5 мин.

Якин думает не о чемпионстве, а о команде

До официального старта в чемпионате страны столичному «Спартаку» остается одна неделя. Всего одна. И множество вопросов, ответы на которые сейчас стараются найти в тренерском штабе под руководством нового главного тренера команды - Мурата Якина. То, чего и ждут в свою очередь многомиллионные болельщики клуба.

Открытая тренировка, проведенная в Тарасовке на глазах многочисленных журналистов, в этом смысле мало что объяснила. Это и понятно. Прессу выстроили на узкой полоске поля под палящим солнцем, дав возможность поснимать издалека, поговорить между собой и понаблюдать за деталями. Как игроки выходили на тренировку, кто поздоровался, а кто – нет. Внимания на гостей через одного обращали, пожалуй, только иностранцы. С нашими в этом плане все было в порядке. Футболисты шутили, весьма охотно выполняли различные упражнения под руководством помощников Якина, который тихо появился из тени деревьев минут через 35 после начала общей работы. По-хозяйски понаблюдал, потом сделал какие-то замечания и, когда основная восстановительная часть завершилась, дал пресс-конференцию для прессы. Футболисты в это время еще работали на поле. Два часа под солнцем – хорошая нагрузка.

То есть, ничего особенного и все вроде бы, как всегда. Тренеры меняются, принципы открытых тренировок остаются неизменными. Если бы не одна деталь, которая, так или иначе, не могла остаться незамеченной. Состояние ожидания и неопределенности, которое, несомненно, витает в воздухе. С ожиданием вроде бы все понятно. Первая игра в Казани пройдет через неделю, и она сразу же будет стоить всех товарищеских матчей, сыгранных «Спартаком» в летнем подготовительном периоде. Состояние неопределенности? Вот здесь все посложнее, поскольку не все так очевидно.

Я второй раз присутствую на общении Якина с прессой. В первый – когда он присутствовал на пресс-конференции после подписания контракта. И теперь – когда уже провел с командой летние сборы, и, надо полагать, в достаточной степени познакомился с игроками. Разницы в этих двух встречах с главным тренером, по сути, нет. Внимательно выслушивающий вопросы, частенько отвечающий с улыбкой, иногда даже успевающий при этом подмигнуть своему переводчику Якин, по-прежнему говорит красивыми фразами, но информация в них практически отсутствует. «Фантастический опыт работы в «Спартаке»», « футболисты работают с выдающейся самоотдачей» и так далее. Жизнь в Швейцарии на главного тренера «Спартака» сказывается благотворно. Но вот, к сожалению, ответов на конкретные вопросы нет.

Впрочем, я говорю это не в укор тренеру. Не знаю, может быть у него это просто такая манера общения. Обычное дело вне зависимости от того, сколько времени он работает с командой, а может быть все зависит от того же состояния неопределенности. Второе, думаю, скорее всего. Ответов на многое нет пока и у самого Якина. Он не знаком с нашим чемпионатом и клубами, играющими в нем. В чем открыто и признается. В самом «Спартаке» в наследство ему досталось хлопотное хозяйство. Тренер он достаточно молодой, а игроков много. Даже чересчур. В количественном плане. Российских, иностранцев. Те, кто был в «Спартаке», кто вернулся из аренды, как те же Ананидзе и Дзюба. Кто-то, как тот же Веллитон, находятся в непонятном состоянии. Вроде договорился с турецким клубом, а вроде и не до конца. Впрочем, какая разница? Зачем ждать человека, который не собирается оставаться в «Спартаке»? Да, у тренерского штаба могут быть свои резоны, хотя у Якина кадровых проблем и так предостаточно. Как говорится, с живыми людьми.

Скажем, травмы Озбилиза, Уориса, а особенно Мовсисяна будут вызывать головную боль с построением атакующей игры. Вернувшийся из «Ростова» в ранге одного из лучших бомбардиров чемпионата Дзюба? «Мы видим, что Артем очень хочет играть за «Спартак», и это сегодня главное для нас. Понятно, что требования к нему возрастут. Мы ждем от него много голов и хотим оставить в команде». Таков ответ Якина по поводу его нынешних впечатлений от работы с Дзюбой. То есть, как оно там все сложится, бог знает. Якин это прекрасно понимает, потому что помимо Дзюбы из форвардов пока в наличии только Барриос. Приятный в общении парень, но потянуть команду впереди он, пожалуй, не готов. Это если исходить из впечатлений по прошлому сезону. Да, есть вариант попробовать в серьезном деле футболистов из «Спартака-2» и Якин по-прежнему не отказывается от своего лозунга, брошенного им на первой пресс-конференции: «мы будем давать шанс молодым ребятам». Но опять – таки. Это пока не более чем, декларация о намерениях.

Я сознательно не хочу гадать на кофейной гуще и смотреть на ситуацию в других линиях, потому что подвижки в настроениях и перестроениях могут возникнуть только после первых официальных матчей. И тогда, видимо, пойдет уже конкретный разговор. Поэтому Якин и отделывается, например, дипломатически выдержанным ответом на вопрос о перспективах в команде того же Широкова. Возраст тут не главное. Главное – класс. Но и здесь – одни ожидания и не более того. Войдет Широков в состав живым и здоровым и станет показывать свой настоящий уровень – один разговор, будет продолжать хандрить – другая тема.

Наконец, еще один нюанс, который почему-то моими коллегами на встрече с Якином в Тарасовке был воспринят по-разному. На вопрос: «есть ли у вас понимание, какие позиции нуждаются в усилении?», Якин ответил сдержанно и туманно. Не то, что изменения в составе или возможные покупки обязательно будут, а то, что «мы о них сообщим». Как вы понимаете, разница в формулировках серьезная. А вот изменения со слов Якина если и будут, то разве что в системе игры. Но и это понятно. Смотря, какие люди как будут играть.

Так что – не обессудьте. Состав на первый матч еще не определен, планы на сезон – тоже. И это, может быть, даже и хорошо. Уж лучше пореже громогласно заявлять о чемпионских амбициях, зато четче понимать, в каком реальном состоянии находится команда и каким путем надо следовать, чтобы добиваться успехов. Не на словах, а на деле.

Александр Владыкин