6 мин.

Ян Тирсен - Live on KEXP

   

   Родился Ян Тирсен 23 июня 1970 года во французском городе Брест.

   В раннем детстве Ян не только не представлял ничего выдающегося, но своей молчаливостью приводил в отчаяние своих родителей, которые любили его гораздо меньше, чем его сестру. Когда родители слишком сильно занимались воспитанием Яна, он убегал к бабушке, у которой прятался и любил проводить время в одиночестве.

  Тяга к музыке у Тирсена проявилась в 8 лет и родители отдали его в музыкальную школу, которую он закончил в 1984 году. В школе он получил образование по классу скрипки и фортепиано. После школы музыка стала смыслом его жизни и он стал обучаться в музыкальных академиях Нант и Булонь.

  В процессе обучения музыке, Тирсен регулярно помогал писать музыку для театральных постановок и короткометражных фильмов.

   Ему дались такие инструменты как аккордеон, акустическая и электро-гитара, банджо, вибрафон, виолончель, карильон, клавесин, мандолина, мелодическая гармоника, скрипка, флейта и фортепиано. Также был не забыт им класс дирижирования.

   Неизвестный, образованный и голодный Тирсен, после окончания академий в 1993, приступает к написанию собственной музыки и участию в группах стилей классики, электроники и поп музыки.

  Как свободный музыкант, он сменил не один музыкальный коллектив, и, встретив друзей, которые помогли ему собрать все его работы, в 1995 году с помощью студии Sinne Terra выпускает свой первый альбом “Вальс чудовищ” (“La valse de Monstres”).

  На записях сам Тирсен играет на аккордеоне, скрипке и мелодике. Несмотря на название, альбом радует слух любителей вальсов, фортепиано и классической музыки. Первые одиннадцать треков были посвящены фрикам, а последние шесть пьес классической японской музыкальной драме «Дамасский барабан».

   Его альбом быстро разошелся по маленькой Франции и оставил след среди поклонников. Кто-то писал ему письма, кто-то делился записями с друзьями, кто-то ждал очередного творчества Тирсена.

   

   Жажда гениального творчества не заставила себя долго ждать и в 1996 и 1998 году Тьерсен выпускает два последующих своих альбома – «Rue des Cascades» и «Le Phare».

  Оба альбома написаны в стиле инструментальных пьес, но разные по эмоциональности. И если в «Каскадах» настроение музыки прыгает от унылого до небесно-звонкого, то «Фара» имеет монотонно – позитивный настрой.

  

  Композиции Monochrome и Les Bras de mer альбома «Le Phare» стали совместным детищем Тирсена и уже тогда знаменитого французского композитора Dominique A. В это время он пишет такие сложные и взрослые вальсы как La Dispute, La Noyee и Sur le fil, которые впоследствии использовались в фильме «Амели».

   Поклонники снова впитали творчество Тирсена, и слава не заставила себя долго ждать, – Тирсен уже знаменитость Франции, любимчик свободных художников, альтернативной молодёжи и поклонников классики, которых он пленил нотами своих вальсов.

  Его песни используют в фильмах «La Vie Rêvée des Anges» (1998, режиссёр Эрик Зонка), «Alice et Martin» (1998, Андре Тешине), «Qui Plume la Lune?» (Christine Carriere, 1999).

   В публикациях журналисты прозывают его «одинокий моряк» и это прозвище имеет долю правды. Все, что может узнать рядовой слушатель о его творчестве, так это только присутствие имени Ян Тирсен. Присутствие имён других соисполнителей и музыкантов доступно только самым любопытным. Среди них упоминавшийся Доминик А., Клэр Пише.

   С 1998 по 2000 год, воодушевившись надеждами поклонников, и предложением Жан-Пьера Жене, Тьерсен с головой уходит в творчество и пишет вальсы «Le Fabuleux Destin D’Amélie Poulain», «La Valse d’ Amelie», «Comptine d’un Autre Été».

  

   Выход фильма «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене, 2001) и одноимённого саундтрека (ком. Ян Тирсен, 2001) делают мировой взрыв, за которым следуют популярность и признание. Тирсен и Жене становятся мировыми легендами, имея миллионы поклонников в разных странах.

  В этом же году Тирсен выпускает пятый альбом – «L’ Absente». Поклонники расхватывают все выпуски альбома, и тогда звукозаписывающая студия по просьбе Тьерсена выпускает виниловое издание, которое содержит дополнительный трек, «L’Autre Lettre», совместного творчества Yann Yann и Les Têtes Raides.

   В 2002 немецкий режиссер Вольфганг Бекер приглашает Тирсена написать музыку к немецкому фильму в жанре трагикомедии «Гуд бай, Ленин!».

 

   Фильм выходит в 2003 году и сразу получает высокие награды как лучший фильм на 53-м Берлинский кинофестивале, Европейской киноакадемии, Национальной кинонаграде Германии и Сезар. Успеху фильма во многом послужило сплетение творчества Тьерсена и видения человеческих отношений Бекера.

   Его пятый альбом «Les Retrouvailles»(2005) был заметно разбавлен вокалом по сравнению с предыдущими композициями.

  Вокальные партии как правило спеты самим Тирсеном или приглашёнными артистами. В этом альбоме можно услышать голос Кристофа Миошеца, Доминика А., Элизабет Фрейзер (из Cocteau Twins), Джейн Биркин, и Стюарт Staples (из Tindersticks).

  «Les Retrouvailles» также включает в себя короткометражный фильм под названием «La Traversée» режиссера Орели дю Бойз, который показывает фрагменты создания альбома и включает в себя анимационный клип на композицию «Le Train».

  

  С того же времени Тирсен начинает активно гастролировать. Живые выступления очень сильно отличаются друг от друга. Иногда в его выступлениях принимает участие оркестр и множество приглашённых исполнителей.

   Также он предлагает вниманию более частые минималистичные сессии, обычно аккомпанируемые только ударными или басом и гитарой, сам Тьерсен делает плавные переходы между фортепиано, аккордеоном и скрипками в более лёгких композициях, и электрогитарой в более тяжёлых.

  В 2008 году Тирсен выпускает альбом «Tabarly», альбом содержит более тяжёлые настрои усталости композитора и пользуется успехом у части его поклонников.

  2010 год дарит поклонникам новые результаты творчества Тирсена в альбоме «Dust Lane».

  Это самая продолжительная работа Тирсена – два года понадобилось ему, чтобы выпустить этот альбом. Основная часть альбома была записана в текущей студии Тирсена — Ouessant, часть на небольшом острове у берегов Западной Бретани, часть в путешествии на Филиппинах и последние штрихи в студии Chairworks с продюсером Кеном Томасом.

  В этом альбоме Тирсен представляет следующую ступень своего развития, сочетания инструментов и фонового вокала.

    http://aquamarinemusic.ru/