16 мин.

Зденек Земан: «У меня только один путь»

Принимая «Кальяри», в 67 лет Зденек Земан начинает все заново, но со старыми принципами. Его цель — сделать так, чтобы провинциальная команда оказалась в центре внимания благодаря эффектному футболу. Ветеран снова в игре — в мире, где все идет кувырком. Итальянские команды проваливаются в еврокубках, сборная позорится на чемпионате мира, руководители Федерации не делают выводов из того, что происходит. Он снова против всех — против современного понимания кальчо, против людей у власти, с которыми чех сражался на протяжении всей своей карьеры.

Молчаливый, но остроумный, самый заядлый курильщик среди тренеров, Земан с годами стал мудрее. Сейчас он предпочитает вести себя тихо и спокойно, не размахивая шашкой направо и налево, но все равно критикует Тавеккио — нового президента Итальянской федерации. Впрочем, главное для Зденека — построить в «Кальяри» свою команду, опираясь на молодых футболистов и стремление принести зрителям наслаждение.

На Сардинии его приняли как Спасителя. Тифози «Кальяри» надоело наблюдать за тем, как островитяне метаются по Италии, не имея перед собой четкой цели. Земану нравится его новый дом — место, где люди не привыкли много говорит и оперируют фактами. «Что я могу пообещать? Полную самоотдачу, работу из последних сил. И идеи. У нас нет таких денег, как у грандов, потому нужно удивить всех своей игрой».

- К слову, об удивлении. Вы ждали, что Лотито, Галлиани и Прециози все-таки победят на выборах, выдвинув своего кандидата? - Сложно менять систему, если в ней вертятся одни и те же персонажи — люди, которые делают ставку на бизнес и не слишком волнуются о том, что происходит с игрой. Существует каста, которая выбрала президента. Я не могу рассуждать об этом в деталях, ведь далек от происходящего. Но я вижу, что итальянский футбол — не только сборная — страдает. И речь тут не только в экономическом кризисе. Как и в любом спорте, в футболе чередуются циклы. Много лет мы были на вершине, теперь нас свергли.

- Но кто-то ведь должен отвечать за последние провалы? Например, за вылет с чемпионата мира. Многие винят именно Пранделли. - Ответственность не только на нем, но так принято — всегда отвечает тренер. К тому же, четыре года Пранделли восхваляли — даже после ничьей с Люксембургом. Его слишком критикуют? Вспомните, что говорили о Сакки, когда его команда в финале проиграла по пенальти… Я не хочу искать козлов отпущения. Мне не нравится, как поступили с Марио Балотелли — носили на руках после гола Англии, а затем сделали из него главного виновника неудачи.

Зденек Земан и Томмазо Джулини

 

Зденек Земан и Томмазо Джулини. В начале лета сардинская промышленная группа Fluorsid Group выкупила 100% акций «Кальяри» за 45 миллионов евро у бизнесмена Массимо Челлино. Несмотря на мнение большинства скептиков, новый президент клуба Томмазо Джулини возвращает Зденека Земана в элиту итальянского футбола

 

- То есть, проблема глобальна? - У кризиса кальчо есть много причин, они одни и те же уже на протяжении нескольких лет. Это, прежде всего, проблемы культуры, работы, воспитания молодых игроков. Архиважно делать ставку на молодежь. Необходимо создать условия для развития юношей. Лучшее решение — открытие федеральных центров во всех областях. В Франции так поступили 20 лет назад — результаты очевидны.

- Ставку снова нужно делать на Балотелли? - У него огромный талант, и еще есть время показать весь свой потенциал. Но пора поторопиться. В истории было множество классных игроков, которые так и не раскрылись. Взять хотя бы Кассано — он мог добиться куда большего.

- Как вам мундиаль в целом? - Отличный турнир. Лучший из последних чемпионатов. Многие скромные сборные продемонстрировали интересный футбол — особенно из Южной Америки. Они развиваются в правильном направлении с точки зрения тактики. А вот африканцы не смогли проявить себя именно из-за отсутствия организации игры. У них ничего не изменилось за 20 лет.

- Кого вы видите в качестве тренера сборной? - Манчини. Он был прекрасным футболистом, тренером побеждал в Италии и в других странах, знает несколько языков.

