Не руины, а фундамент
Чёрт дёрнул меня побежать в магазин за двадцать минут до начала матча Бельгия - Россия. И на что надеялся? Обычный поход за продуктами меньше получаса никак не отнимает. Знать бы наперёд, что игровое время нашей сборной в итоге исчерпается обязательными тремя матчами - не потерял бы ни минуты. Ведь это такая роскошь - видеть Россию на чемпионате мира.
Если бы история повторилась на этот раз, точно бы себе не простил. Проморгать шикарный гол Кокорина было просто непозволительно. От матча к матчу команда шла к своему, как оказалось пику, который и обозначил этот неберущийся удар головой в девятку. От дрожащих коленей в игре с корейцами, через боль сведённых мышц в бельгийском матче до лихого стартового навала с Алжиром.
Как будто сборная копила энергию для убер-заряда, для этого кратковременного форсажа, израсходовав который все показатели снова упали до нуля. Неужели теперь опять - копить? Да, безусловно. Как минимум до начала отборочного турнира на французское Евро. И непременно увеличивать объём зарядных батарей.
В Бразилии нашей сборной опять повезло с жеребьёвкой, нам достались команды ниже классом. Да, и Бельгия тоже. Хотя, позвольте, что значит – «повезло» и «ниже классом»? Разве пока ещё действующие чемпионы мира не должны были выносить команду Чили? А уругвайцы и итальянцы не обязаны были, согласно своему статусу втоптать костариканцев в газон? В том-то и дело, что чемпионат мира, прежде всего - турнир горячих сердец. А российские сердца заколотились поздновато.
Мария Шарапова, давая недавнее интервью «Спорт-Экспрессу» будто струной от ракетки по живому полоснула: "Когда играешь на Олимпиаде, то понимаешь - другого шанса уже не будет." Понимали ли это наши игроки, особенно те, у кого и правда чемпионат мира в Бразилии - первый и последний в карьере? Таких, как известно, у нас - полсостава. Вряд ли в нашей команде наберётся одиннадцать Гиггзов.
Надо думать, понимали. Во всяком случае, ручаться можно только за самое горячее сердце – Романа Широкова, в отсутствие которого из сборной будто душу вынули. Да только знать и уметь – одно, а применять свои знания и умения – совсем другое. А уж когда обитаешь за железным занавесом Иту, да получаешь осторожные и прагматичные установки от сурового тренера - когда же тут играть сердцем? Того и гляди, гол пропустим.
И, о, ужас! Ведь пропустили! И не раз, и не два, а целых три. Всего три пропущенных гола в трёх играх: разве это не хороший результат, при нынешней-то бразильской голеаде? Результат отличный. Только мы при этом сами забивать забывали. Всё стеснялись, как барышни. Трусливо подсовывали партнёрам мяч, будто он кирпич раскалённый. Вы спросите голландцев, греков, швейцарцев, костариканцев и тех же алжирцев - так ли уж страшно пропускать первыми? Да, приятного мало. А знаете где приятного много? За линией чужих ворот. И в плей-офф.
Мы были готовы простить дону Фабио всё что угодно в обмен на выход из группы. Затворничество сборной, скудный наборчик забитых мячей и даже, прости господи, безвольную бледную игру в стиле оловянных солдатиков. Но результата не последовало. И вот здесь мне совсем не хочется считать зарплату Капелло – этих денег, как и денег потраченных на Олимпиаду большинству из нас и понюхать бы не удалось, даже если бы они никуда и не тратились.
Отсутствие результата – тоже результат. Ведь на чемпионат мира попали? Конечно. Безо всяких мариборских нервяков? Так точно. Ах, вы ещё и в плей-офф захотели? Ну, знаете ли, тогда извольте выбирать – либо с тренером, перелопатившим сборную, привившим долгожданную дисциплину и обеспечившим прямую путёвку на большой турнир, или с тренером, который вызывал исключительно лодырей и кальянщиков, по вашему же выражению.
Смущает, нет, даже скорее – обескураживает и настраивает против Капелло только одно: послесловие дона Фабио. Винить в невыходе России арбитра Чакыра и лазерные указки удел жалких людей, которые слишком слабы, чтобы взять вину на себя. До этой пресс-конференции казалось, что Капелло – антипод подобного человека. Теперь же солидность фигуры итальянского дона рушится внезапно и стремительно, словно карточный домик.
Фото: Getty Images
Если это было эмоциональное временное помешательство от захлестнувшей обиды, Фабио Капелло в скором времени произнесёт новую объяснительную речь, в которой наверняка опровергнет собственные несуразные реплики. Или хотя бы добавит новые, более взвешенные. Если же этого не последует, впору всенародно объявлять итальянца – самодуром.
Как бы то ни было, а нашу команду на чемпионатах мира до Бразилии мы не видели двенадцать лет. И несколько минут Кержакова – весь опыт, который был до игры с Кореей. Теперь багаж знаний и умений пополнен и обновлён. Не сомневайтесь, он ещё пригодится. С Капелло или без.
Так что хотя бы за это стоит сказать итальянцу и нашим игрокам спасибо. Конечно, все расстроились. Многие даже обозлились. Но так бывало и раньше, и, к сожалению, ещё не раз будет. Только помните, что Базель, как говорится, тоже не сразу строился. Наша сборная – не руины, а фундамент. И панически избавляться от Капелло тоже не выход. Роман Трушечкин метко сказал: «До Сочи был Ванкувер». И очень хочется, чтобы и до России была Бразилия. А между ними – Франция.
Фото заголовка: cbssports.com