«Я был опустошён после увольнения, потому что чувствовал, что мог принести реальный успех». Интервью Дэвида Мойеса
Максим Саблин перевел резонансное интервью Дэвида Мойеса для Daily Mail. Бывший менеджер «Юнайтед» рассказывает Мэтту Лоутону о том, каково было управлять одним из самых больших футбольных клубов мира, о взаимоотношениях в команде, громких трансферных целях и жизни после увольнения.
Дэвид Мойес: «Манчестер Юнайтед» никогда не давал мне времени добиться успеха или провалиться… После эры Фергюсона, это была достаточно невыполнимая работа, но, несомненно, было верным шагом для меня». Мойес говорит с главным спортивным репортером Мэттом Лоутоном в своем первом интервью после увольнения с поста главного тренера "Манчестер Юнайтед".
4 утра, темно, тишину разрывают только звуки дыхания и шаги по идеально отполированному газону. На дальнем углу тренировочного поля «Манчестер Юнайтед» бежит одинокая фигура. Дэвид Мойес во тьме, но он знает, что произойдёт. Никто из того, что называется величайшим клубом мира, ещё с ним не говорил, но он знает, что находится на поле в Каррингтоне в последний раз. Он знает, что через несколько часов его игроки будут тренироваться здесь, но он уже не будет их тренером.
Он знает, потому что слухи об этом расползлись по передовицам веб-сайтов за день до этого. Поначалу, он не поверил. Действительно, когда говорил с ним в тот час, когда эта новость появилась, он отнёсся к ней с недоверием. «Невозможно, чтобы вы, парни, знали об этом раньше меня» - сказал он в одну из наших с ним бесед в тот день. - «Это же «Манчестер Юнайтед».» Мойес не был наивен. Никто не может сказать этого об уроженце улиц Глазго. Даже после сокрушительного поражения от «Эвертона» двумя днями ранее, он изо всех сил старался примириться с тем, что ещё не всё потеряно. Он не мог поверить, что после 11-ти успешных лет на «Гудисон Парк», его новые работодатели его полностью унизят.
К тому времени, как он лёг спать в этот Пасхальный Понедельник, он знал, что произойдёт. Люди не отвечали на его звонки, а когда он всё же дозвонился до исполнительного директора клуба Эда Вудворда, тот сказал лишь, что может с ним встретиться в Каррингтоне в 8 утра
Дэвид не собирался садиться за руль в то утро – тогда бы он попал под прицел объективов журналистов. Так что, он добрался на 4 часа раньше, устроил пробежку, принял душ, а затем один в пустом, жутком здании начал освобождать свой кабинет. «Я не мог сомкнуть глаз в ту ночь» - говорит он. – «Но бег дал мне немного времени, чтобы всё обдумать прежде, чем я соберу свои вещи». О, он очень много думал с того дня, теперь он размышляет о своём коротком, но сложном первом интервью, которое он даёт после своего жестокого увольнения. Прежде всего, он хочет показать, насколько он решительно готов вернуться к работе. Он настаивает, что его силы не иссякли. Напротив, в следующем клубе Дэвид куда более решителен и целеустремлён.
Но к выбору места он отнесётся тщательно, что понятно. «Я бы никогда не оставил свою работу» - говорит он перед паузой, - «Время в «Эвертоне» было прекрасно, я работал с прекрасными людьми». «Начинать в Ливерпуле было нелегко. У нас было несколько тяжёлых лет, прежде, чем мы направили его на наш путь. Но я отправился в «Юнайтед» главным образом потому, что считал, что вступаю в клуб, который даст мне время. Это было нечто. Я не собирался ничего незамедлительно менять, а лишь использовать своё время так, как мне было необходимо». «Я видел несколько важных отличий «Юнайтед» от «Эвертона». Например, фокус на выращивании своих игроков. Посмотрите на воспитанников «Эвертона». На трансферы, которые мы совершили. Взгляните на Уэйна Руни, Росса Баркли, Стивена Пиенаара, Коулмана, Джагелку, Лейтона Бейнса, Джолеона Лескотта, Джона Стоунза. У нас был отличный клуб, который дал мне возможность сделать все так, как я считал нужным».
