Забытый пионер «Селтика»
Выходец с Ямайки Джил Херон провёл слишком мало времени в «Селтике», чтобы его игровые качества по можно было оценить по достоинству, да и сезон тот был ужасным для всей команды. Но я абсолютно уверен, что его история достойна подробного упоминания.
Ещё до того, как оказаться в «Селтике», Джилберт Херон стал футбольным пионером своего времени. Всё началось по другую сторону Атлантического Океана, в Америке. Там он стал первым чёрным профессиональном игроком в соккер в 1946 году, играя за Детройт. Но платили ему лишь четверть того, что получали белые футболисты. Мечтой Джила была игра на более высоком уровне, а именно в Европе, так что подобная несправедливость не могла помешать его впечатляющей игре. После успеха в Детройте, на следующий год форвард перебрался в Чикаго, где продолжил забивать в клубе «Спарта». В Чикаго он встретил девушку и женился. Девушку звали Бобби Скотт. Не пугайтесь, Джил ничего не перепутал, ведь потом у них, 1 апреля 1949 года, родился сын, о котором тоже следует упомянуть, но обо всём по порядку.
На поле Джилу приходилось нелегко. Он был самым опасным игроком в команде, и соперники намеренно пытались его сломать. Его хорошая игра почти не освещалась в прессе. Джил не терял надежды поиграть в лучшей обстановке. Тем временем, летом 1951 года у «Селтика» был тур по Америке. Шотландцы связались с форвардом и дали ему билет на корабль , который отправлялся из Монреаля 24 июля и плыл до Саутгемптона. Джил принял решение играть в «Селтике», но в связи с этим брак с Бобби вскоре распался.
Но таким уж человеком был Джил, что футбол был для него важнее семьи. Он подписал с «Селтиком» годичный контракт и стал первым игроком клуба африканского происхождения. Но не первым иностранцем. До него были босоногий индус Мохаммед Салим в 1936 и итальянский вратарь Роландо Уголини в 40-х, который, кстати, сыграл за команду лишь четыре поединка, но стал значимой фигурой в «Миддлсбро», где провёл три сотни с лишним игр. Больше того, в шотландском футболе первый чёрный футболист появился за 70 лет до Джила Херона. Эндрю Уотсон был капитаном «Куинз Парк» в 80-х годах позапрошлого века и даже был капитаном шотландской сборной в матче с англичанами в 1881, где его команда победила.
Но вернёмся к Джилу. Его дебют в команде состоялся 18 августа на «Селтик Парке» в матче Кубка Лиги против «Мортона». «Селтик» победил 2:0, а Херон забил второй гол ударом с 20 ярдов на 35-ой минуте. Вот теперь газеты заговорили более громогласно. The Chicago Tribune вышел с заголовком: «Негр из Детройта забил гол в Глазго». The New York Times: «Игрок из штатов помог «Селтику» победить «Мортон» в Глазго, 2-0». Канадская газета дала ему прозвище «Чёрный Флэш» за его скорость. Наиболее продаваемая в Нью-Йорке «чёрная» газета Amsterdam News также писала об этом событии: «Ещё одно достижение спортивной демократии свершилось прошлой субботой, когда негр впервые стал участником шотландской команды в соккер… Херон не только первый негр в шотландском соккере, но и первый американец. Это делает его достижение вдвойне примечательным»
Его популярность росла и он дал интервью шотландскому изданию The Daily Record. Он говорил, что, если у него не получится в Глазго, то вернётся в Детройт работать на автозаводе за 60 долларов в неделю. Его ранние наблюдения о шотландской жизни удивляли читателей. Самого же Джила удивляло, что Глазго становится как будто мёртвым уже в 9 вечера, хотя в Детройте в 9 вечера ночная жизнь только начинается. По его мнению, в Глазго девушки самые красивые, но «одеваются они так, что это могло бы понравиться только их бабушкам и никому больше».
Джил быстро нашёл друзей в команде, особенно ему помог освоиться в городе ирландец Шон Фэллон. После голевого дебюта с «Мортоном» Херон сыграл в матче резервных составов против «Хайберниана» и неделю спустя вернулся в основу на гостевой матч с «Терд Ланарк». Поле стадиона «Кэткин Парк» было залито дождём и ямайцу не удалось воспользоваться превосходством в скорости. В следующем, уже домашнем, матче против «Эйрдри» Джил снова был в старте. «Селтик» вышел вперёд в начале матча благодаря голу Джимми Уолша и мог упрочить преимущество, но Джил дважды не реализовал два хороших момента, но третий раз уже был точен на 37-ой минуте с передачи Джо Бэйлли ударом с 25 ярдов. Во втором тайме голов больше не было, но у Джила был ещё один шанс забить, но на этот раз вратарь гостей Фрэйзер выручил. К слову, на тот момент форвард «Селтика» забил уже второму вратарю шотландской сборной. До этого был Джимми Коуэн из «Мортона».