- А Конте? - Конте — тренер. А сборной нужен тот, кто отбирает кадры.

- Тогда вам в сборной тоже не место. Ваше видение игры так отличается от привычного — как вам удается выстоять? Марчелло Липпи, к примеру, советовал вам уйти из футбола, если вы считаете его испорченным. - Но я до сих пор здесь, тренирую прекрасную команду Серии А. Футбол приносит мне удовольствие. Мне нравится растить молодежь, радовать тифози. Но я прекрасно понимаю, что многие думают только о том, как заработать. Я выступаю против них, я другой. Я твердо стою на своем пути. Я вижу, как на поле играют футболисты, а не деньги, я слышу биение их сердец, а не звуки кассовых аппаратов.

- Вы уже 45 лет живете в Италии. Начинали на Сицилии — говорят, в команде «Бачигалупо», которая была связана с мафией. - Нет, когда я приехал в Италию, как раз во время вторжения русских в Чехословакию, то играл в волейбол. Футбол был позже, а моей первой командой стал «Чинизи», а не «Бачигалупо».

Зденек Земан

 

Как и многие жители Чехословакии Зденек Земан эмигрировал в Италию в 1968 году, в самом начале «Пражской весны». С тех пор он так и не смог вернуться на родину. Родственники, конечно, могли его навещать, но лишь изредка и на короткие периоды времени. Таковы были законы Чехословакии, государства, подписавшего Варшавский договор

 

- Вы жалеете о чем-то, вспоминая свои первые тренерские опыты? «Ликата», «Фоджа», «Рома»… - Я был молод и допускал ошибки, как и все. Но сейчас я чувствую себя бодрее, чем многие сорокалетние. Если не принимать во внимание то, что мое тело стареет, я работаю с тем же энтузиазмом, что и раньше. Я мыслю так же, как и много лет назад, вдохновляясь тем, чему учился в Праге, в юности. Я скучаю по своему дому, который оставил в 1968-м году. Иногда меня охватывает настоящая ностальгия.

- Прага — волшебный город, ее сложно забыть, от нее невозможно отказаться. Как и от ваших принципов. Все та же ставка на молодежь, все те же 4-3-3? - Я рос, играя по этой схеме. Я считаю ее идеальной.

- Ваша философия футбола стала легендой. Приносить зрителям радость, дарить эмоции. Вам уже удалось сделать так, чтобы игроки «Кальяри» ей прониклись? - Я говорю им, что мы работаем для того, чтобы развлекать народ — наших настоящих тифози. Людей, которые не имеют ничего общего с насилием на стадионах, которые идут на футбол с другими целями. Я не понимаю — драться посреди улицы запрещено, но на стадионе это нормальное явление?

По теме:

Революция кальчо. Часть II (статья)

Дети Зденека Земана (интервью)

Земан: «Я по-прежнему тренер «Ромы» (интервью)

Земан: «Я следую чаяниям народа» (интервью)

Зденек Земан: «Я никогда не совершал больших ошибок» (интервью)

Земан: «Кальяри» – правильный выбор в моей карьере»

- Это одна из главных проблем кальчо. До сих пор свеж в памяти финал Кубка Италии… Вы были на стадионе? - Да, я смотрел игру «Наполи» и «Фиорентины». Несколько сотен человек создали беспорядки, испортив настроение шестидесяти тысячам тех, кто пришел на футбол. Игра должна делать людей лучше, но я боюсь, что в будущем все будет только хуже.

- И как справится с этой проблемой? - Ее постоянно обсуждают, но решение на поверхности. В Англии 30 лет назад ситуация была хуже, чем сейчас в Италии. Но они справились. Не понимаю, почему нельзя поступить так же.

- Возможно, постройка новых стадионов пошла бы на пользу? - Возможно, но это не главное. Стадионы, как по мне — надуманная проблема. О ней много говорят, потому что это касается бизнеса. Хороший матч соберет полные трибуны и на старой арене.

- Спорт должен нести образовательную функцию, но многие клубы поддерживают хулиганов. Как такое может быть? - Многие боятся.

- В «Кальяри» вы почувствовали поддержку? Здесь верят в футбол ради игры и ради зрителей? - Да, меня прекрасно приняли. Я надеюсь, что все не ограничится интервью, которые настраивают фанов на оптимистичный лад. Мы ответим на поле. Почему именно «Кальяри»? Это развивающийся клуб, которым руководят люди, любящие футбол. Они выразили мне доверие — этого уже достаточно.

