Великая ересь. Как Голландия взрывает нам мозг
Сложнее игры на этом турнире у Голландии не будет. По крайней мере, до финала. Собственно, путь до финала теперь открыт. Скорее, можно представить, как Коста-Рика мотает нервы этой Голландии, чем Аргентина. Совсем не уверен, что Аргентина доберется до Голландии. Но, если бы я был Луи Ван Галом, я непременно воскликнул: «Подайте нам живой эту Аргентину! Не трогайте ее. Она – наша. Мы разделаем ее подробно, по косточке. Зажарим на медленном огне и, смеясь, съедим, запивая шампанским».
Луи Ван Галу 62 года. Я всегда отдавал должное ему как тренеру. Но почему-то не мог им по-настоящему восхищаться. Может, потому, что этот человек не умеет внушать симпатию. Но теперь у меня с Ван Галом все по-другому. Вот каким бы непушистым он там ни был для родных и сослуживцев, я мечтаю в 62 года быть таким, как Ван Гал. Свободным, дерзким, творящим. И вам того же от всей души желаю.
Чемпионат мира по футболу – это помимо прочего грандиозный фестиваль глупости. Умнее всех те, что напяливают парик, раскрашивают физиономию, показывают язык в телекамеру или плачут. В тысячи раз глупее – весь этот высокопарный вербальный вздор. Все эти охи, ахи, факи, замаскированные под здравое рассуждение. Всем сносит башку. И мне, разумеется, тоже. И совершенно невозможно всего этого избежать. Не впасть в эту ментальную разнузданность.
Больше всего во время чемпионатов мира произносится слов о судьбах наций. А вот вам простое доказательство, чего стоят все эти залихватские обобщения. Вот Луи Ван Гал и, прошу прощения, Дик Адвокат. Они ведь как бы оба голландцы. В футбольной терминологии даже не понять, кто из них больше голландец. Ван Гал знаменитее, конечно. Но Адвоката называют любимым учеником Ринуса Михелса – человека, который придумал Голландию в футболе. И даже в некотором смысле заново изобрел эту игру.
И вот представьте себе ситуацию: Дик Адвокат уже подписал контракт с «Манчестер Юнайтед» (хотя для правдоподобия лучше сказать – с московским «Динамо») и везет на чемпионат мира сборную Голландию (хотя точнее было бы сказать – Бахрейн).
Что он делает? Выбирает лучших. Тех, что в клубах пожирнее играют. И заполняет ими каноническую матрицу 4-3-3, как Михелс наказал. Ну а дальше – как Бог вывезет. Какие здесь могут быть вопросы к человеку? Поколение голландское нынче совсем так себе – в «Барселоне» ни одного голландца. Долг выполнен. Удачи тебе, Дик, в «Динамо».
Я грешным делом думал, что примерно также честно отсидит на лавке в Бразилии и Ван Гал. Что тут в самом деле пыжится с этим как его Мартинсом-indie и Блиндом-daily? Впереди большое, по-настоящему захватывающее будущее в «МЮ».
Так у всех простых смертных устроено. Если что-то большое в будущем намечается – побыстрее и попроще с настоящим проститься. Не таков Ван Гал. Он использует чемпионат мира как площадку для большого теоретического диспута.
Мы невнимательны к Голландии. Нас все смущает ее масштаб. Самих голландцев он смущает. Свой чемпионат они называют Микки-Маус лигой. Хотя мы хорошо знаем, что над этой плоской страной во все времена возвышаются гиганты. В футболе уж точно. А гигантам всегда непросто дается сосуществование. Тем более, на таком пятачке.
И вот в этой стране живут Ван Гал и Кройф. Это примерно, как Эразм Роттердамский и Босх в одном времени.
Не очень они выносят друг друга. Особенно Ван Галу противно менторство Кройфа. Эти интонации первосвященника. Тоже мне Папа Голландский. И еще Ван Гала бесит то, что футбол, проповедуемый Кройфом, называют голландским футболом. Хотя это на самом деле каталонская тики-така.
Вопреки всем прогнозам Ван Гал не едет в Бразилию налегке – кроксы, бермуды, пара плавок, крем от солнца, что еще надо. Он везет с собой целый скарб склянок, порошков и растворов, попахивающих алхимией. У Голландии большие исторические традиции в этом деле.
