«Спартак» без армян
Красно-белые надолго потеряли перенесшего операцию Араса Озбилиса и лишились на полгода своего лучшего бомбардира Юры Мовсисяна. "СЭ" анализирует, как "Спартак" будет строить игру без двух футболистов сборной Армении.
СЛОМАНОЕ – ЗАМЕНИТЬ
Способ номер один, как правило, самый простой. Есть механизм, работающий по прошлогодней тактической схеме 4-3-3, а две его детали требуют ремонта. Отсоединяем их и ставим схожие по модельным характеристикам. Благо, в коробке с красно-белым конструктором таковых хватает. Лукаса Барриоса условно вынесем за скобки. Парагваец рвется в милый его сердцу чилийский "Коло-Коло". "Спартак" навстречу пока не идет. Вроде бы понятно, что насильно мил не будешь, а в прошлом сезоне Барриос, мягко говоря, не убедил, но после потери Мовсисяна каждая деталь на счету. В Сантьяго Лукас отправится только в том случае, если ему будет найдена замена. Уорис же, несмотря на свои французские подвиги, для России все еще кот в мешке.
Когда команда играет первым номером и вынуждена вести позиционное нападение, скорость ганского форварда нивелируется, а о свободных зонах приходится только мечтать. По своим характеристикам Маджид скорее крайний нападающий, чем ярко выраженный центрфорвард. Вот и получается, что альтернативы вернувшемуся в "Спартак" Артему Дзюбе на данный момент нет. В схемы Валерия Карпина он не вписывался, тогда как Мурат Якин может найти ему применение. Как благодаря собственному свежему взгляду, так и за счет положительного опыта работы в "Базеле" с Марко Штреллером. 196-сантиметровый капитан чемпионов Швейцарии похож на Дзюбу и фактурой, и манерой игры.
Что касается альтернатив Озбилису, то здесь у тренерского штаба выбор чуть шире. Для двух игроков – Эберта и Кирилла Комбарова – правый фланг, как родная стихия. Однако последний давно появляется на поле лишь по большим праздникам и утратил игровой тонус, а немец за несколько месяцев пребывания в России в своей необходимости не убедил. Может, беседы с тренером на родном языке сумеют его вдохновить? Третий вариант – Яковлев. Привычнее видеть его на левой бровке, но все навыки для игры справа у него имеются. В отличие опять же от регулярной практики. Якину придется поломать голову, дабы вдохнуть в вышеозвученное трио новую жизнь. Или, как и в случае с нападением, клубу придется выходить на рынок. Что касается Билялетдинова, то Унаи Эмери небезуспешно использовал его справа, вот только Динияр может покинуть "Спартак" и отправиться в Англию.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
Между схемами 4-3-3 и 4-5-1 на самом деле не так много разницы. Второй вариант предполагает лишь наличие на бровке классических полузащитников и, соответственно, чуть меньшие объемы черновой работы у опорных хавбеков. Модная же сейчас расстановка 5-4-1 – это уже совсем другой разговор. В спартаковском случае такая схема позволит компенсировать проблемы на правом фланге за счет исполнителя с отличным от Озбилиса амплуа. "Спартак" данный вариант уже пробовал по ходу прошлого сезона, и Паршивлюк на своей бровке в несколько измененной роли смотрелся весьма органично. По большому счету, на этой позиции могут сыграть и К. Комбаров, и превратившийся в центрального защитника Макеев.
Другая альтернатива прежним рецептам – использование двух нападающих. Сочетание Дзюба – Уорис выглядит как минимум интересным. Артем в состоянии цепляться за верховые мячи и стягивать на себя внимание защитников, освобождая столь любимые ганским легионером свободные зоны. Одновременное же использование башен-близнецов в лице Дзюбы и Барриоса кажется оправданным на коротких игровых отрезках, когда надо отыгрываться, а банальный навал может оказаться полезнее комбинационных кружев. При двух форвардах общая схема игры так же может различаться от 3-5-2 до классических 4-4-2 или модной сейчас 5-3-2. Ее на мировом первенстве небезуспешно используют Коста-Рика и Мексика, а в Европе именно так не один год играет "Ювентус". Показательно, что у туринцев всю левую бровку контролирует номинальный полузащитник Асамоа, а правую – защитник Лихштайнер.
Вот только Кариока - такой кариока...