Джил потерял место в основе после гостевой игры с тем же «Мортоном» 1 сентября. «Селтик» проиграл 2-0, и ни один из нападающих не смог чем-либо помочь. Тем, кто не попадал в стартовый состав, приходилось довольствоваться играми за резерв. Именно эта учесть постигла нашего героя. Продолжалось это ровно три месяца, и 1 декабря он вернулся в основу на матч с «Партик Тисл». «Кельты» выиграли 2-1, но Джил не забил. Конкуренция в нападении была высока, он упустил возможность закрепиться в составе, и это означало очередное возвращение в резерв. На самом деле, неудачи Херона меркли на фоне неудач всей команды. «Селтик» весь сезон шёл в середине таблицы.
После нового года всё стало ещё хуже. «Селтик» опустился на 13 место из 16, а вылетали 2 команды. Джил продолжал играть за резерв, где в 15 матчах забил 15 голов. Но все, и он сам, ожидали большего. В феврале он получил приглашение от ямайской футбольной ассоциации сыграть в серии матчей против сборной остальных Карибских остров. В 3 матчах Херон забил четырежды и, тем самым, подсластил себе пилюлю не слишком удачного сезона. Но, вернувшись в Глазго, ему снова пришлось прозябать в резерве.
Пожалуй, одной из основных причин неудачи ямайца стал его буйный характер. Ещё в Америке он отвечал на грубость грубостью. 2 января 1952 в матче резервов против «Стирлинг Альбион» он пустил в ход кулаки и был удалён. Последовала недельная дисквалификация плюс лишение зарплаты за неделю. Председатель правления «Селтика», Боб Келли, во главе угла ставил всеобщую дисциплину, и подобных выходок терпеть не мог. Он со спокойной душой избавлялся от игроков, которые вели себя неподобающе. По всей видимости, Боб Келли изрядно поспособствовал тому, чтобы Джил не появлялся в основе. Его можно понять, если бы форвард снова полез драться, уже на глазах большой публики, то это бы сильно повредило репутации клуба.
«Селтик» закончил сезон 1951/52 на 9 месте, а Джилу сказали, что контракт продлён не будет. Но ему нравилось жить в Шотландии и не хотелось возвращаться в Штаты. Кроме того, он полюбил местную женщину, 23-летнюю Маргарет Фрайз.
Оставшись без клуба, он недолгое время играл в крикет за клуб из южного Глазго. Там, кроме него, было ещё немало выходцев с Карибских островов. К началу нового футбольного сезона он нашёл себе команду, присоединился к «Тёрд Ланарк» и в первом же матче оформил дубль. Следующее лето снова провёл за игрой в крикет в городке Пэйсли. А осенью снова вернулся в футбол. Он стал игроком английского «Киддерминстера» из нон-лиги. К сожалению, получалось примерно то же, что и в «Селтике». Хорошо начав, Джил закончил сезон в резерве. К тому же, весной 1954 команду постигли финансовые проблемы и пришлось оставить в составе только любителей. Джил и ещё целая группа игроков покинули команду. Британские приключения закончились, и в июле «Чёрный Флэш» вернулся в Детройт, штат Мичиган. На следующий год Маргарет Фрэйз перебралась к нему, и они поженились. Более чем в половине штатов межрасовые браки были запрещены, но не в Мичигане. Джил вернулся работать на автозавод, а также продолжил заниматься своим хобби – фотографией. Но и футбол не бросил. Ещё много лет он работал судьёй в матчах любительских команд Детройта.
Его сыном от первого брака был поистине легендарный джазз, фанк исполнитель Джил Скотт-Херон, оказавший огромное влияние на последующие поколения «чёрной» музыки. Он стал основоположником речитатива под музыку. Проще говоря, если бы не он, стиль рэп не появился бы. Он, конечно, не один из основоположников, но один из главных. Джил-младший поднимал в своих песнях прежде всего социально-политические темы и в отличие от большинства своих последователей в рэпе (не всех, есть исключения, но большинства) не сочинял глупостей. Два года назад я познакомился с его творчеством, и совсем недавно узнал, что его отец был игроком «Селтика». Предлагаю ознакомиться с его самым известным альбомом. Приятная музыка, потрясающий голос. Что ещё нужно?
К сожалению, алкоголь и наркотики надолго приостановили его творческий путь, за хранение наркотиков он сидел в тюрьме, но в 2010 году напомнил о себе, выпустив новый альбом, который приняли хорошо. Но вредные привычки сильно подкосили его здоровье и через год его не стало (1949-2011). Он пережил отца лишь на три года(1922-2008)
Музычку настоятельно рекомендую включить перед прочтением статьи - так атмосфернее. =)
Будь футбол в США популярнее, можно было и фильм снять. Что-то вроде этих:
http://www.kinopoisk.ru/film/102260/
http://www.kinopoisk.ru/film/197219/
Великолепная история про сильного человека.
Спасибо огромное.
https://www.youtube.com/watch?v=OET8SVAGELA
По ссылке - атмосферная песня Джилла-Скотта Хирона, абсолютно самобытный кавер на гениального Роберта Джонсона