Случайно, я встретил Мойеса в Лондоне в ночь, когда он получил назначение в "Юнайтед". Он со своим братом и агентом Кенни отправлялся уладить все формальности с председателем «Эвертона» Биллом Кенрайтом, которого весьма уважал. Дэвид был в восторге от возможности сменить сэра Алекса. Это была возможность, которой он всегда ждал.
Сейчас, однако, он понимает, что заменить лучшего британского тренера в истории не было простым заданием. «Это был шаг в неизвестность, и, теперь оглядываясь назад, я понимаю - это было достаточно невозможной работой» - говорит он. – «Но это было верным шагом для меня. Я провёл в «Эвертоне» больше 11 лет, отбирался в Лигу Чемпионов, доходил до финала Кубка Англии и получал награду "тренера сезона" трижды. Я был среди самых опытных менеджеров Премьер-Лиги. У «Юнайтед» всегда были британские тренеры». «Я был опустошён после увольнения, потому что чувствовал, что мог принести реальный успех. Мы знали, что перемены займут время. Для развития нужно время. Но мы были в процессе свершения других важных изменений. В конце концов, мне кажется, что мне не дали времени».
Последнюю фразу он повторяет несколько раз в течение тех трёх часов, что мы беседовали в очаровательном итальянском ресторане в Хейле, графство Чешир. Но есть и много других тем, которые он хочет обсудить. Он признаёт, что должен был иначе подойти к работе, отвечая на некоторые обвинения, выдвинутые против него, и говорит, что тоже бы сделал Руни капитаном в этом сезоне. Ещё его беспокоит природа его ухода, хотя он связан с клубом соглашением о конфиденциальности договора об увольнении. Впрочем, многие уже выразили своё мнение по этому делу. Фергюсон рассказал гостям на ужине в Манчестере, что «был расстроен его уходом». Рой Кин обвинил во всём Вудворда, заявив, что Мойес заслужил больше времени и что исполнительный директор клуба должен принять ответственность на себя. Ассоциация Менеджеров считает расставание с Дэвидом «непрофессиональным».
«Юнайтед» оспорил это обвинение, но от фактов никуда не деться. Мойес – в числе последних, кто об этом узнал, и влияние такого на его семью ещё огорчает его. Его отец был серьёзно болен в это время и сильно расстроился, глядя на то, как пострадал сын от этого унижения.
«Наконец, было сложно для моей семьи узнать о моём увольнении через СМИ» - говорит Дэвид. – «Мы всегда старались всё делать правильно. Я знаю, что здесь случается, и я знаю, что ты рискуешь быть уволенным за проигранные матчи. Но то, как это сказалось на моей семье – было тяжело. Мой отец много лет провёл в футболе (он был тренером уважаемого любительского клуба «Данфермлин», где играли Фергюсон и сам Дэвид). Он живёт рядом с нами и всегда наблюдал за моей карьерой. Я всегда брал его на матчи и, надеюсь, когда я буду в его возрасте (79 лет), мой сын тоже будет приводить меня на стадион». «Ему не стало лучше во время всего этого. Мы не думаем, что всё, что случилось со мной, было причиной, но ему стало тяжелее. Сейчас он в порядке, я рад об этом заявить. Я двигаюсь дальше, но то, как я потерял свою работу, я никогда не забуду».
Его жена Памела сильная женщина. «Она понимает, что когда ты проигрываешь, ты ожидаешь критики» - говорит он – «Это игра, и мы ее часть. Она сильно меня поддерживает. Много раз, когда нас посещали представители прессы, она заваривала им чашечку чая. Она также прошла со мной этот путь по «Олд Траффорд». С ней хорошо находиться рядом. Я думаю, было трудно проходить мимо всех этих папарацци в аэропорту Майами, после моего увольнения. Но даже тогда нам удалось посмеяться над этим. Она сказала мне: «Надеюсь, они не настигнут нас на пляже!». «Её расстроило то, что мне говорили репортёры в тот день, когда меня уволили. Я не ожидал, что это произойдёт».