Зденек Земан в Кальяри

 

«Меньше разговоров, больше работы». Футбольное кредо Зденека Земана известно, но никто еще не слышал его на диалекте Сардинии: «Chistionai pagu, traballai meda». Проводя кампанию по продаже абонементов, «Кальяри» делает ставку на самобытность — фото тренера и футболистов сопровождаются надписями на лимбе, языке, на котором общаются жители острова. С приходом Зденека Земана количество проданных сезонных абонементов на домашние матчи «красно-синих» резко увеличилось и приближается к рекордной отметке

 

- Президент Джулини сказал, что вы будете тренером, еще до того, как приобрел клуб. - Он смотрит в будущее с энтузиазмом и оптимизмом. Надеюсь, это принесет плоды.

- Работая в провинции, можно противостоять финансовым возможностям грандов? - У них есть деньги, у нас идеи. Для таких команд, как наша, место еще находится.

- В 90-х знаменитая «Фоджа» Земана продемонстрировала, что и без серьезной финансовой поддержки можно демонстрировать великолепный футбол. Вы всегда шли наперекор критикам, против принятой концепции, согласно которой важно первыми не пропустить. С тех пор ничего не изменилось? Вы так же отважны? - Речь не об отваге. Я радуюсь, работая над очередным футбольным проектом. Я против системы, но со мной множество людей, которым по душе то, что я делаю. Это подстегивает меня, заставляет продолжать. Я защищаю идеи, в которые верю. Никто не посмеет обвинить меня в двуличии, у меня один путь.

- Пьянич заявил, что тренировки в Роме были похожи на работу и не нравились ему. Он один так думает? - Я снова повторюсь и скажу, что футбол — профессиональный спорт, а значит, необходимо серьезно работать. Если кто-то, как Пьянич, считает, что это аттракцион, то он ошибается.

- Вы как-то сказали, что не видели никого, кто бы умер от чрезмерной работы. Многие сравнивают вас с Манило Скопиньо, тренером, который привел Кальяри к единственному скудетто в истории клуба. Вам по душе такое сравнение. - У меня мои идеи, мой футбол — у Скопиньо были свои. Параллели можно проводить только между нами как людьми. Но я не буду скрывать, что мне приятно — этот тренер много добился.

- Его называли философом… - Философы мало говорят…

- У Скопиньо были особые отношения с игроками. Он предоставлял им много свободы. Как-то вечером он неожиданно пришел к футболистам, которые играли в карты, и обнаружил, что они курят. Скопиньо не стал устраивать скандал, а закурил сам. Сейчас такое возможно? - Изменились не только отношения тренера с футболистами, но и отношения между игроками. Раньше они держались друг за друга, были командой и за пределами поля. А сейчас каждый по себе — кто-то в наушниках, кто-то постоянно в Интернете. Но в «Кальяри» хороший коллектив. У меня есть десять перспективных юношей, которые хорошо ладят. Я считаю, что футболисты должны общаться между собой, потому могу и запретить телефоны, если вижу, что они мешают. Мне не нравятся социальные сети. Я люблю играть в карты, люблю смотреть, как ребята играют в них, хотя во многих клуба это запрещено. Возможно, боятся игры на деньги.

Манлио Скопиньо и Джиджи Рива

 

