6 мин.

Якин: «Хочу, чтобы «Спартак» играл в смелый футбол»

О новой тактике «Спартака», перспективах Артёма Дзюбы в сборной России и лимите на легионеров – в эксклюзивном интервью с Муратом Якином.

С переездом Мурата Якина в Москву о нём в основном говорят как об исключительно дисциплинированном, требовательном и даже жёстком тренере. Когда 39-летний наставник находится на полё, всё это действительно бросается в глаза. Однако как только Якин меняет бутсы на кроссовки и накидывает поверх спортивного костюма тёплую ветровку, грозный тренер сразу перевоплощается в спокойного, по-европейски рассудительного и невероятно интересного собеседника, для которого ничего не стоит подойти после игры к журналисту из Москвы, самому протянуть руку и, улыбнувшись, сказать: «Привет, я Мурат Якин. Как настроение?»

О просьбе в небольшом интервью швейцарец не отказывает, а, наоборот, тут же называет время для встречи. В середине разговора Мурат с улыбкой достаёт свой телефон и хвастается сделанными на Кузнецком мосту снимками, а после беседы непременно спросит: «Я достаточно подробно ответил на ваши вопросы?»

Мурат, вы работаете в «Спартаке» всего месяц с небольшим, а до старта чемпионата России остаётся ровно три недели. Довольны ли итогами сборов и успели ли подготовить команду к новому сезону?

— В первую очередь для меня важно, что мы с командой сумели сделать то, что изначально запланировали. За время сборов мы познакомились с футболистами и в целом поняли, в каком направлении необходимо двигаться. Что касается подготовки, то основной упор был сделан на функциональное состояние игроков. Мы провели достаточное количество контрольных матчей. Правда, результат в них, к сожалению, пока оказался не таким, каким бы мы его хотели видеть.

— Мне всегда казалось, что на результаты контрольных встреч вообще лучше не обращать внимания – в таких играх ведь преследуются более локальные цели, разве нет?

— Понимаете, футболисты, что вполне естественно, всегда хотят побеждать. Но вы правы – в настоящий момент результат не является нашим приоритетом. Во время товарищеских игр мы постоянно тасовали состав, пытаясь отыскать необходимые сочетания и проверить некоторые комбинации. Да, пока у нас не получается победить, но чувствую, что команда настроена нужным образом. Она хочет выигрывать! Впрочем, у нас ещё осталась игра против «Грассхопперс», после чего мы вернёмся в Москву с полным багажом информации, который позволит усиленно работать над психологическим и тактическим состоянием команды.

— Тогда давайте перейдём к тактике. Одна из новых схем «Спартака», которую вы нередко использовали в контрольных матчах, – с тремя центральными защитниками. Почему выбрали именно её, ведь ваш «Базель» в основном играл по более привычному варианту – с 4 игроками обороны в линию?

— Это не совсем так. В «Базеле» использовались гибкие схемы, в том числе с тремя защитниками. Гибкость – это то, что мне всегда хочется прививать своим командам. И «Спартак» — не исключение. Например, в последнем матче мы сыграли с четырьмя защитниками. Словом, сейчас мы ищем наиболее подходящий вариант. Но опять же, всегда нужно отталкиваться от ситуации, поэтому мы и работаем над тем, чтобы добиться оптимального сочетания и отыскать необходимую широту своих возможностей. Полагаю, к более-менее окончательному варианту мы сможем прийти только во время официальных матчей.

— В прошлом сезоне «Спартак» уже провёл пару игр с 3 центральными защитниками, но эта схема не прижилась. Вы изучали этот опыт или начинали всё строить с чистого листа?

— Именно эти игры не смотрел, но изучал матчи, в которых команда играла в четыре защитника. Не думаю, что сейчас нам нужно углубляться во все детали, потому что в первую очередь хочу, чтобы «Спартак» играл в смелый и атакующий футбол! Безусловно, нам желательно сыграть на ноль в обороне, но для того чтобы побеждать, необходимо искать счастье в атаке и забивать голы. Так что мы будем стараться доминировать на поле. К тому же не забывайте – в любой вариации оборонительной игры многое зависит от футболистов, которые имеются в распоряжении тренера.

— Определённые вопросы вызывает и вратарская позиция. В команде есть три голкипера, которые были задействованы в прошлом сезоне. Вы уже решили, кого из них сделаете основным?

— Этот вопрос всё ещё актуален. Скажу так: в воротах будет играть тот, кто лучше подойдёт команде. Пока все три вратаря соревнуются между собой, и у меня нет точно сформировавшегося мнения по поводу основного голкипера. Но мне нравится, что на этой позиции есть конкуренция, несмотря на разный возраст футболистов.

— На первой открытой тренировке вы сказали, что будете следить за Дмитрием Комбаровым и Глушаковым на чемпионате мира. Неудачное выступление сборной России позволило это сделать в необходимом для вас объёме?

— К большому сожалению, для России турнир сложился не совсем удачно. Точнее – совсем неудачно. Ну а с Глушаковым и Комбаровым я с нетерпением жду встречи. Пока мы дали им возможность немного отдохнуть, но вскоре встретимся на нашей базе в Москве и посмотрим на них. Уверен, эти игроки принесут большую пользу команде, так как у нас в принципе не так много футболистов, задействованных на международном уровне за свои национальные сборные. Глушаков и Комбаров такой опыт уже получили. Словом, действительно жду того момента, когда смогу посмотреть на них не только по телевизору, но и вживую.

— У вас в команде есть ещё один футболист, который мог бы играть за сборную, но почему-то не получает вызова от Фабио Капелло. Речь об Артёме Дзюбе. Вы понимаете, почему он не поехал в Бразилию?

— Не хочу делать какие-то упрёки в сторону Капелло, но если посмотреть на статистику Дзюбы, то всё это наводит на определённые мысли. Когда смотришь, насколько Артём может быть опасен у чужих ворот… Полагаю, если сейчас он соберёт в кулак всю свою энергию и спортивную злость, будет много забивать за «Спартак» и в новом сезоне опять докажет, что он отличный бомбардир, то дон Фабио просто не сможет не использовать его талант и мастерство. По крайней мере, «Спартаку» Дзюба точно должен помочь. В этом я не сомневаюсь.

— На первой пресс-конференции в России вы поддержали идею лимита на легионеров, но в недавнем интервью швейцарской прессе заявили, что когда минимум четыре русских игрока знают о гарантии их места в стартовом составе, это не самое удачное решение. Какой вариант лимита, на ваш взгляд, будет оптимальным?

— Я бы хотел сразу уточнить, что совсем не имел в виду то, что из-за лимита русские футболисты работают на тренировках спустя рукава. Вовсе нет – они вкалывают, как и все! Скорее всего, у вас просто не совсем верно перевели мои слова с немецкого. Единственное, что хотел сказать, что из-за лимита игроки с российским паспортом теоретически могут держать в голове, что им гарантировано место в составе. Но это абсолютно не говорит о том, что я чем-то недоволен в работе русских игроков в «Спартаке». Что касается всей этой схемы, то, насколько я понимаю, с ней остаётся лишь смириться и жить дальше. А какие ещё варианты?

— Например, отменить лимит вообще или оставить схему с ограниченным числом легионеров в заявке на сезон. Собственно, все эти вопросы сейчас решаются.

— О`кей, если вы так настаиваете и хотите услышать моё мнение по этому вопросу, то я не уверен, что лимит на легионеров способен решить проблему, из-за которой он когда-то был введён. Поймите, каждый должен сам бороться за своё место в составе. Для всех, кто участвует в матче и находится в команде, должны существовать равные условиях для конкуренции.

Источник