«Иди и наслаждайся!»
Лео Беенхакер никогда не слышал поговорки, что в одну реку не входят дважды. Он успел к 60 годам порядочно поколесить по миру, дважды успев возглавить мадридский «Реал», дважды поработать в «Фейеноорде» и «Аяксе», но на старости лет решил заскочить во второй раз в легендарную «Америку» из Мехико. Очевидно, что Беенхакер не планировал задерживаться здесь надолго, и травма основного вратаря – Адольфа Риоса, конечно, добавляла его головной боли. Сумасшедшая мексиканская пресса чуть ли не ежедневно доставала его с вопросами о замене голкипера, на что голландец лишь цедил сквозь зубы: «Мы не будем играть без вратаря».
Вряд ли в тот момент 17-летний Гильермо Очоа – долговязый, по-мексиканским меркам, парень подозревал о том, что его ждет в ближайшие недели. Беенхакер, успев оценить талант Очоа, понимая, какая на его плечи рухнет ответственность лишь спросил у молодого голкипера, какая у того мечта? «Конечно, играть за «Америку!» - ответил Гильермо. Беенхакер понимал, что на молодого парня и так будут довлеть десятки обстоятельств – от безумной торсиды до собственного возраста - поэтому просто попытался успокоить его: «Ну так иди и наслаждайся!».
Для всех болельщиков, кто регулярно играл на компьютере в FIFA 11, после 1-2 сезонов карьеры был очевиден шаг усиления вратарской позиции своей команды за умеренные средства. Надо было лишь приобрести у «Америки» Гильерме Очоа, которые к 3-4 сезону стабильно дорастал до скиллза, суммарно превышающего 85 баллов. В версиях для Мексики и США в 2008 и 2009 году Очоа был на обложках самого популярного симулятора в мире. Неплохое достижение для игры, цель которой все-таки забивать голы.
Но в реальности время шло, а потенциально один из сильнейших вратарей мира, так и не появлялся в Европе. Компьютерная игра намекала, что Очоа пора бы заблистать в командах уровня «Арсенала», но мексиканец не приезжал даже в средние европейские коллективы.
А ведь у 2007 году Очоа успел дорасти до статуса полноценной звезды местного чемпионата. К подвигам в составе «Америки» - место, в составе которой, Очоа завоевал все-таки благодаря своему труду, а не единичному шансу от голландца - оставалось лишь дополнить удачной игрой за сборную, и тут подоспела Копа Америка, куда Мексика отправилась в качестве приглашенного гостя. Первый матч против традиционного фаворита – бразильцев, и Очоа сохраняет свои ворота в неприкосновенности. Спустя 7 лет весь мир сравнит его со стеной, но тогда о вратаре, остановившем тандем Робинью и Вагнера Лава, говорили только в Мексике, превратив 21 летнего парня в суперзвезду! Вагнер ту встречу резюмировал до боли знакомым словами: "Мы не оправдали возлагавшихся на нас ожиданий, попадали в перекладину, в защитника на линии - только не в ворота.»
Мексика заняла на том турнире 3 место, а карьера Очоа продолжала набирать оборот: первый мексиканец, попавший в претенденты на «Золотой мяч», приглашение в Сборную мира. Казалось, Чемпионат Мира в Южной Африке должен вывести его на новую высоту. Но главный тренер сборной Хавьер Агирре сделал ставку на более опытного Оскара Переса. Такое решение вполне можно было расценить, как предательство.
« Тогда я сыграл все матчи отборочного турнира, и когда мы прибыли в Южную Африку я был уверен, что буду первым номером. Но когда я оказался на скамейке, я не требовал объяснений, даже сегодня я не знаю причин того решения. Но могу сказать точно, оно оставило на мне след!».
Спустя 4 года после игры Очоа, особенно против Бразилии, болельщики Эль Три до сих пор не могут понять того решения Агирре, высказывания типа: «Что ты теперь скажешь Агирре? Ты до сих пор думаешь, что этот вратарь не потянет?» или «На месте Агирре я бы сгорел со стыда в связи с решением оставить тогда Очоа на скамейке запасных» переполняют мексиканский твиттер. Сейчас Хавьер Агирре работает экспертом на мексиканском ТВ и его похвала Очоа после игры с Бразилией выглядела достаточно цинично, учитывая, что его решение стало ударом для голкипера.
