«Из-за ситуации с деньгами я две ночи не мог спать». Как Гана сошла с ума
Владислав Воронин рассказывает, как игроки сборной Ганы потребовали привезти им 3,5 млн долларов наличными перед самым важным матчем группового этапа ЧМ-2014, а потом поссорились.
Фото: REUTERS/Ueslei Marcelino
Сегодня нет более душераздирающего увлечения, чем боление за сборную Ганы. Когда твоя команда не видит грани разумного и начинает скандалить, становится дико неловко – вот и сейчас в Гане грустит даже самый популярный и позитивный радиоведущий Квами Сефа-Кайи: «События в сборной – это просто невероятная история, которая не поддается никакой логике».
Несколько дней назад казалось, что превзойти скандальные перфомансы Камеруна просто невозможно, но игрокам из сборной Ганы удалось это всего за три дня – и главное, что остросюжетные истории вокруг драк, оскорблений и требований выплатить премиальные происходят в сборной, которая еще не потеряла турнирную мотивацию и вполне может выйти в плей-офф.
Все началось во вторник. Ганские футболисты собрались в круг и решительно заявили представителям федерации, что могут начать бойкотировать тренировки, пока не получат обещанные бонусные выплаты (не за выход на ЧМ-2014, а именно за участие). Вместо планового занятия игроки тут же провели экстренное собрание с участием тренеров и руководителей федерации футбола, которое закончилось обострением скандала: Салли Мунтари в порыве гнева набросился на менеджера сборной Мозеса Арма Паркера и даже успел несколько раз его ударить. Компромисс по денежному вопросу после такого был недостижим.
Тогда в дело вступил президент Ганы Джон Драмани Махама: в среду он лично пообщался с главными активистами из сборной и дал обещание, что до конца дня те получат все требуемые деньги – лишь бы удалось избежать оглушительного позора на чемпионате мира.
Но так просто история с капризами игроков закончиться не могла – когда им предложили моментально отправить деньги на банковские счета, они ответили отказом и потребовали, чтобы вся сумма была доставлена наличными. У федерации футбола, понятное дело, не было 3,5 миллиона долларов «кэшем», поэтому вновь потребовалось вмешательство правительства, которое одолжило федерации нужную сумму.
Чтобы доставить 3,5 миллиона долларов наличными, ганские политики срочно договорились о чартерном рейсе до столицы Бразилии. Коробки с деньгами были оперативно загружены в уютный узкофюзеляжный самолет Bombardier, и игрокам тут же сообщили о выполнении всех требований. Оставалось только ждать прилета ящиков с бонусами.
В это же время в Бразилии начиналась очередная тренировка сборной Ганы – как заметили корреспонденты BBC, пока все игроки радостно пели какую-то народную песню и даже пританцовывали (а повод для радости был), в стороне одиноко стоял хмурый Кевин-Принс Боатенг. Оказывается, несколько дней назад он сцепился с Салли Мунтари, а потом и несколько раз серьезно оскорбил главного тренера Квеси Аппиа. За это его моментально отчислили из сборной – правда, уезжать сразу после тренировки в среду Боатенг отказался. Перед отправлением в Гану он потребовал выдать ему премиальные за выступления на чемпионате мира. Точно так же поступил и отчисленный за нападение на менеджера Мунтари – он тоже дождался, когда в отель привезли наличные, и только на следующее утро уехал из команды.
«Ни один тренер на свете не захочет оказаться в ситуации, когда его игроки требуют выплатить деньги перед важнейшим матчем. Речь идет даже не о бонусах, а о деньгах за выступление на чемпионате, которые предусмотрены абсолютно во всех сборных. Последние две ночи получились для меня бессонными: я просто не мог сомкнуть глаза. Как правило, такие вопросы решаются перед крупными турнирами. Жаль, что я оказался в такой ситуации», – честно описал катастрофическую обстановку в команде главный тренер Квеси Аппиа.
По предварительным оценкам, каждый игрок, попавший в итоговую заявку сборной Ганы, должен получить 100 тысяч долларов. При этом никого не смущает необходимость прятать наличные в Бразилии, а потом и пересекать с ними границу. «Во-первых, чтобы завезти в страну более 3 миллионов долларов, нужны отдельные разрешения от таможни или центрального банка. Но не думаю, что у футбольной сборной будут отнимать деньги или требовать заплатить пошлину и налоги. Есть сведения, что политики договорились сделать все без препятствий», – рассказал топ-менеджер одного из африканских банков.
Отдельный вопрос – зачем футболисты вообще потребовали привезти сумму наличными и как они заставили президента страны принять свои условия.
«Так повелось, что в Гане все оплачивается наличными, люди предпочитают этот вариант банковским переводам. У некоторых игроков даже нет счетов в ганских банках. Наша банковская система вообще отличается от той, к которой привыкли в Европе. Назвать точную сумму, которую получат футболисты, я не могу. Иначе я буду плохим человеком. Если скажу, игроки меня убьют», – попытался объяснить происшествие Аппиа.
– Мы не собирались и не собираемся говорить, что не будем играть без денег. Мы любим свою страну и будем за нее играть, – рассказывал Кристиан Атсу. – Что мы будем делать с наличными? Положим в сумки и закроем их. Потом отправим деньги на свои счета, и все.
Самолет с тремя миллионами долларов приземлился в столице Бразилии в 20.00 по местному времени. Деньги выгружали под присмотром порядка 200 сотрудников правоохранительных органов, так как опасались возможной кражи. Все было как в статусном кино: по дороге от аэропорта до отеля сборной Ганы машину с деньгами сопровождал настоящий конвой, а сверху за этим наблюдала камера телекомпании Globo – выглядело действительно впечатляюще.
Когда деньги наконец добрались до отеля, в одном из номеров оборудовали комнату выдачи премиальных. Игроки заходили туда по одному и забирали толстые пачки наличных: кто-то прятал их в карманах, кто-то гордо нес в руке, а защитник Джон Бойе и вовсе их поцеловал.
Главное для Ганы в этой истории – не закончить как Камерун, для доблестных игроков которого на родине создали трогательный хэштег #немедленновернитенашиденьги. Правда, сейчас шансы Ганы спастись от волны народного гнева более-менее равны нулю.