5 главных тактических трендов чемпионата мира
Схемы с 3 защитниками, эффективные замены, возросшая роль фланговых игроков и другие тактические тенденции ЧМ-2014 – в обзоре блога Hello.
Доминирование схем с 3 центральными защитниками
Ничто не отражает степень превосходства схем с 3 центральными защитниками на этом ЧМ лучше, чем сенсационные победы над действующим чемпионом мира. Свергнувшие испанцев Голландия и Чили чаще всего использовали сочетание, близкое к 3-4-1-2. На этом впрочем успешное эксплуатирование данного типа построений не заканчивается. 3-5-2 гарантировали успех Мексике, а формация 5-4-1 позволила Коста-Рике стать главной сенсацией турнира.
На самом деле лишь одна сборная из тех, что хотя бы раз использовали формацию с 3 центрдефами, не прошла в плей-офф – сборная Италии. К этой схеме Чезаре Пранделли обратился в неудачном матче заключительного тура против Уругвая, который, справедливости ради, в той игре тоже использовал схему с 3 защитниками.
Единственной же настоящей неудачей схемы с 3 защитникам на турнире остается попытка Алехандро Сабельи привить 3-5-1-1 Аргентине в игре против Боснии, после которой открытую критику тренера позволил себе даже Лионель Месси. Эксперимент был свернут к перерыву и больше Сабельей не возобновлялся.
Персональная опека в центре полузащиты
Предтурнирная теория гласила, что персональная опека мертва, что современные команды слишком подвижны для персональной опеки, что передавать соперника зонально в таких условиях – единственное верное решение.
Данные тезисы все еще верны по отношению к линии обороны – за исключением сильно рискующих голландцев, никто не отметился регулярной персональной игрой защитников по атакующим игрокам соперника. А вот противостояния в центре поля все чаще и чаще стали разбиваться на ряд персональных дуэлей. Наиболее яркие примеры: Чили – Голландия, Россия – Бельгия, Англия – Уругвай.
Я вижу две причины этой тенденции. Во-первых, у практически всех команд в этой зоне так или иначе оказывается по 3 футболиста. Во-вторых, стремительно набирает популярность концепция активного прессинга в центре поля. Прессинг по конкретному оппоненту, разумеется, более энергозатратен, но в то же время, как правило, выглядит более организованным и оказывается эффективным.
Возросшая роль флангов
Количество мощных индивидуальных перфомансов со стороны крайних защитников не может не впечатлять. В явных открытиях турнира уже прописались Рикардо Родригес, Серж Орье и Мигель Лайюн. Яркие подключения в атаку фуллбеков были главной «фишкой» крайне симпатичной сборной Австралии. Ключевую роль в победах Коста-Рики поочередно сыграли Кристиан Гамбоа и Хуниор Диас.
Но, пожалуй, еще большим откровением ЧМ стали менее традиционные способы влияния на игру через фланги. В своем роде уникален пример Голландии и Дэйли Блинда в частности: по сути Луи ван Гал решил использовать игрока, более подходящего по своим качествам для игры в опорной зоне, на фланге для того, чтобы тот получал больше свободного пространства и вел игру команды. Групповой этап Блинд завершил в ранге лидера Голландии по количеству голевых передач и по количеству точных пасов в целом.
Также имеет место тренд, который уместно будет обозвать «эффектом Ди Марии». Аргентинец был, вероятно, самым важным с тактической точки зрения игроком в успешной кампании «Реала». Его роль на поле заключалась в том, чтобы, номинально располагаясь в центре и выполняя соответствующие функции, также регулярно помогать команде создавать численное преимущество на фланге.
Помимо самого Ди Марии, чем-то очень похожим занимается Блез Матюиди в сборной Франции. Такие склонности прослеживаются в игре центральных полузащитников Мексики, Андреса Гуардадо и Эктора Эрреры (первый и вовсе большую часть карьеры провел на фланге и, как Ди Мария, сменил позицию относительно недавно).
И, наконец, наверняка лучший на данный момент игрок турнира Хамес Родригес тоже блистает, не в последнюю очередь благодаря умению умно использовать фланги. Родригес номинально играет в роли под нападающим, но в то же время он чаще, чем кто-либо из его партнеров по сборной Колумбии навешивает в штрафную. В самой важной для колумбийцев игре группового этапа с Кот-д’Ивуаром разница между ним и десяткой соперника Яя Туре бросалась в глаза: именно подвижность и умение Хамеса находить свободные зоны на флангах сыграли ключевую роль.
Эффективность замен
24 гола на этом чемпионате мира были забиты игроками, выходившими на замену – это уже превосходит показатели всех предыдущих ЧМ. Из-за многообразия стилей команд, мотивов тренеров и ситуаций на поле практически невозможно отыскать единую причину этого явления. Тем не менее, можно отметить, что оно является частью глобальной тенденции сверхвысокой результативности на этом турнире.
Вообще трудно избавиться от ощущения, что воздействовать на игру тренерам стало проще (например, из-за жары) или что они стали делать это умнее (например, из-за улучшения глубины составов почти всех команд). Ведь, помимо прямых результативных замен, было немало примеров успешного косвенного изменения хода матчей.
Например, смелые замены Сабри Лямуши, в том числе выход Дидье Дрогба вторым нападающим, помогли Кот-д’Ивуару переломить игру против Японии, хотя мячи забивали игроки, вышедшие в стартовом составе.
Смена схемы и выход Фернандо Гаго в перерыве игры с Боснией буквально преобразили сборную Аргентины.
А сборная Южной Кореи практически сподобилась на камбэк против Алжира после того, как перешла на примитивный стиль игры. Катализатором их активности стал выход Ким Шин Ука – нападающего, который за 30 с лишним минут умудрился выиграть 12 верховых единоборств, что больше, чем у любого другого игрока в одном матче.
Важность фактора непредсказуемости на уровне сборных
Крайне любопытно, что из четырех команд, набравших максимум очков, две (Голландия и Колумбия) из-за травм ключевых исполнителей вынуждены были перед турниром изменить схему и в некоторой степени стиль игры, а еще одна (Аргентина) подходила к турниру без четкого представления о схеме, которую собирается использовать.
Потерявший чрезвычайно важного для своей системы Кевина Стротмана Луи ван Гал сумел удивить мир потрясающим контратакующим футболом и формацией 3-5-2. Хосе Пекерман, приехавший в Бразилию без травмированного Фалькао, перешел с 4-2-2-2 на 4-2-3-1 и оперативно построил команду вокруг Хамеса Родригеса. Еще одна команда (США), сменившая схему прямо перед турниром и еще раз сменившая ее во время ЧМ из-за травмы Алтидора, также выпустила выше ожиданий.
Не лишним будет вспомнить, как по похожему пути в 2010 году прошла Германия – потеряла Михаэля Баллака, но приобрела посвежевший контратакующий стиль. Сейчас тренд проявился еще более ярко. На уровне сборных даже за несколько лет невозможно наиграть схему, настолько же скрупулезно как в клубах, а на таком турнире как ЧМ на подготовку к матчам и изучение соперников отводится относительно немного времени. Как следствие, в большинстве случаев удивить себя и противника, попробовав нечто новое – стоящая авантюра. И ЧМ-2014 тому подтверждение.
Фото: REUTERS/Damir Sagolj, Paulo Whitaker, Yves Herman
ну а в третьем стал центральным защитником и сожрал алексиса санчеса.
Хотя для меня они с Роббеном пока на одном уровне, не могу кого-то из них отдельно выделить
У него больше всех очков в фэнтези