Манлио Скопиньо (слева) и лучший бомбардир в истории «Кальяри» Джиджи Рива. Наставник из Риети ненавидел дисциплину, «превращающую человека в машину», и слыл большим любителем сигар и хорошего виски. Впервые «Филосов» возглавил сардинийцев в 1966 году, однако уже по окончании сезона, в котором его команда заняла шестое место, эксцентричный наставник со скандалом покинул свой пост: во время пребывания команды в США в рамках мирового турне на одной из вечеринок перебравший алкоголя тренер справил нужду на центральную клумбу отеля. Впрочем, даже этот неприятный инцидент существенно не повлиял на отношение к тренеру со стороны экспертов — Манлио Скопиньо был удостоен звания лучшего тренера сезона. Его второе пришествие в «Кальяри» в 1966 году ознаменовалось настоящим триумфом: спустя три года команда «Философа» заняла второе место в чемпионате Италии, а уже в следующем сезоне завоевала свое первое и пока единственное скудетто. В том историческом сезоне сардинийская команда  проиграла всего два матча, пропустив в свои ворота всего 11 мячей – рекордный показатель для чемпионата, в котором участвовали 16 команд. «Скопиньо только принял команду. Мы были на сборах, готовились к матчу сборной Италии и в семь-восемь часов вечера, наперекор правилам, собрались поиграть в покер. Все курили, кто-то выпивал. Неожиданно открылась дверь, и вошел Скопиньо. «Господи, сейчас он нас убьет!», — подумал я (прежний тренер Артуро Сильвестри так и сделал бы). В полной тишине он прошел через клубы дыма, сел на стул, достал пачку сигарет. «Вам не помешает, если я закурю?». Через полчаса мы уже спали, а на следующий день выиграли 3:0″, — вспоминает защитник «Кальяри» Пьерлуиджи Чера

 

- Лучше бы вам следить за азартными играми. - Я лишь однажды принимал участие в тотализаторе — купил карточку за 200 лир. Я знаю, что для некоторых это увлечение, и не считаю это правильным. Но если речь о символических ставках внутри группы, то все в порядке.

- У «Кальяри» наконец-то появился стадион. Вы считаете это пойдет команде на пользу? Теперь не придется путешествовать по всей стране. - Я рад за клуб. Проблема стадиона важна — особенно для представителя Серии А.  Но мне хотелось бы разделять спорт и бизнес. Если постройка стадиона направлена только на то, чтобы получать прибыль от размещения на его территории офисов и магазинов, это не идет на пользу футболу. Но в прошлом сезоне игроки иногда не знали, где будут играть на следующей неделе — надеюсь, больше такого не будет.

- Президент Джулини намерен отпраздновать столетие клуба в 2020-м году участием в Лиге чемпионов. Как вам такая идея? - Мне нравится, что у президента столь серьезные амбиции, в спорте без этого нельзя. Но, в то же время, необходимо оставаться реалистами. Если ставишь цель, то нужно знать, как ее достичь, нужно думать на много лет вперед.

- Если говорить о сиюминутных целях, что можете пообещать болельщикам? - Мы будет работать изо всех сил над тем, чтобы радовать тифози.

- На Сардинии вас приняли очень тепло. Десять тысяч тифози аплодировали новому тренеру на стадионе «Сант’Элиа». - Я был растроган, но осознал, какая большая на мне лежит ответственность. Возможно, я — одиночка среди тренеров и руководства кальчо, но рядом со мной простые люди, демонстрирующие, что верят в меня.

- Вы пожмете руку Де Росси, когда встретите его? - У меня никогда не было с ним проблем. Возможно, они были у него.

- Сколько раз вы действительно ссорились с футболистами? Часто игроки жалуются из-за вашей системы тренировок? - Никогда. Никто ничего не говорил мне в лицо, а я всегда этого требую. Я без проблем могу выслушать претензии и поговорить.

- Прошло много лет с тех пор, как адвокат Аньелли пошутил про ваши отношения с «Ювентусом», который спас от коммунистов вашего дядю. Что скажете? - Это была плохая шутка. Но такое случается. Недавний пример — слова Карло Тавеккио. Неподобающая фраза, которую нельзя оправдывать. Но, в целом, Тавеккио прав. Одной из самых больших проблем итальянского футбола является присутствие слишком большого количества иностранцев. Нужно делать ставку на наших ребят.

Честмир Вычпалек

 

