Конец с дешевыми билетами. О незаметном, но болезненном повышении цен на билеты в бундеслиге
Цены на билеты в бундеслиге значительно возросли. Это уже спровоцировало ряд протестов под лозунгом, типа: “Никаких 20 евро за билет – футбол должен быть доступным.” Один из основателей этого нового анти-движения, Арне Штединг, объясняет журналу 11 Freunde, почему клубы так взвинтили цены.
По сравнению с другими лигами, в особенности с АПЛ, цены на билеты в бундеслиге еще довольно выгодные. На это все время ссылаются менеджеры немецких клубов, и этот факт является одним из самых главных аргументов в политике повышения цен. И это довольно неправильно. Тем не менее, цены продолжают расти. Внущающим опасение является то, что подорожали в основном места нижней ценовой категории, в то время как люксовый сегмент остался относительно стабильным в ценовом плане. Так, годовой абонемент на стоячее место в Дортмунде будет стоить на 40% больше чем в 2005 году. Цены на абонемент на комфортные сидячие места в Мюнхене, Штутгарте и Бремене увеличились примерно на 30-40% за тот за временной промежуток.
Еще больше, за последние 10 лет, чем цены на абонементы изменились цены на обычные билеты. Рост цен в размере от 60 до 80% или даже во время некоторых топ-игр в более чем в 100% скорее уже правило, а не исключение. Увесистые 19.50 евро требует Штутгарт сегодня за самые удобные стоячие места, это на 79% больше чем в 2005 году. В Вольфсбурге же размер платы за самые дешевые места в матчах с Баварией или Дортмундом увеличивается в три раза.
График 1: Абонементы на стоячие места. Текст: На 17% возросли в ФРГ расходы на поддержание оптимльного уровня жизни. Некоторые клубы почти не изменияли стоимость самых дешевых мест. Некоторые же серьезно увеличили уровень цен, в особенности Шальке.
Это напоминает ценообразование, которое уже давно функционирует в музыкальной или киноиндустрии. Если раньше шла речь только о надбавке за топ-игры, то теперь образовалась переменная система формирования цен по привлекательности оппонента. Это преследует логику и психологию рынка, так как все хотят увидеть выездные матчи Баварии или Шальке, но намного меньше тех, которые охотно посещают матчи Айнтрахта или Фрайбурга. Такое ценообразование в особенности бьет по выездным фанатам. Для путешествующих за своим клубом баварцев выездные матчи в нижнесаксонской провинции или в Брайзгау далеко не топ, но, тем не менее, они вынуждены платить надбавку. Ниже чем за 30 евро им сложно найти сидячие места. Если чемпион приезжает в Гладбах, то самый дешевый билет можно приобрести за 47.50 евро. В матчах против менее именитых команд боруссийцы берут по 19.90 евро за место.
За сезон фанаты Баварии платят в среднем, таким образом, на 10 евро больше за билет на удобное сидячее место, чем фанаты Фрайбурга. Так, гостевая игра Баварии – это дорогой 3-D блокбастер, который идет в праймтайм по выходным, а выездной матч Фрайбурга – это более рутинный фильм, которым заполняют эфир между выпусками новостей.
В Леверкузене наблюдаются ценовые колебания с максимальным диапазоном. Там билет на Баварию стоит 76 евро, в то время как такой же билет только на Фрайбург стоит в три раза меньше – 26 евро.
Однако не только высококлассный футбол и известные игроки являются единственным критерием при формировании цен на билеты. Так среди болельщиков, которые больше всех тратят на билеты, можно найти фанатов Гамбурга. “Динозавры” оставили свой лучший футбол в прошлом, а в прошедшем сезоне еле спаслись от вылета из бундеслиги. О спортивных успехах Гамбурга давно не слышно, но зато хорошо слышно фанатов “динозавров” на всех стадионах бундеслиги.Тут менеджеры берут во внимание не спортивную привлекательность противника, а сопутствующие его активные фанмассы, коими являются гамбуржцы. Таким образом, вторым важным фактором формирования цен является мобильность фанмасс.
