7 причин, почему Бельгия – самая яркая сборная чемпионата мира
Владислав Воронин рассказывает, как сборная Бельгии создала собственный бренд, а теперь может помочь с решением политических проблем в стране.
Фото: Fotobank/Getty Images/Scott Olson
1. Нынешнее золотое поколение называли поколением Louis Vuitton, но все быстро изменилось
Матч отборочного цикла Евро-2012 против Турции стал, наверное, самым позорным в карьере Эдена Азара. Тогда Бельгии срочно требовалась победа, счет был 1:1 – и вместо Азара, которого уже тогда считали надеждой нации, на поле вдруг выпустили Мертенса. Тут началось все самое страшное. Эден явно не смог заглушить в себе обиду на тренера и устроил резонансную акцию протеста: демонстративно уйдя в раздевалку, он быстро принял душ, переоделся и... уверенно ушел со стадиона. В компании своего агента и отца он отправился в один из ближайших ресторанов, чтобы перекусить – матч вовсю продолжался, а Азар на глазах у шокированных посетителей жевал горячий бургер. Кажется, такой дерзости позавидует даже Марио Балотелли.
Когда об этой истории стало известно в деталях, Азара даже отстранили от сборной на пару матчей. Страшнее, правда, была реакция публики: обновленную сборную Бельгии, которая пролетела мимо ЧМ-2010 и Евро-2012, начали уничижительно называть поколением Louis Vuitton.
Вспоминать об этом сейчас даже как-то смешно, но три года назад все было очень плохо. Не участвуя в крупных турнирах целых десять лет, сборная лишилась мощной поддержки: по данным специального соцопроса бельгийского футбольного союза, в 2011 году уровень доверия к национальной команде упал ниже уровня доверия к местным банкам. Чиновники посчитали это катастрофой и решили полностью поменять лицо сборной, подписав контракт с маркетинговым агентством Boondoggle.
План действий был выбран предельно понятный: сборная обращалась к болельщикам напрямую через социальные сети: просила их прийти на стадион, показывала свои детские фотографии, не стеснялась делиться смешными видео с тренировок. Поднимать из руин репутацию сборной Бельгии сразу принялся Венсан Компани, который помог федерации уговорить остальных звезд участвовать во всех маркетинговых активностях.
Вместе с появлением нормальных каналов связи между игрокам и болельщиками был выбран и полноценный бренд сборной – теперь команду абсолютно везде ассоциируют с Красными Дьяволами, которые грызут соперника и никогда не сдаются. Атрибутика с дьяволами и вилами продается так же успешно, как футболки «Реала» в Азии.
Отношения были налажены уже в 2012-м. Типичный пример обратной связи: за громкую поддержку на самых простых домашних роликах игроки вознаграждали фанатов смешным роликом о том, как они надевают костюмы сумоистов на тренировке.
Были и другие приятные акции: на автобусе сборной разместили 10 тысяч маленьких фотографий болельщиков, которые подписались на страницу команды в фэйсбуке. А на одном из матчей болельщиков на сидениях ожидали 46 тысяч флагов с портретами игроков, нарисованными детьми.
Так сборная Бельгии всего за три года пришла к народной любви. Остается только надеяться, что когда-нибудь так будет работать и РФС.
2. Женский фанатский сектор
Когда Бельгия безмерно влюбилась в свою сборную, работать с аудиторией стало проще и приятнее. Посмотрите, как здорово выглядит сектор, на котором собрались 1100 девушек. Удачный эксперимент с женским сектором провели в 2013 году – разумеется, игроки были только рады отдельно отпраздновать очередную победу с дамами.
3. Азар подарил футболку 79-летней болельщице
К началу чемпионата мира работа сборной Бельгии с болельщиками достигла космических вершин. Например, Эден Азар исполнил мечту 79-летней болельщицы Франсин: он подписал именную футболку, а сотрудники федерации привезли ее из Бразилии в Бельгию. Внизу – невероятно трогательное видео о том, как выглядит счастье настоящего болельщика.
4. Татуировка Тоби Алдервейрелда
Защитник Тоби Алдервейрелд – обладатель самой необычной татуировки в сборной Бельгии: на его правой руке набит Собор Антверпенской Богоматери.
