8 мин.

11 Good 11 Bad. part 1

Не силясь преуспеть за скоротечной модой, попробует, тем не менее и наш бложег оценить трансферные свершения "Эвертона" последних лет. Привязываться к миллениуму, правда, как все, не будем. Точкой отсчёта послужит сезон 1992/1993, ставший премьерным для АПЛ. Загромождать материал копипащенными таблицами Брадиса, в попытке отобразить все сделки "тоффис" данного периода, не станем. Любой празношатающийся буквоед, заинтересованный в них, легко утолит статистический голод на специализированных сайтах. Отметим лишь самые успешные и неудачные трансферы клуба. Для удобства сделаем из них две сборные. Часть первая.

Неудачные приобетения.

Так уж получилось, что команда неприжившихся игроков по именам и своему потенциалу выглядит гораздо сильнее сборной своих антогонистов. Скорее она даже похожа на n-адцатую Сборную Мира, выступающую на юбилейном "корпоративе" очередного не самого важного для футбольной истории клуба.

Вратарь. Когда эпоха легендарного Невилла Саутхолла, человека, перескочившего за полтора года с профессий мусорщика и помощника каменщика на должность основного вратаря клуба, выступающего в высшей лиги чемпионата Англии, наконец завершилась, перед клубом остро встал вопрос о новом голкипере.

В концовке сезона 2001/2002 "гуннеры" победили "ирисок" со счётом 4:3, видимо тогда боссам "Эвертона" приглянулся сменщик Дэвида Симена Ричард Райт, отыгравший в матче 85 минут. Ричард к тому времени имел репутацию талантливейшего голкипера Англии, начинал привлекаться в сборную, за плечами было несколько удачных сезонов за "Ипсвич Таун". Однако в "Арсенале" Райт продолжал находиться за спиной вечного Дэйви-Моряка. Так на "Гудисоне" в следующее же межсезонье появился человек с фамилией, что с ангийского звучит буквально как "Мастер", грозящий стать таковым, именно с большой буквы, и в футбольных воротах. Цена вопроса составила 5 миллионов фунтов, едва ли не рекорд по тем временам для вратарей.

Но не заладилось у Ричарда с самого начала. За пять сезонов Райт с трудом наиграл 60 матчей, успев при этом попутно собрать солидную коллекцию разнообразных травм: игровых, полученных на разминке, бытовых, и, наконец, моральных. Апофеозом же стало нелепое падение с лестницы верхнего этажа собственного дома, приведшее к тяжёлой травме. В итоге, летом 2007 незадачливый кипер был отпущен задарма в "Вест Хэм", но и там не стал своим. Однако Мастер всё же нашёл свою Маргариту. Ей стала наша старая добрая знакомая- команда "Ипсвич". В составе родных "трактористов" Райт и по сей день играет в основе.

Защитники. В "Эвертоне" всегда были в почёте британские защитники. И хоть в последней игре "ирисок" в линии обороны мы лицезрели швейцарца с голландцем, а французу помешало принять участие в матче нездоровье, тем не менее, далеко не факт, что с выздоровлением бриттов Ягелки, Родуэлла и Хибберта, иностранцы сохранят свои места в составе. Вот и в сборной разочарований -сплошь именитые иноземцы.

Абель Шавьер. Известный прежде всего в миру больше своей импозантной внешностью чем непосредственно футбольными талантами, португалец провёл в "Эвертоне" три сезона, сыграл 43 матча. При этом свою минуту славы - игра рукой в полуфинале ЧЕ-2000 Португалия-Франция, Деннис Родман от футбола получил как раз будучи игроком "тоффис". Желание изабавиться от капризного уроженца Мозамбика в итоге стало столь велико, что руководство не погнушалось продать Абеля закадычному врагу - "Ливерпулю", хотя в 90-е -2000-е подобных сделок практически не проводилось. Ничего сверхъестественного Шавьер не показал и у "красных", немало ещё поколесил по свету, в результате по примеру Тарибо Уэста ударился в религию. Сейчас его зовут Файзал, он правоверный мусульманин, занимается благотворительностью.

Марко Матерацци. Перед сезоном 1998/1999 мерсисайдцам как воздух был необходим хороший центральный защитник. В результате из итальянской "Перуджи", выступавшей в серии Б, был выписан Марко Матерацци, неуступчивый в единоборствах, великолепный при игре головой и у своих и у чужих ворот. Впоследствии Марко признался, что английский опыт пошёл ему впрок, а атмосфера в команде была просто фантастической. Впрочем, то же самое об игре итальянца болельщики "Эвертона" сказать смогут вряд ли. Матрица умудрился в 27 проведённых играх 4 раза получить красную карточку, да и у чужих ворот рекордсмен Италии по забитым голам среди защитников оказался бесполезен - единственный мяч был забит "Мидлсбро". В итоге, в конце сезона Марко вернулся в "Перуджу", вышедшую в серию А.