Было бы неправильно говорить, что Дэвид ужасно расстроен и ему трудно говорить это здесь. Он спокоен, выглядит загорелым и здоровым по сравнению с тем седым и подавленным Мойесом, которого мы привыкли видеть на скамейке «Юнайтед» в последние несколько месяцев. После того, как мы вышли из его автомобиля – гладкого, чёрного спорткара – он шутит, что это первый автомобиль, который он должен был купить. Он никогда не выбрасывал деньги на дорогие автомобили, но всегда рад ездить после работы. Которой у него теперь нет. Впервые за 35 лет он не готовится к новому сезону. И это больно, даже если похоже, что он в хорошем настроении и говорит о том, как ему нравится гулять со своими собаками и поездки в «блестящий новый гольф-клуб Дональда Трампа рядом с Абердином».
Внутри, однако, он страдает. Не в последнюю очередь потому, что выходец из шотландского рабочего класса не привык сидеть сложа руки. Это в его природе. Он должен работать и за несколько дней до старта сезона он серьёзно скучает. «Это первый раз, когда я пропустил предсезонную подготовку с тех пор, как мне было 16. Сейчас мне 51, так что это было очень давно. Я скучаю, потому что предсезонка – это весьма приятное время. Как менеджер, ты можешь быть немного расслабленным. Также мне нравилось иметь немного больше свободного времени, чем обычно». В эти выходные мне будет больно, потому что я больше не управляю клубом. Очевидно, мне нравилось то, что я делал. Но я буду смотреть матчи, я не буду бежать от этого. Футбол – это то, во что я был вовлечён ещё мальчишкой».
Я спросил его, не уменьшилась ли его страсть к футболу. «Я всё ещё люблю эту игру» - отвечает он. – «Иногда мне было трудно. Но я люблю быть среди поклонников этой игры, и я также понимаю, что у вас будут плохие времена и хорошие. И у меня по-прежнему чертовски много хороших». В заявлении, опубликованном Ассоциацией Менеджеров от его имени после увольнения, говорится об оскорблении игроков. Он упомянул свой персонал, но не команду. Сейчас он хочет прояснить этот момент.
«В тот день я говорил с каждым игроком на тренировке. Я позвал их в раздевалку в 10 утра и рассказал, насколько я расстроен и удивлён тем, каким коротким было это время. Но также я напомнил им, за какой великий клуб они играют. Сказал, что они должны принять это и осознать, как им повезло». «Они восприняли всё ожидаемо. Тихо, но с уважением. Если вы игрок «Юнайтед» - вы должны иметь уважение. Это был первый раз, когда я говорил речь, подобную этой. До этого ни разу. Но я чувствовал, что все было правильно, что смог достучаться до них перед уходом». Это был достойный поступок, но не был единственным примером такого достоинства в последние месяцы. Он пережил свою лепту критики на страницах прессы, но всё ещё мог находиться с журналистами за одним столом в течение той недели, что сборная Англии провела в Майами перед Чемпионатом Мира.
Когда он согласился на это интервью, он попросил об услуге, что газета передаст деньги с продаж этого номера в фонд страдающих от язвенного колита, того самого, что обнаружился у Даррена Флетчера. «Когда над «Олд Траффорд» летел знаменитый самолёт с известным баннером, я повернулся к кому-то рядом и сказал: «Лучше бы отдали эти деньги в фонд Даррена».
В новостях, которые возникли после его увольнения предполагалось, что его попытки связаться с сэром Алексом были безуспешны. «Я встретил Фергюсона несколько раз, с тех пор как ушёл, и говорил с ним о тех днях. Он объяснил мне всё, и я его понял. Он был в сложном положении». «Я всегда на 100% поддерживал его. Он был невероятно добр ко мне. Мы встречались несколько раз в течение моего пребывания в клубе. И я не видел ничего негативного в его поведении».
Он достаточно откровенен, чтобы признать, что мог бы кое-что изменить. «Если бы была одна вещь, которую мог я поменять, я бы начал свой путь в «Юнайтед» сразу после окончания сезона в «Эвертоне». Вместо того, чтобы ждать до 1 июня, я бы начал немедленно». Так как его контракт с "Эвертоном" заканчивался 30 июня, он пропустил несколько дней турне «Юнайтед» по Азии. «Я вошёл в работу, думая, что я хочу всё сделать так же, как в «Эвертоне», что я хочу быть тем же человеком, что хочу управлять в том же стиле. Потому зачем мне было что-то менять, если на прежнем месте я имел успех? Но сейчас я понимаю, что мне нужен был несколько иной подход. Нужно было изменить стиль, в котором я управлял».
