Укус войны. Почему самые важные матчи на чемпионате мира должны судить только европейцы
Вначале о второстепенном итоге матча Италия-Уругвай. Чемпионат, конечно, мало что потерял в связи с вылетом Италии. Можно было бы по привычке включить заезженную пластинку о том, как Италия долго запрягает, но если запрягла, то потом уж не остановить. Но на пластинке этой, если кто не знает, всего две песенки. Первая, главная, дальше никто не слушает – ода победе Италии на ЧМ-82. Ну и в 94-м на турнире, закончившимся ударом в небо Роберто Баджо, Италия чудом вылезла из группы.
В 2006-м Италия стартовала мощно, уверенно, как и в 70-м, когда Италия первый раз в финале проиграла Бразилии.
Теперь чемпионат целиком проигран тренером Чезаре Пранделли. 9 матчей сыграла Италия с ним в финальной стадии больших турниров. В последнем, против Уругвая им была использована схема 3-5-2. Это то построение, которое Пранделли применил в первом матче против Испании в Польше (1:1) и больше к нему не возвращался. Это символическое совпадение описывает деятельность Пранделли на посту тренера сборной Италии – все его азартные поиски, достижения обернулись ничем, замкнутым кругом, нулем. Так часто в жизни бывает. А вот с достоинством встретить момент, когда все, что ты создавал четыре года, разом обратилось в прах, дано очень немногим.
Об отставке Пранделли обьявил сразу по окончании игры. Что уж там говорить, достойнейший человек тренировал Италию. Но как достоинство человека, благородство его натуры соотносится с результатами его профессиональной деятельности, пока никем не установлено.
Совершенно очевидно, что природное свинство никак не мешает творить человеческим рукам или ногам божественные вещи. Но равно справедливо и то, что сама бурная животная жизнь в человеческой оболочке, никаких успехов не гарантирует.
Взять хотя бы еще один, более глобальный итог матча Италия – Уругвай. Очевидно, что это был последний матч Луиса Суареса в Бразилии. Равно, как и то, что он ни при каких обстоятельствах не получит «Золотой мяч» за 2014 год. Хотя до 18.37 (GMT) 24 июня он, на мой взгляд, довольно крепко держал его в руках. Дяди и тети, вручающие большие премии, – невыносимые моралисты.
По мне, поступок Суареса – самое интересное, что случилось на поле. Зубы Суареса метафорически отметили безобразную серьезность этого действа. В этом укусе, кроме того, есть какая-то бессознательная честность. Укус Суареса – комментарий по поводу главного события матча, – события, тысякратно более безобразного, чем отметины на плече Джорджо Кьеллини – удаления Клаудио Маркизио. Судья наш – видите, нам все позволено.
Сколь бы это ни выглядело тошнотворно, но Италия до 59-й минуты довольно надежно тянула кота за хвост. Игры к этому моменту на поле было ноль – одни стыки. Как электрические разряды. Ровно таким, рутинным для этой игры было нарушение Маркизио.
Мексиканский судья Родригес находился в 10 метрах от эпизода. И это, повторюсь, был заурядный эпизод – там не было симуляции, Маркизио никак не маскировался. Маркизио вообще не носит никаких масок. Это игрок-рыцарь. Он всегда идет в бой с открытым забралом. Вся дискуссия вокруг этого эпизода могла сводиться только к тому, показывать Маркизио желтую карточку или нет. Конечно, стоило показать.
Судья выбрал красный цвет. Судья совершил поступок. Действие, вокруг которого не может быть никакого спора. В поступке – человек как он есть. Поэтому мы вполне можем уверенно говорить о том, кто такой судья Морено Родригес из Мексики и что он своим поступком хотел сказать миру.
Морено Родригес – это сознание Латинской Америки и ее подсозание одновременно. Проблема этой цивилизации в том, что границы нет – подсознание оно же и сознание. Это шумный, грязноватый и необычайно бестолково устроенный мир. Хотя, конечно, некоторым возвышенным бледнолицым путешественникам он видится самым чистым из миров. Кто виноват, во всей этой бестолочи, в том, что мы бегаем по кругу, меняем правительства, анархические демократии на хунты и обратно, и чтобы мы ни меняли, от этого только хуже? Кто виноват, что самые главные наркокартели мира гнездятся у нас? Кто виноват, что на окраине больших городов жизнь стоит полтора песо и столько же – любой кусок живой женской плоти?
