Принц Гертруды. Как в 33 года стать открытием Кубка мира
Денис Романцов – о героическом перевоплощении Дирка Кюйта.
Это произошло в хозяйской раздевалке стадиона «Кастелан» в Форталезе. Луи ван Гал еще раз проговорил главные пункты плана на игру, Патрик Клюйверт, зажав подмышкой планшет, ободряюще похлопал, фиксируя конец выступления ван Гала, и тогда слово взял капитан. Робин ван Перси встал в центр комнаты и обратился к Дирку Кюйту.
– Дирк, у меня пара слов от всех парней, – произнес ван Перси без бумажки. – Сегодня ты играешь сотый матч за сборную. Ты всего седьмой человек в истории, кто сыграет за нашу сборную так много. Если кто и заслуживает такого, то именно ты. Мы все учимся у тебя – и я, и Арьен с Уэсли, и пацаны. Я горжусь тобой.
Десять лет назад ван Перси игнорировал рукопожатие тренера ван Марвейка, дрался с фанатами «Аякса», отбирал мяч у партнера по атаке ван Хойдонка, а Дирк Кюйт стал тем, кто вправил Робину мозги. Ровно десять лет назад ван Перси перешел в «Арсенал», а два года назад – пожертвовал 30 тысяч фунтов стерлингов фонду Дирка. С 2006 года благотворительная организация Кюйта построила в Голландии 64 центра, где могут заниматься спортом дети-инвалиды.
А теперь в Форталезе Кюйт улыбнулся и смущенно сощурил глаза. Приобняв Робина, он похлопал его по спине, и команда, клацая шипами, зашагала к ступенькам, ведущим на поле. В Форталезе немилосердная жара, а у Кюйта – самая энергозатратная позиция, крайний атакующий защитник. Уже через десять минут Кюйту пришлось выжимать майку, потом он дважды перехватил мяч в позиции левого защитника, срывая мексиканские атаки, а еще через дюжину минут Проэнса тормознул матч и погнал игроков на водопой.
Матч дневной, так что после перерыва – еще жарче. 38 градусов. Голландия пропустила и продолжать игру, застегнутую на все пуговицы, было глупо. Шею начало сдавливать так, что еще сорок минут – и все. Луи ван Гал произнес только два предложения.
– Переходим на 4-3-3. Как и договаривались: Бруно – левый защитник, Дирк – направо, Хунтелар уже разминается.
Остальное игроки знали и сами – план В был вызубрен давно, команда просто вернулась к схеме, по которой играла в отборе на Кубок мира. Одна деталь – там правого защитника исполнял Янмат, а Кюйт – запасного вингера, но теперь Кюйту, чей опыт игры латералем насчитывал полтора матча, предстояло занять место Янмата в расстановке с четырьмя защитниками – то есть еще внимательнее обороняться и при этом во что бы ни стало стремиться помочь команде забить.
За оставшиеся минуты он отдал семь передач вперед, отобрал мяч у Гуардадо, исполнил пару подач с фланга, выиграл верх сначала у Эрреры у своей штрафной, а потом у высокого Рейса – у чужой (к тому времени, за пять минут до конца Кюйт еще раз сменил позицию – и стал центрфорвардом), а когда Снейдер сравнял – упал на колени в углу вратарской, зажмурился и поднял ладони к небу. Да-да, сотый матч за сборную, но дело не только в этом. 29 июня 2007 года, от рака умер папа Дирка Геррит Кюйт, рыбак из Катвейка, трудившийся большую часть времени в открытом море. Его не стало семь лет назад, день в день.
Еще минут через пять Проэнса конвертировал падение Роббена в пенальти. Роббен понес мяч к точке, но встретил на пути Кюйта:
– Ты устал, бить должен Хунтелар.
Хунтелар пробил, 2:1, а Кюйт снова побежал на место правого защитника – получилось, что примерно три четверти матча он носился по солнечной стороне «Кастелана» и все равно стал самым активным игроком на поле. Кюйт чаще всех, 87 раз, касался мяча, и отдал 59 передач.
