. Чувство обманутости, засевшее глубоко в безумствующем неаполитанском сердце.

Всего два года назад команда Мадзарри выходила в плей-офф Лиги чемпионов, выбивая «Ман Сити» и едва не отправив следом «Челси», которому судьбой был уготован долгожданный, выстраданный и вдохновенно завоеванный титул. У того «Наполи» были стальные кулаки, смертоносный удар, а в противовес – катастрофическая неповоротливость. Та команда стояла на ногах с уверенностью огромного пня, оставшегося от славного, гордого дерева. Их было не сдвинуть, не пробить, но можно было обхитрить, оббежать, обмануть и еще что-нибудь обидное, начинающееся с «об». Им не хватало вариативности, не хватало порой решительности, а порой – выверенности, трезвости взгляда. Они, как и положено, были отражением тренера, метавшегося по бровке, колотившего по роскошным наручным часам, исторгавшего из себя эмоции и проклятия, жившего игрой команды в рамках тренерской зоны и за ее пределами.

Тот «Наполи» был приговорен. Он уперся в потолок не в силах измениться. То ли не решаясь это сделать, то ли не видя способа. Этажом выше веселился их (якобы) прямой конкурент, обмывающий в черно-белых роскошных апартаментах очередной титул. Этажом ниже суетились вечно сменяющие друг друга соседи, которых не особенно хотелось принимать всерьез. Им хотелось другого, хотелось в небо. Де Лаурентис мечтал о полете в безбрежном неаполитанском океане, наполненном, словно солнцем, решающими матчами Лиги чемпионов (читай – новыми финансовыми возможностями). Мечтал о титуле. И пошел за своей целью, решившись на перемены.

Мадзарри теперь строит новый «Интер» по неаполитанским чертежам, не сильно обращая внимания на критику. И есть подозрение, что в этом сезоне у него получится очень любопытное здание, впитывающее архитектурную мысль прошлого и адаптирующее к ней молодых постояльцев. А «Наполи» заплутал в дебрях нового пути, вымощенного, как и полагается мечтами, отливающими золотом, а на деле оборачивающимися суровыми жизненными, трудовыми буднями.

Верхом на вулкане

фото/Getty Images

Сейчас все в Неаполе недовольны всеми, буквально. Вулкан проснулся, забурлил и готов обрушиться на окружающий мир безумствующей лавой, выжигающей все на своем пути. На самой верхушке, закрыв своей тучной фигурой разгоряченное жерло, примостился неуклюжий Бенитес, с которого и будет в итоге спрос.

Тифози недовольны президентом, обвиняя Де Лаурентиса в трансферной голодовке лета 2014-ого года. Они выжили из ума, они не щадят никого, освистав свою плоть и кровь, своего неаполитанского малыша, мечтавшего стать их капитаном. В итоге Лоренциньо, по слухам, собирает вещи, метя в объятия своего бывшего босса, окрашенного в черно-синие цвета, и смотрит со стороны на цирк, устроенным новым «Наполи» в собственной обороне на радость молодым баскам.

Два года назад они выходили в плей-офф Лиги чемпионов, в прошлом сезоне остались в групповом этапе, обидно остались, что не меняет сути, сейчас – проехали мимо главного европейского турнира.

Рафа получил в свое пользование большую команду, принявшись за любимое дело – игра в менеджера. Ей богу, то, что делает Бенитес именно так и называется. Любой, ну хорошо, не любой, пусть будет чуть более нейтральное – каждый, кто любит футбол, играл в его интерактивную вариацию. Каждый из нас был Рафой Бенитесом: бесконечный поиск талантливых и доступных к приобретению, варьирование тактических схем, бессонные ночи, бессмысленные дни и как итог… А вот итог мог быть каким угодно. Здесь жизнь и ее интерактивная вариация расходятся. Там ты можешь все бросить, можешь вскрыть игру, самостоятельно накачав клуб деньгами, там, в конце концов, все зависит от тебя. А в жизни, в жизни чаще всего все зависит от обстоятельств, особенно когда речь заходит о таких тонких материях, как конструирование футбольного механизма и успех в этом деле.

Бенитес играет в менеджера и частенько проигрывает. Так и просится сказать – все чаще и чаще проигрывает. Освоив игру, уловив принципы работы, но так и не сумев или же не захотев подстроиться. Он все еще раскрывшийся гений времен «Валенсии» и сумасбродный, дошедший до болезненной мнительности покупатель бесконечных игроков времен «Ливерпуля».

Удивительное ведь дело, человек столько всего выигравший выглядит настолько нелепо, то и дело становясь всеобщим посмешищем. Возможно, это плата за особенность (передайте привет Жозе), возможно какая-то внутренняя логика жизни. Но сейчас с Рафой вновь происходит именно это. Он уже был пережеван системой, им уже вымыли пол в «Интере» (снова черно-синие цвета, все ниточки связываются друг с другом, все так рядом, так близко), теперь одним мытьем полов не отделаться, в Неаполе с ним сделают что-то на порядок более физически страшное и унизительное.