Чтобы заявить о себе миру приходилось ждать следующего шанса.
Золотой Кубок КОНКАКАФ – явно не тот турнир, за которым пристально следят европейские фанаты. В 2011 году его очередной розыгрыш начался с синхронных побед лидеров группы А – Коста-Рика и Мексика спокойно закатили по 5 мячей в ворота Кубы и Сальвадора. На следующий день в турнире должны были стартовать Гренада, Гондурас, Гватемала и Ямайка, и, казалось, ничто не должно было предвещать повышения интереса к турниру на ранней стадии. Но тут в составе сборной Мексики прогремел взрыв – 5 игроков попались на употреблении допинга, в их крови был найден кленбутерол, препарат, который позволяет не только сгонять жир и повышать силу, но и лечить астму. В числе этой пятерки оказался и Очоа, у которого на руках был практически подписанный контракт с ПСЖ, который начал активно усилять состав.
Спустя два месяца Очоа смог обелить свое имя, но парижский экспресс уже ушел, набрав обороты. Парижане переключили свое внимание на Сальваторе Сиригу. Вместо того, чтобы начать свой путь в Европе с корабля, который сразу намеревается отправиться в большое плавание, Очоа вынужден был попасть чуть ли не на галеры.
«Мы могли получить дисквалификацию длиною в 1 или 2 сезона. 2 месяца мы работали над тем, чтобы с нас сняли все обвинения. Но за это время все контакты, которые у клубов были со мной, прекратились, переговоры остановились. Я понимал реакцию клубов. Единственная команда, которая не бросила меня в этот момент – «Аяччо».»
Ни для кого ни секрет, что мексиканская лига чем-то до боли напоминает Российскую Премьер-Лигу. Раздутые амбиции, клубы, поддерживаемые крупными государственными компаниями ,а порой и лидерами местных криминальных группировок, зарплаты, которые позволяют игрокам не думать о переезде через Атлантический океан. Но Очоа сделал ставку на свою мечту и стал первым мексиканским голкипером, который перебрался в Европу. Иди и наслаждайся!
«Да, я не получаю столько сколько зарабатывал в Мексике, но это не мешает мне чувствовать себя счастливым!» - признался Очоа после перехода в «Аяччо».
Его переход в «Аяччо» состоялся при помощи мексиканской ТВ-компании «Телевиза», которая приобрела права на показ Лиги 1 в Мексике, попутно взяв на себя обязательство, выплатить часть зарплаты голкипера. Очоа потерял в заработке, но реализовал желание прогрессировать. Проведя в составе «Америке» практически целое десятилетие Очоа фактически остался безызвестным широкому кругу болельщиков, но он не забывал о примере своего кумира – Петера Шмейхеля.
«Шмейхель был моим кумиром с детства, он мог остановить все, что попадалось на его пути. Самое смешное, хотя, я, наверное, стал игроком совершенно не похожим на него».
Быть может, стиль игры датчанина и мексиканца отличаются друг от друга, но в одном они похожи – Очоа также может остановить практически все, что летит в ворота, когда он находится на их линии. За 3 года в «Аяччо» он сделали 400 спасений, чаще всего в составе корсиканцев становясь «игроком матча». В сезоне, когда корсиканцы не смогли удержаться в Лиге 1, он был безоговорочно признан лучшим.
«Попав в Европу, я никогда не забывал, что я – первый мексиканский вратарь на Старом континенте, я чувствовал себя как посол своей страны!»- признался Очоа после одного из сезонов в составе корсиканцев.
Несмотря на то, что в прессе появились слухи, что один фанатов готов продать дом со всем его содержимым, включая жену и двоих детей в возрасте 9 и 14 лет, чтобы сохранить Очоа в команде, очевидно, что мексиканец продолжит карьеру в более амбициозном клубе. До чемпионата мира фаворитом в гонке за Очоа считался «Марсель». В случае приобретения мексиканца вечная дуэль с ПСЖ приобрела бы дополнительный акцент.
В любом случае, не стоит сомневаться, что сейчас карьера Очоа выйдет на нужную высоту, как бы не закончился этот чемпионат мира для сборной Мексики ведь, наверняка, его девизом так и останутся слова Лео Беенхакера – «Иди и наслаждайся!», которые помогли Гильермо вырываться из залитого деньгами первенства Мексики, подняться после странных решений тренеров и допинговых историй.