Он не объясняет, как именно. «Я просто хочу продолжать работать. Я долго и упорно работал, чтобы добраться до высокого уровня. Многие мои усилия пропали зря. И я чувствую, что тот, кто наймёт меня, получит не более решительного Дэвида Мойеса, я всегда отдавал всё, но я сконцентрирован на том, что буду стремиться сделать, и это будет направлено на достижения. Я не думаю, что мне необходимо кому-то что-то доказывать. Я очень упорно трудился всю мою карьеру». Но что пошло не так в «Юнайтед»? Почему это было невозможно? «Я пытался анализировать это. Я слушал Луи ван Гала, он говорил похожие вещи. Например, что он хочет дать каждому игроку возможность себя показать».
«Мы пытались купить игроков в летнее трансферное окно, но у нас не вышло. Дело не в том, что мы не пытались. Не в нерешительности. Это совершенно другое». «Хорошо известно, что мы хотели приобрести Фабрегаса, Бэйла и Роналду. Разговор о Роналду был, когда я впервые приехал. Мы были близки к тому, чтобы заполучить пару известных игроков. Я не чувствую себя виновным, просто наши надежды не оправдались. Я принял на себя ношу самого успешного менеджера истории. Вудворд принял свой груз с плеч одного из самых известных администраторов в мире (Дэвид Гилл прим. переводчика). Так что это было новым заданием для двух человек».
Наконец, он приобрёл Маруана Феллайни, игрока, который весьма впечатлял в «Эвертоне», но, казалось, погребён под шквалом ожиданий в «Юнайтед». Мойес говорит: «Ему просто нужно уделять больше времени». «Игроки были прекрасны. Они были великолепны. Я не думаю, что мне дали достаточно времени. Я занял место человека, который тренировал команду более 20 лет и пытался продолжить его успех. Это никогда не было просто». «Я думал, мы неплохо поработали вместе. Мы работали как команда. Мы пытались делать всё правильно. Меня критиковали за уход Меленстена, но я просил его остаться. Но с тех пор, как мы ушли, я поговорил с моими помощниками, мы прошли через все то, что произошло. Это много значило для всех нас. Мы отчаянно старались достичь успеха, и нам больно. Но мы вынесли из этого важный урок».
Мойес отвечает на определённые обвинения против него. Например, на то, что он призывал Рио Фердинанда изучать видео с действиями Фила Джагелки. «Это чепуха» - говорит он. – «Я бы никогда не стал такого делать». Он был подвергнут критике за то, что прогуливался с игроками на пляже Бонди, где на них напала толпа фанатов, просивших автографы. «Это было утром воскресенья зимой» - говорит он. – «Я не вижу в этом проблемы». Он также мог добавить, что Ван Гал недавно тоже прогуливался по пляжу с игроками, но уже в Санта-Монике.
Также Дэвид отрицает любые конфликты с Робином ван Перси: «Я был с ним в хороших отношениях, мне он очень понравился. У него было больше травм, чем в предыдущем сезоне, но мы сделали всё, чтобы вернуть его в форму». Он приветствует решение Ван Гала сделать Руни новым капитаном клуба, согласившись, что это подходящий момент для англичанина. «Уэйн мог стать капитаном ещё при моём управлении. Это зависит от того, на какой позиции он играет в данный момент. Я думаю, что со временем он станет полузащитником. Он отличный форвард, но может сыграть и на других позициях. Он очень опытен, а потому это не потребует от него многого. Сейчас ему потребуется ответственность для его дальнейшей карьеры. Уэйн упорно работал, как никто другой. Он держит себя в хорошей форме, он хорошо работал у меня и был прекрасен для команды».