Ну, конечно же, виноваты богатые и чистенькие страны. Это они не дают нам подняться. Это они порабощают нашу экономику и совращают наших мадонн. Бытие определяет сознание. В этих краях до сих пор необыкновенный спрос на марксизм – а че париться, хорошо, когда за все можно спросить с американского/европейского буржуя. Сиди себе в тени кафе и рассуждай о международном положении. Только футбол этого дела интереснее. Хотя это легко совмещается. Футбол для Латинской Америки – первейшая и, по сути, единственная возможность поквитаться с мировым злом.
И кем бы ты ни был – адвокатом, дантистом или даже протестантским священником, как Морено Родригес – ты все равно вырос под этот бубнеж загорелых мужчин, утомленных солнцем. И дед твой в это кафе ходил, и отец, и ты сам в нем окажешься. Этот конспирологический треп возникнет в твой голове в самый неподходящий момент, как самая безобразная эстрадная песенка во время похорон матери.
Вот и возникло – своим помог Морено. Чисто по-человечески помог. Потому что если своим не помочь, их тут же враги затопчут. Никакой другой – политической, экономической, заговорщицкой связи между Мексикой и Уругваем быть не может. Забавно, что страна, которая является едва ли не худшим воплощением дурного духа Латинской Америки, едва ли не злобной карикатурой на нее, помогла стране, которая по всем показателям, какой ни возьми – справедливость распределения ВВП или количество насильственных смертей на душу населения – является ее почти противоположностью, – скорее, частью Европы, чем Латинской Америки.
В общем, все это скверно. Всю жизнь мечтал заниматься вскрытием головного мозга Морено Родригеса, изучать подсознание Латинской Америки, разглядывать эти сопли, козявки третьего мира.
Все это очень портит чемпионат мира, особенно сейчас, когда есть, что посмотреть и что обсудить. Поступок судьи Родригеса в матче Италия-Уругвай – это идеальный повод, чтобы закрыть эту историю о противостоянии цивилизации Первого и Третьего мира, выкинуть всю эту вечную белиберду, которую так обожают городить голодранцы всех стран в связи с футболом.
Неизличимая эта, казалось, проблема решается одним простым, но мощным усилием. Просто все самые важные матчи чемпионата мира должны судить европейцы. Потому что они выросли там, где разговоры о тайных механизмах управления миром принято встречать со сдержанной улыбкой, терпимо, как появление в кафе транссексуала. Конспирологи такие же цветы жизни, как и трансухи.
Во всяком случае, вероятность того, что Говард Уэбб или Никола Риццоли выросли под разговоры о том, что латиносы и черномазые наступают, надо их остановить, иначе они сожрут нас, не очень высока. В Говарда Уэбба, кстати, и третий мир верует. Но поскольку Уэбба, Риццоли и Брыха на все матчи не хватит, ФИФА должна придумать обоснование этого произвола. Это может быть рейтинг арбитров. Публичный и прозрачный, как рейтинг сборных. Пусть латиноамериканцы судят чемпионат Европы, а африканцы – хотя бы некоторые отборочные матчи. Отсудил хорошо – добавилось баллов. Сьездил в Европу несколько раз, отсудил – перестал перед сном читать «Капитал».
Нужно покончить с региональными квотами. Потому что получается в высшей степени двусмысленно. С одной стороны – no to racism, а с другой – полная поддержка концепции войны миров в условиях абсолютной региональной обособленности. Но сейчас в связи с актом панамериканской солидарности Морено Родригеса необходимо перевести чемпионат на чрезвычайное положение. Потому что в плей-офф судьи-смертиники с континента Че и Боливара тем более себя захотят проявить. Там, в Латинской Америке любят выражение «международный жандарм», применяя его в политике к Америке. В футболе на Европу нужно возложить именно жандармские функции. Ну просто исходя из того, что все лучшие игроки мира играют здесь и наши судьи лучше знают привычки Суареса. Ну просто потому, что Лига чемпионов – это турнир, где на кону стоят сотни миллионов евро, репутация богатейших семейств мира, а о судьях и закулисье в связи с этим турниром не говорят. Если только где-нибудь в Черногории, где я сейчас нахожусь. Зайдите здесь в любое кафе и вам за минуту обьяснят, как устроен этот мир, и какой мировой конфессии выгодна победа «Айтнтрахта» Брауншвейг над «Фрайбургом».