Испанец, кстати, тоже недоволен и тоже недоволен президентом. Рафа нуждался в усилении центра поля и линии атаки, а получил центрального защитника и временно выписанного (или списанного?) из АПЛ Мичу. Последнему он, к слову, был рад, да и Кулибали, думается, тренера должен поддержать (Калиду был едва ли не лучшим в матче, где «Наполи» сам отдал место в Лиге чемпионов, а еще вернее будет сказать: если бы не Калиду, то было бы совсем калидово, хотя и так, кончено, не сладко).

Ко всем недовольным присоединяется Игуаин, взбесившийся после провала в Бильбао и обиженный на всех сразу. И пожалуй, именно реакция Гонсало самая яркая краска в этих мрачных полотнах – обнаженное, уязвленное, обиженное до глубины души, пропитанное самим собой недовольство. Все недовольны друг другом и все вместе недовольны Бенитесом, который и сам недоволен всеми (хочется верить, что и самим собой – самое разумное замыкание этого бесконечного круга).

Проигрывая в менеджера

фото/Getty Images

«Наполи» бежал от бесперспективной схемы, бежал к новым временам, к новым героям, мечтая о мобильной, молниеносно реагирующей команде, о футболе раскованном, футболе ярком. Неаполь мечтал не о неповоротливом уроде (назовем вещи своими именами), не о горилле, умеющей бить и не умеющей больше ничего, а о летающем, порхающем бабочкой, умном и расчетливом панчере.

Да, Бенитес не получил усиления, да, это не его прихоть, двух-трех футболистов уровня нынешних лидеров команде не хватило, все так. Но и с Рафы необходимо спросить. Скандальная история с Инсинье – не повод лишаться одного из немногих чистых фантазеров в важнейшей игре. Неумение использовать Гамшика, болтавшегося все отведенное время где-то в подИгуаинье, откуда словак извлек забитый мяч, но не принес той пользы, которую может и должен приносить, обеспечивая слаженную работу командного механизма. Жуткий Кабрал в воротах, один раз спасший и сто раз начудивший, устроив в итоге ритуальное самоубийство. И вновь: неэффективная игра Жоржиньо в центре поля, где бразило-итальянец занимался всем чем угодно, но не тем чем нужно, запомнившись в основном умелым непопадание в объективы камер и игру собственной команды. Бенитес может сколько угодно ныть об отсутствие усиления, но, имея в наличии здоровых Жоржиньо и Гамшика, не наладить игру команды через них – абсурд.

Провал в центре поля и неэффективность схемы – таков итог и других слов здесь просто нет.

Новый «Наполи», ну или вторя названию стадиона, где для неаполитанцев закончилась, не начавшись, Лига чемпионов, «Нуэво Наполи» запомнился четкостью схемы, стремлением сыграть быстрее быстрого, и совершенной неубедительностью в этой своей новой роли. Мертенс и Кальехон были умело скованы басками и вынуждены нырять в свободные зоны под передачи из глубины, которые не шли и идти отказывались (тысячу раз хочется спросить Рафу: почему обязательства исполнять этот резкий и невероятно точный, инстинктивный пас были отданы Гамшику, а не Инсинье?). При таком раскладе оба вингера, в принципе, могли не приезжать в Бильбао, никто бы и не заметил да и они бы не мучились. А сколько раз стоило подумать, прежде чем покупать Жоржиньо ради того, чтобы после замены Гамшика передачи начал раздавать, сгенерировавший в своей фигуре всю интеллектуальную мощь команды, огромный центральный защитник Кулибали? И стоило ли вообще? Стоило ли думать, стоило ли покупать?.. Это к разговору о приобретениях, об их отсутствии и об эффективности в целом.

Игра в менеджера – веселая штука, пока она игра, а не жизнь. Бенитес, наверное, продолжит свои изыскания, если, конечно, команда не уплывет вниз по таблице в первой половине сезона, потому что второй половины испанцу точно не видать при таком раскладе. Отношение окружающих, включая лидеров команды, к происходящему уже известно. Де Лаурентис, безусловно, прекрасный бизнесмен, он найдет способ не только снизить потери от продаж, а то и заработать. Проблема в другом…

Той команды, что играла в плей-офф главного турнира, устрашала своими мускулами и временами ими же смешила, команды истеричного Мадзарри, уперевшейся в черно-белый потолок «Ювентуса», но не подпускающей к себе и близко никого, этой команды больше нет. Есть другая, та, что пролетела мимо Лиги, та за которую ворчливо или со скандалом отказываются играть лидеры, та, чьим потолком стало не долгожданное небо и даже не все тот же «Юве», а уже «Рома». Есть именно эта, новая команда Рафы Бенитеса, умеющего играть в менеджера, но почему-то разучившегося менеджером быть (читай - побеждать). И вот именно с ней им и придется жить. Или без нее.

Почитать:

€балотелли. В погоне за собственной тенью

Жизнь после смерти. Персональный Иисус для Макса Аллегри

ZZубами щелк. Зденек Земан снова в деле