Разобраться раз и навсегда с царственным брюзгой Кройфом – хорошо, но это полдела. Ван Гал в Бразилии переписывает весь голландский тестамент. Начиная с формулы 4-3-3, этого символа веры. Если бы могли допустить, что у этого человека веселый нрав, это следовало бы признать хорошей шуткой – Ван Гал расставляет здесь Голландию в порядке 3-4-3 или 5-2-3. Концептуально это близко к современному итальянскому поветрию 3-5-2, которое хочется назвать ветрянкой.
Я давно хотел вывести на чистую воду этот способ игры. В клубном футболе в нем убедителен только «Ювентус». Еще у «Наполи» недурно получалось при Мадзари. Во всем остальном 3-5-2 – это боевой раскрас посредственностей и перестраховщиков всех мастей. Для Коста-Рики – самое то.
Представляете, какими глазами смотрят все голландские мудрецы на свою сборную, как бы накинувшей на себя эту серую мантию? Что они переживали, когда увидели в конце первого тайма с Чили цифры соотношения владения мячом – 75 на 25 в пользу Чили.
Дальше – частности. Ван Гал берет базовые составляющие вчерашней голландской игры, но радикально их переосмысляет. Это у Ван Марвейка Снейдер с Ван Дер Вартом возили мяч. Ван Гал определяет Снейдера как нападающего (поэтому мне кажется неточной оцифровка Голландии-2014 как 3-4-1-2). При начале голландской атаки Снейдер часто располагается выше Ван Перси или Роббена. Для Ван Гала сегодняшний Снейдер – это человек последнего паса и даже больше – нападающий второго темпа. Ответный гол Голландии Мексике – отличная иллюстрация перевоплощения Снейдера.
Ван Гал находит место на поле Дирку Кюйту. Он понимает, что Кюйт никогда уже не будет играть так, как в «Ливерпуле», ему больше не скакать крайним в упряжке из трех нападающих. Ван Гал отрицает опыт Кюйта. Он считает, что с годами этот игрок не утратил только один свой навык – без устали носиться, и ставит Кюйта охранять левый коридор.
В первых двух матчах там надзирал Дэйли Блинд. И этот Блинд, конечно, самое удивительное, что есть в этой Голландии. Сын образцового центрального защитника эпохи Гуллита, Райкарда и Ван Бастена, Блинд-младший казалось в футболе держится только благодаря кумовству, авторитету и незабытой аяксовской славе папы. Медленный, неспортивный, как Вакх с полотна Йорданса, без удара и длинного паса. Он даже физиономически кажется на поле недоразумением. Что-то знакомое лицо. Где-то я его видел. То ли он на басу играл в Offspring, то ли в Гоа – среди серферов, то ли в московском ночном клубе – в толпе интеллигентных молодых бездельников. Футболист? Да ну, врете!
Дэйли Блинд – гуманитарный эксперимент. А что, если запустить в футбол человека с лицом представителя креативного класса? Голландия без ума от этого эксперимента. Особенно интеллигентные девушки. По итогам сезона Блинд вдруг попал в символическую сборную Микки-Маус лиги. Причем на позиции опорника, куда его выдвинули первый раз в жизни. Ничего всерьез не умеет в футболе Дэйли Блинд. Только бежать в нужное место, в нужное время и принимать простые, неконфликтные решения. Метроном, сканер. Подпольный Хави, спрятанный Ван Галом на фланг и все-таки не очень приспособленный играть в центре поля, как показал матч с Мексикой.
Мне жаль, что я потратил столько времени и слов этим летом на пустую, бесплодную Италию. Лучше бы я служил рецензентом Голландии-2014. Каждый матч – как теоретический порыв. Открытие, тянущее на Нобелевку. Вот идеальная итальянская команда. Италия, которой Италия, пожалуй, никогда и не была.