Дядя Зденека Земана по материнской линии Честмир Вычпалек перебрался в Турин из оккупированной фашистами Чехословакии в 1946 году. Полузащитник пражской «Славии», который на тот момент являлся одним из самых многообещающих футболистов своего поколения, и его одноклубник Юлиус Коростелев становятся первыми легионерами «Старой Синьоры». Правда, надолго задержаться в «Ювентусе» Честмиру не удалось, и уже в следующем сезоне хавбек перешел в «Палермо», в котором провел 5 сезонов. После Сицилии Вычпалек отправился в гастрономическую столицу Италии, где защищал цвета «Пармы» на протяжении 6 лет. Именно «Парма», в которой, к слову, он воссоединился с другом Юлиусом Коростелевым, стала последней командой в игровой карьере Вычпалека. Уже в 1970 году дядя Зденека Земана возвращается в «Ювентус» в качестве тренера и спустя год приводит клуб к долгожданному скудетто. Следующий сезон также проходит под знаком превосходства «бьянконери» и помимо победы в чемпионате, клуб Джанни Аньелли становится финалистом Кубка Италии и Кубка Кубков. Именно благодаря своему дяде Зденек Земан переехал в Италию. «В октябре 1944-го года я был ходячим скелетом в куртке, которая была изорвана колючей проволокой концлагеря Дахау. Только тот, кто побывал там, может понять, как там было трудно, каким чудом казалось выйти на свободу. В этом лагере Гитлер закрывал врагов своей безумной страны: евреев, антинацистов, граждан государств, захваченных немцами. Я был чехословаком из Праги, а значит — врагом. Я прожил восемь месяцев, страдая — ел только кожуру картошки, которую нам выдавали раз в два дня. Она казалась невероятным сокровищем. Лишь тот, кто прошел через подобное испытание, может осознать ценность жизни. Его больше ничто не удивит»

 

- То есть, вы считаете, что Тавеккио — тот самый человек, который может помочь нашему футболу? - Проблема не в людях, а в программе. Необходимы радикальные изменения. Но с мандатом в два года, что может сделать Тавеккио или кто-то другой?

- Часто тренеры критикуют руководство как раз за отсутствие четкого плана действий. - Сейчас в Италии тренеры мало что решают. И это одна из причин, по которым футбол стал менее зрелищным. Специалистам без опыта доверяют команды высокого уровня. Это неправильно. Необходимо сделать себе имя. Так было в мое время.

- К слову, как вы относитесь к проблеме расизма? - Быть расистом означает ненавидеть кого-то. Мне кажется в Италии многие люди слишком чувствительны в этом плане. Освистали африканца — это скандал, освистали местного — ничего страшного. Знаете, что мне кричали в Турине, когда приходилось играть против «Юве»?..

- И все-таки главному футбольному человеку страны стоит следить за словами. Как и Джанни Аньелли. Разве не так? - Моего дядю считали самым большим талантом чешского футбола. Аньелли, скажу вам, никого не спас.

- Вернемся к «Кальяри». Что скажете о новом проекте? - Все идет хорошо. К первому туру мы будем готовы. К сожалению, на подготовку влияет трансферное окно.

- Президент «Наполи» Да Лаурентис считает, что оно должны быть открыто круглый год. - Тот, кто говорит что-то подобное, ничего не понимает в футболе. По моему мнению, трансферы должны прекращаться перед тем, как команды едут на сборы.

- Продажа Астори смешала вам карты? Вы пытались удержать его? - Нет. Я понимаю, что у него не было больше мотивации играть за «Кальяри». Не нужно пытаться сохранить игрока против его воли.

Зденек Земан и Марко Сау

 

По мнению экспертов и футбольных аналитиков в нынешнем сезоне особенно ярко должен засиять атакующий полузащитник Марко Сау, с которым Зденек Земан знаком по работе в «Фодже». Под руководством чешского специалиста в 33 матчах Лиги Про воспитанник «Кальяри» забил 20 голов, став вторым бомбардиром команды после Лоренцо Инсинье (26)

 

- Новички будут? - Да, но я повторюсь — хотелось бы начинать сезон, когда окно уже закрыто.

- Вы видите в «Роме» Гарсии что-то от своей команды? - Я начал работу в определенном направлении, а он очень грамотно ее продолжил.

- Вас удивило увольнение Конте? Что ждет «Ювентус» теперь? - Они ничего не потеряли — у этой команды есть история и опыт. Что касается его ухода, то я думаю, решение было принято заранее — он понял, что исчерпал себя в «Юве».

- Что скажете о «Наполи» и миланских клубах? - «Наполи» необходимо обрести стабильность, которой ей не хватает в последнее время. Ну а миланцы начинают все с чистого листа. Это непросто, но сложнее выступить хуже, чем в прошлом году…

- От кого можно ждать сюрпризов? - Если я вам скажу, то это уже не будет сюрпризом…

По материалам Il Corriere Dello Sport и La Gazzetta dello Sport. Перевод и адаптация Юрия Шевченко, специально для Calcio News