– Посмотрите на Кюйта, – призвал после матча Йохан Круифф. – Он начал левым защитником, потом стал играть справа, а когда этого потребовала ситуация, побежал в атаку вместе со всеми. Команда должна быть счастлива, что у нее есть такой игрок, как Кюйт, который может работать по всей ширине поля. С Кюйтом можно поднять тактический рисунок команды на новый уровень.
Нет, все, конечно, помнят, кто сорок лет назад заразил мир тотальным футболом, но кто мог подумать, что символом, ярчайшей иллюстрацией новой голландской тотальности станет самый возрастной игрок команды, 33-летний правый форвард, который завис на отметке в 98 матчей за сборную в октябре прошлого года, ехал в Бразилии резервистом и, вероятно, им бы и остался, если б не сотрясение Мартинса Инди. Самое мощное мое бразильское впечатление после забега Олича по левому флангу в матче открытия – это, конечно, Дирк Кюйт на стадионе «Итакера» против чилийцев. Первый раз я увидел Кюйта еще в майке «Утрехта» весной 2003 года – «НТВ Плюс» тогда показывал в записи редкие матчи чемпионата Голландии. Сначала Кюйт забил победный мяч «Аяксу», играя центрального нападающего, а в матче с «Фейенородом» отдал голевую Игору Глушевичу с места правого вингера. Может я что-то пропустил, но за 11 минувших лет ни в «Фейенорде», ни в «Ливерпуле», ни в «Фенере» я не видел Кюйта на других местах. И вот – Сан-Пауло, 23 июня, ван Гал ставит Кюйта левым защитником – в коридор к Маурисио Исле. Кюйт и там – самый активный, чаще всех владеет мячом, отбирает его в защите и сразу переводит в атаку, а под конец и сам наносит удар по воротам Клаудио Браво.
Немыслимое перевоплощение – только потом мы узнаем, что ван Гал на тренировках пять недель наигрывал Кюйта именно на месте левого защитника. Видели бы вы лицо ван Гала, когда после той победы над Чили журналисты обозвали его футбол оборонительным.
– Вы задали такой умный вопрос, но разрешите и мне спросить: что вы понимаете под атакующим футболом? – свирепел ван Гал.
– Дирк Кюйт, например, играл левого крайнего защитника, – ответил журналист.
– И что? Чилийцы смогли что-то сделать на его фланге? Разве Исле удалось что-то сделать?
Парировать было нечем.
Кирилл Благов провел второй тайм той игры за воротами Браво, фотографируя болельщиков из Голландии. Среди фриков с тюльпанами на голове и в гигантских оранжевых очках скромно держалась жена Дирка Кюйта Гертруда – с дочерью и тремя сыновьями.
Гертруда появилась в жизни Кюйта в очень важный момент. У Дирка умер 21-летний брат, отец уже тогда, в начале нулевых, много времени проводил в больнице, а Гертруда работала там медсестрой. В жизни Кюйта появился новый смысл, новое содержание. Гертруда увлекла Дирка благотворительностью и даже после свадьбы, вплоть до рождения дочери Ноэль, продолжала ухаживать за престарелыми больными. Потеряв отца, Кюйт стал переводить половину зарплаты на помощь людям с раковыми заболеваниями, а затем основал с Гертрудой как раз тот фонд, что помогает детям тяжелой судьбы в Голландии, Бразилии, Непале и Гане.
Через две недели Дирку Кюйту 34 – и в мире не так-то просто найти сейчас футболиста с такой сложной и непостижимо удивительной судьбой.
Но Дирк Кюйт приехал в Бразилию и удивил нас еще раз.
Фото: REUTERS/Ricardo Moraes, Eddie Keogh; Кирилл Благов.
«В три года Халк пытался поднять газовый баллон». Чего мы не знали о форварде «Зенита»
Где живет самый искренний бразильский футбол. Репортаж из фавелы
С 2006 года благотворительная организация Кюйта построила в Голландии 64 центра, где могут заниматься спортом дети-инвалиды. Земля будет крутиться вокруг своей оси пока есть такие люди. Низкий поклон.
Пахари, одним словом.