Славен Билич. Это сейчас Славен Билич импозантный тренер, рок-музыкант и дипломированный юрист в одном лице. А в 90-е он был одной из шестерёнок великолепной в то время сборной Хорватии, и после внушительного выступления "шахматных" на ЧЕ-96 был выкуплен у "Вест Хэма" за 4,5 миллиона фунтов. Уже при переходе Славен продемонстрировал неуважение к своему новому клубу, перенеся трансфер на полгода, решив помочь "молотобойцам" успешно завершить сезон. В итоге "Вест Хэм" финишировал выше "Эвертона". Тут повторилась история с Матерацци. Оснащённый таким же арсеналом грязных приёмов, что и Марко -плевки, тычки, оскорбления, Билич начал собирать охапками разноцветные карточки, при этом не забывая блистать в сборной.Так продолжилось и после ЧМ-1998, покуда терпение Уолтера Смита не иссякло, хорвату предложили найти себе новый клуб, но Славена устраивало и просто получать зарплату, живя дома в Загребе. Через полгода "Эвертон" всё же заплатил неустойку за 28 месяцев, и, побогатевший на миллион фунтов игрок вскоре на радостях завершил карьеру.

Пер Кролдруп. Датчанин был рекрутирован Мойесом из "Удинезе". Шотландец посмотрел, ужаснулся и тут же продал Пера обратно в Италию, в "Фиорентину". Кролдруп сыграл за команду один матч. Клуб погорел на этом трансфере примерно на 2,5 миллиона фунтов. "Таймс" в своё время назвала переход Кролдрупа худшим в истории АПЛ. При этом в Италии Пер и сейчас на хорошем счету.

Полузащита.

Энди ван Дер Мейде. Энди начинал блистать ещё в том легендарном "Аяксе" конца девяностых, был куплен "Интером", где у него не пошло и через пару лет за вдвое меньшие деньги перебрался на "Гудисон". Однако слабость характера не позволила ван дер Мейде заиграть и в Англии. Лучше всего характеризуют голландца два прозвища, данные ему в фанатской среде: в среде русскоязычных болельщиков "Эвертона" его величали не иначе как "ван Дерьмейде", а у англичан его называли "Шенди" в честь популярного в Англии коктейля из пива и лимонада, в результате отравления которым он однажды не явился на тренировку. Добавьте сюда удаления на 5-й минуте в дерби, упорное нежелание покидать клуб до конца контракта, обвинения в адрес Мойеса в непрофессионализме. В итоге летом 2009 года Энди всё же ушёл, сыграв за 5 лет 20 матчей и не забив не разу. До сих пор без работы.

Джеспер Бломквист. Вдохновившись удачным трансфером Андрея Канчельскиса из МЮ, руководство клуба продолжило разрабатывать манкунианскую жилу, выписав из Юнайтед Джеспера Бломквиста. Талантливый, но травматичный швед, так и не заиграл, хотя по первости пара Александерссон- Бломквист на флангах смотрелась интересно. Пришедший на смену Уолтеру Смиту Дэвид Мойес контракта шведу не предложил.

Ли Ти. Китаец, пришедший напару с Ли Вайфенгом в клуб на правах аренды как часть маркетинговой акции нового спонсора из Китая, поначалу кроме скепсиса и усмешек, не вызывал ничего. Однако Мойесу работящий опорный полузащитник приглянулся, и в сезоне 2003/2004 Ли сыграл 31 игру и помог клубу занять 7 место. "Эвертону" даже особо не пришлось платить за выкуп полных прав на Ти, все затраты покрыл китайский спонсор. Но на этом сказка про Золушку закончилась, Ли по прозвищу "Галстук" постоянно травмировался в матчах за клуб и сборную, сыграв лишь 5 раз за 3 сезона.

Пол Гаскойн. Газза пришёл в команду на излёте своей серьёзной карьеры, в 2000 году. Предпологалось, что харизматичный Гаскойн станет вожаком, однако точка невозврата его наклонной уже была преодолен

а и о подвигах Газзы болельщики "Эвертона" могли судить больше по таблоидным сводкам, чем через спортивные СМИ. Пол сыграл за полтора года две дюжины матчей, забил Болтону, и в рождественские праздники был отдан в подарочной упаковке Бёрнли из Лиги Один.

Давид Жинола. Роскошный француз пришёл в команду уже 35 летним ветераном, но в то же время главные козыри -шикарная техника и убойная колотушка оставались при нём. Дэвид Мойес честно предоставлял почти тёзке шансы -выпускал не готового на целый матч физически француза на замены в важных матчах, но было ясно, что это начало конца. Сыграв 5 игр, Жинола закончил карьеру.

Нападение.

Марк Хьюз. Спарки пришёл в клуб в 37 с явным намереньем стать спустя некоторое время главным тренером "ирисок". Он уже в то время возглавлял сборную Уэльса и рассчитывал, что "Эвертон" времён безвременья станет для него отличной стартовой площадкой на тренерском поприще. За календарный год Хьюз сыграл 18 матчей, забил единожды, получил 11 жёлтых карточек, понял что тут ждать придётся долго и ушёл в Блэкбёрн, где всё случилось как Спарки и хотел.

Кстати, спустя некоторое время, сквозь сито молодёжных команд пытался пробиться воспитанник местной академии полный тёзка валлийца Марк Хьюз, но и у него не задалось. Видимо, не судьба. Равно как не принял "Гудисон" однофамильцев скаузеров -Пола Джеррарда и Гийома Плесисса.

Слава богу, с приходом Мойеса времена покупок клоунов и громких имён закончились. Это не значит, что я не люблю скандалистов или людей, любящих выделиться, но при Дэвиде подобные люди бились и бьются за честь команды до конца.

Продолжение следует.