Теперь Мойесу нужно найти новую команду и новых игроков; новую возможность продемонстрировать, что он остаётся одним из лучших тренеров. Он с удовольствием наблюдал за действиями игроков, с которыми ему довелось поработать, на этом Чемпионате Мира. Повредило ли увольнение его уверенности в своих силах? «Это бы повредило уверенности любого тренера, но я верю, что буду лучшим менеджером для такого опыта».
Он открыт для предложений. Клуб за границей для него так же привлекателен, как и в Англии. Просто это должна быть правильная работа. «Несколько людей уже успели предложить мне разную работу, но я хочу остаться в своей профессии. Это даст мне шанс на успех» - говорит он. «Я контактировал с «Галатасараем», но из этого ничего не вышло. Но за границей есть возможности. У нас всегда было большое количество иностранных менеджеров в Лиге, так что было бы неплохо иметь такой же баланс британских тренеров и за рубежом». «Поездка за границу может мне помочь. Посмотрите на карьеру Роя Ходжсона, Терри Вейнблса, сэра Бобби Робсона. Я не думаю, что это как-то им повредило. Я оставил очень стабильную работу, думая, что беру другую очень стабильную команду, поэтому я возьму время на поиск того, что будет правильно для меня».
В это время он будет смотреть футбол. Эти выходные Дэвид провёл в Катаре, где выступил экспертом на телевидении. И он пытался ответить на «тысячи» писем поддержки, полученные им, с Нилом Кинноком (глава Британского Совета – прим. переводчика) и Гордоном Брауном (бывший премьер-министр Великобритании – прим. переводчика) среди написавших ему. Также он планирует принять предложение Карло Анчелотти посетить тренировку мадридского «Реала». «В конце своего пребывания в «Престоне» я пришёл посмотреть на тренировку Карло в «Милане» - говорит Мойес. – «Он вспомнил, когда сам пришёл в Премьер-Лигу. Вечером, когда его уволили из «Челси», в коридоре на «Гудисон Парк» он повернулся и сказал мне: «Может быть, сейчас я приду и просмотрю на тренировку «Эвертона». Карло очень хороший человек. В свое время, Анчелотти также пострадал от капризов руководства.
Фото: Sportsmail/Graham Chadwick
Источник: Mail on Sunday
Максим Саблин специально для Theatre of Dreams
Зря столько негатива вы выплескиваете на Мойеса, хороший парень он, но хороший человек, как известно, это не профессия.
А Дэвид продолжает разочаровывать - зачем эти нелепые сравнения с голландцем, которые будут уместны в лучшем случае в феврале, разговоры о Бэйле и Роналду, какие-то объяснения по поводу Рене и Рио?
Он до сих пор не понимает, в каком клубе ему довелось попробовать собственные силы в прошлом сезоне.
Чтобы кто бы не говорил о том, что ему дали мало времени, но ноша была не его.
Да слабый состав, да есть старики, да травмы, ладно, но...
Иметь чемпионский состав вложить в него более 70 млн фунтов и финишировать ниже Ирисок и Шпор... немыслимо... (кстати тоже с новым тренерским руководством)
САФ начинал тоже на шибко, да только за кулисами формировал академию, поднял уровень службы скаутов, разбирался с пьянством игроков. Это все было замечено Чарльтоном и явилось поддержкой САФа, не смотря на плохие результаты на поле.
И да! Мойеса совсем не жалко. Шанс дали, отработал полный сезон, никто не вмешивался. Уволили правда не красиво, но свою компенсацию он получил, причем приличную.
Жаль что все так получилось...
Спасибо за перевод ))
А негатива нет, просто эту тяжелую ношу доверили человеку, который с первого дня видно было, что не дотянет его. Ему бы простили сезон без трофеев, но он профукал ЛЧ , а это уже деньги, притом большие.
Я лично болельщик КЛУБА Манчестер Юнайтед, ни одного из игроков и тренеров, не знаю сколько их у нас будет после Фергюсона. Клубу нужна стабильность и прежний бойцовский дух, который по моему пошатнулся после Фергюсона. А Галь более подходит по характеру для того, чтобы вернуть МЮ свой бывший, к сожалению, статус клуба, которого боялись и в Англии и в Европе, чем Мойес. Не верил в Мойеса ни минуты, со дня его назначения до увольнения, но это лично мое мнение, вы имеете право не согласиться.