Спортивный успех Боруссии позволил ей больше зарабатывать. Дороже стали обходиться дортмундцам не только выездные матчи. Если раньше бы цена за билет на матч с Коттбусом была соизмерима с суммой чаевых в фастфуде рядом со стадионом, то теперь эта сумма была пропорциональная стоимости сытного ужина в фешенебельном ресторане. За последние 15 лет, с 1998 по 2013, цена за билет на стоячее место выросла на хорошие 90%, а на сидячее место и вовсе на 139%. Во время матчей, в которых участвуют Бавария или Шальке, катализируют последние рост цен на билеты в три раза. Фанатам поэтому все сложнее приобретать билеты, так как за аналогичный отрезок времени средняя зарплата по бундесреспублике увеличилась только на 43%, а пенсия и вовсе лишь на 16%.
Также для того, чтобы заполучить абонемент на BVB-арену, стоит выложить крупную сумму из кошелька. Особенно это бьет по постоянным посетителям. Кроме давящей на фанатов ценовой политики, Боруссия также проводит изменение ценовых категорий билетов. Так, недавно менеджеры “желто-черных” присвоили нижним ярусам боковых трибун более высокую категорию. Тот, кто из года в год сидел на этих местах, теперь должен платить за кресло больше, так это уже не третья, а первая ценовая категория. Абонемент становится из-за этого в среднем на 164.50 евро дороже. Повышение касается, прежде всего, тех секторов, на которые многие ходили из года в год, среди таких много пожилых людей и пенсионеров. Не каждый из них в состоянии противостоять такому ценовому взвинчиванию. Это ведет к поступательным изменениям в структуре болельщиков – такая, вот, джентрификация, если хотите.
График 2: Абонементы на комфортные сидячие места. Текст: Сидеть дешево - теперь вовсе не дешево. Почти везде рост цен превысил уровень инфляции. Особый ценовой скачок у Шальке.
Раздувая пламя, 200 фанатов Боруссии отказались от своих абонементов. Их прежние места уходят под VIP-ложу. “Когда я был ребенком меня брал сюда мой отец, а того водил сюда еще его отец,”- примерно так звучит строчка из дортмундской песни. Похоже, такая преемственность и тенденция рискует нарушиться. Самый дорогой абонемент в бундеслиге также продают на Сигнал Идуна Парк и просят за него 871 евро.
Но не для одной Боруссии характерна такая ценовая политика. Также другой рурский клуб не отстал от земляков. В сравнении с 2008 стоит абонемент на стоячее место на Фельтинс-Арене на 190.50 евро больше, то есть на 51%, удобное сидячее место на сезон обойдется на 364 евро дороже, что составляет 73%. Кроме этого в Гельзенкирхене также практикуют дортмундские уловки с ценовыми категориями. Так, семь ценовых категорий были объединены в четыре, которые после все же расширили до пяти. В итоге, ассортимент сократился на две категории. Таким образом, стало меньше доступных билетов. Абонемент на нижний ярус южной трибуны Фельтинс-Арены стоил 8 лет назад 378 евро, сегодня же за него требуют 627.50 евро. То, что такое повышение цен, не вызвало активных протестов, можно объяснить тем, сто цены поднимались поступательно.
График 3: Абонементы на самые дорогие сидячие места. Текст: Цены стремятся к вершине. Рост цен преимущественно находится в пределах уровня инфляции в 5.6% с 2011 года.
Столбчатая диаграмма 4: Cредняя стоимость абонемента на удобное сидячее место. Текст: Стоимость абонемента для одного фаната Баварии, который хочет посетить все выездные матчи своей команды, должен оплатить более чем один фанат Фрайбурга.
Разбавил картину Падеборн, недавно пробившейся в бундеслигу. 255 евро, почти четверть от стоимости в любом другом клубе первой лиги, именно столько стоит абонемент на стоячее место в Оствестфалене. Комфортное сидячее место на сезон обойдется почти в 600 евро. Возможно, таким образом хотят возместить в Падеборне небольшую вместительность Бентелер-Арены. Но этот единичный случай и общая тенденция бундеслиги по повышению цен ставят ребром вопрос, как долго еще футбол будет слыть народным видом спорта и будет ли он доступен для всего населения.