Ну просто потому, что на этом континенте не принято сваливать с больной головы на здоровую. Италия потрясена разбойничеством судьи Родригеса. Но НИКТО не называет его первой причиной преждевременного исчезновения сборной из Бразилии. Хотя формально это так. Представьте себе, что бы творилось в Уругвае – цивилизованнейшей латиноамериканской стране, – если бы европейский судья так удалил их игрока. Про Мексику не говорю – там бы повесили на центральной площади посла Италии.
В общем, мы думали, что мы на празднике. Рот раскрыли от удовольствия и восхищения этим мировым карнавалом в Бразилии. Но нет, Морено Родригес со всей строгостью протестантского священника напомнил нам, что футбол – это не баловство, а война миров.
Мы поняли ваш сигнал, Морено Родригес. Ну что ж, на войне как на войне. Вы как хотите, ребята, но я, пока ФИФА еще не ввела прозрачный рейтинг арбитров, до последней минуты финального матча записываюсь в оголтелые еврошовинисты.
Вперед цивилизация Гомера, Шекспира, Микеланжело и Толстого! Вперед, великодушные, совестливые покорители мира, держатели его равновесия! Вперед, во славу Священного Континента, колыбели и реликвария всего самого разумного, доброго и вечного, что есть на земле.
Ребята, парни из российской сборной, вдохновляйтесь подвигом скромных эллинов, православных братьев наших! Смыкайте ряды! Россия – Европа.
Доктор Пранделли. Почему Италия заслужила то, что получила
План Луиса Суареса. Почему уругваец будет кусать людей до конца жизни
Фото: Fotobank/Getty Images/Matthias Hangst; REUTERS/Yves Herman
Европейский футбол похоже сильно развратили огромные деньги.
У статьи по сути два утверждения. Первое, один латинос помог другим латиносам. Своим так сказать. Тогда у меня вопрос. Почему чилиец не поставил чистый пенальти для Коста-Рики в ворота итальянцев? Почему колумбийцы отняли два гола Мексики в матче против Камеруна?
Второе утверждение, хорошие судьи только в Европе. Тут как бы тоже много но. Примеров скверного судейства европейцев тьма тьмущая, но возьмем только этот ЧМ. Европейцы ошибаютс не реже всех остальных.
Например: португалец Проэнса не поставил чистый пенальти в ворота японцев в матче с Колумбией. Итальянец Риццоли наоборот поставил мягко говоря спорный пенальти испанцам в ворота голландцев. Очень спорные решения и на счету серба Мажича. Это и непоставленный пенальти в ворота аргентинцев с Ираном и не самое однозначное удаление Пепе. На счету бригады Бриха непоставленный пенальти на Канунникове (настаиваю, что он там был), да и второй гол Коста-Рики в ворота Уругвая вроде как забит из офсайда. Это только то, что вспомнилось.
Резюмируя, не то чтобы нельзя, свобода слова как никак, но в любом случае писать столь провокационные и противоречащие фактам статьи писать не то чтобы хорошая идея. Даже блоггер должен стараться быть объективным.
З.Ы. Ну и да. Не знаю за кого буду болеть в матче Колумбия-Уругвай. Обе команды симпатичны. Но если уругвайцы пройдут дальше, надеюсь Суарес сыграет. А дисквалифицируют его только на один матч. Каким бы диким укус не казался, он едва ли опаснее (вреднее, неспортивнее), чем, например, подкат который приводит или может привести к тяжелой травме, за которые зачастую одним матчем дисква ограничивается. А то что рецидив, не помню такого случая, чтобы это учитывалось при вынесении наказания на ЧМ и не вижу причин для того, чтобы это понятие было использовано только в отношении Суареса.
Апофеоз заблуждения.