«Я уехал Антверпена в 15 лет, когда меня позвали в «Аякс». Но я очень люблю родной город, поэтому хотел, чтобы его частичка всегда была со мной. Наш собор – повод для гордости, я до сих пор каждый раз поражаюсь его красоте, когда бываю рядом. Для меня это даже больше музей, чем просто собор. Делать такую татуировку было больно, но оно того стоило».
5. Компани – бизнесмен
Венсан Компани – самый серьезный игрок сборной Бельгии: выступления за «Манчестер Сити» он успешно совмещает с учебой в местной бизнес-школе. Это образование нужно Компани даже не в далеком будущем после футбола, а прямо сейчас. Венсану принадлежит треть акций компании Elite Limousine Services, которая предоставляет автомобили высоким гостям Манчестера и сопровождает их в поездках по городу. Также он потихоньку вкладывает деньги в собственный футбольный клуб BX Brussels, в котором планирует обкатывать бельгийскую молодежь.
И даже это еще не все. Компани стал совладельцем продакшн-компании Bonka Circus, которая работает на бельгийском медиа-рынке, а весной этого года открыл собственные спортбары в Брюсселе и Антверпене. Нужно отметить выбор названия, в котором скрывается отличный каламбур – Good Kompany.
6. Гимн сборной от Stromae
Неофициальный гимн сборной Бельгии на ЧМ-2014 написал бельгийский певец Stromae – да-да, тот самый, что сотворил приставучий трек Alors on danse. Оказывается, сами бельгийцы видят в этом даже больше, чем просто успешное сотрудничество сильной сборной со знаменитым музыкантом.
«Сейчас наблюдается второе рождение слова Belgitude – им обозначают новых бельгийцев, которые отходят в сторону от франко-фламандского конфликта. Посмотрите на Stromae и того же Венсана Компани – у обоих африканские корни (у певца корни в Руанде, у Компани – в Конго), оба выросли в Бельгии, привязаны к ней и могут считаться примерами идеальных граждан страны: они открыты миру и свободны от старых предрассудков по поводу внутреннего конфликта в Бельгии», – сказал профессор Лувенского католического университета Барт ван Русель.
В клипе на песню, ставшую гимном сборной Бельгии, снялись многие ключевые игроки.
7. Сборная Бельгии и большая политика
Бельгия выделяется среди остальных участников чемпионата мира еще и тем, что не все ее игроки говорят на одном языке. Давний франко-фламандский конфликт по-прежнему не забыт: кто-то говорит только на французском, кто-то – только на нидерландском. Функции связующего в ключевых вопросах всегда берет на себя Венсан Компани, который знает пять языков и рулит командой в звании капитана.
«Компани – большой патриот. Он объединяет фламандцев и валлонов – уверен, что это серьезное политическое участие в жизни страны», – сказал тренер сборной Марк Вильмотс.
Больше всего за сборную Бельгии всегда болеют политики, которые твердят, что спорт – главное, что может как-то объединить две части страны и заставить их чувствовать одно и то же. Нынешние футбольные успехи особенно важны после кризиса 2010-2011 годов, когда в Бельгии целых 540 дней не могли сформировать правительство из-за политико-лингвистических противоречий между партиями Фландрии и Валлонии.
Конечно, надежды политиков можно было бы считать наивными, но результаты старых соцопросов показывают, что футбол действительно влияет на самоопределение фламандцев и валлонов. Если с 1979 по 1985 годы большинство жителей Фландрии не считало себя бельгийцами, то после выхода сборной в полуфинал ЧМ-1986 число людей, ассоциирующих себя с Бельгией, увеличилось там на 15 процентов.
Помогут ли бельгийские футболисты политикам на этот раз?
Почему Бельгия – самая приветливая сборная планеты
«Витцель – главнокомандующий этой сборной». Какая Бельгия приехала на ЧМ-2014
1. Азар
2. Компани
3.Де Брюйне
4.Куртуа
5.Прическа Фелайни
6.Прическа Витселя
7.Все остальные.
Вопрос в том, будет ли она такая яркая когда встретится с соперником с сопоставимым классом.
6 секретов успешного заголовка на спортсру:
1. любое число
2. "причин, почему"
3. кто-то/что-то
4. прилагательное
5. кто-то/что-то
6. где/когда
график "влияние количества пиратов на глобальное потепление" показывает, что с сокращением количества пиратов глобальная температура повышается