Сто лет не смотрел хоккей. А последнее мое воспоминание об НХЛ – это команда «Ванкувер Кэнакс» с Буре. Арьен Роббен – это подлинный Буре лучших времен. Человек-буллит. Bullet. Пуля. Но при этом Роббен не описывает один красоту голландской игры. Контратака как произведение искусства. Монолит из семи игроков и джаз-трио – Роббен, Снейдер, Ван Перси. Абсолютная свобода внутри кристаллической решетки.
Если бы Ван Гал провалился со своей лабораторией, его съели бы живьем. Его сравнивали бы с Голландией Ван Марвейка на Евро-2012. Как давеча один болван-рецензент из Gazzetta dello Sport, совершенно, должно быть, одуревший от бразильской жары. Поразительно, как две вещи, похожие по форме, могут означать противоположное по сути.
Мексика была самым страшным, с чем могла столкнуться Голландия на этом чемпионате мира. Даже с Германией понятно, в общем, как она будет играть. Я терялся в тревожных догадках, что предпримет Ван Гал против Мексики – абсолютно лучшей с точки зрения физической готовности команды Кубка мира-2014. Заведомо лучшей.
Это ведь канонический метод подготовки для атлетических дисциплин. Подняться в горы, преодолеть, победить разряженный воздух, а потом с гор – на крыльях. Мексика, большая часть игроков которой не просто тренируется, а рождается и живет в среднегорье – это не футбол даже, а какой-то бокс в легком весе. Что ни делай против этого мексиканца, он все равно будет тебя свежее. Ошеломить его стартовым натиском? Но он с готовностью вяжется в клинч (см. Бразилия-Мексика), ныряет, ускользает. Ну и не дай Бог раскрыться – нокаут (см. Мексика-Хорватия).
Прятаться в штрафной тоже нельзя. Половина мексиканского состава обучена бить с дистанции. 70 процентов ударов Мексики в Бразилии были нанесены из-за пределов штрафной. Матч с Хорватией не в счет, потому что там было полно возможностей бить соперника вблизи, наверняка.
Ван Гал разработал план, скорее, не тактического, а психологического свойства. Нужно было лишить Мексику ее допинга, вселяющего в нее необыкновенную силу – ощущения своего физического превосходства в последней трети матча. Отсюда эта тягомотина первого тайма. Ни то, ни се. Голландия сберегала силы и энергию, чтобы в решающий момент, ближе к середине второго тайма показать Мексике, что именно в этот момент она готова финишировать в том же темпе. В сущности, этот план гениально сработал. Просто в нем не был предусмотрен гол Дос Сантоса – совсем немексиканский.
Так финишируют великие стайеры. На флажке, в режиме форс-мажора. Мексика была совершенно ошеломлена тем, что у соперника осталось так много сил. Она просто не оказывалась на этом турнире в такой ситуации, включая матч с Бразилией. Ну а в футбол Голландия всегда играла лучше, много лучше.
Список чемпионов мира – великая закономерность. Мало что еще на этом свете так убеждает в том, что этот мир по большому счету устроен справедливо и разумно. Два чемпионских титула Уругвая были закономерностью древности футбола. Но никакой Суарес или судья Морено Родригес не сможет принести титул Уругваю в новом времени. Никак.
В этой главной скрижали есть только одно упущение. Но оно вопиющее. Там нет Голландии. Победа Ван Марвейка в 2010-м была бы сквернейшей издевкой над Голландией, ее местом, значением и судьбой в истории футбола и мира. Поэтому она не свершилась. А вот теперь самое время исправить этот изъян.
62-летний мужчина Луи Ван Гал доказывает нам, что Голландия – это не какие-то там 4-3-3. Это земля фантазии и свободомыслия.
PS. Эта рецензия загодя обдумывалась при живом участии тайной суперзвезды sports.ru, пользователя Мучитель, ведущего метафизический блог под демонстративно незаметной вывеской – АФК Аякс.
Укус войны. Почему самые важные матчи на чемпионате мира должны судить только европейцы
Фото: Fotobank/Getty Images/Alex Livesey – FIFA, Dean Mouhtaropoulos
Надо же - самокритика от Порошина.
__________________________________________
Не знаю я того болвана, а вот одного местного болвана со спортс.ру по фамилии Порошин знаю!
Ван Гаал играет так, каким составом он располагает, был бы Строотман, были бы стандартные 4-3-3.