7 мин.

Он всё видит

Василий Уткин о том, почему Фабио Капелло – лучший тренер нашей сборной со времен Лобановского.

Капелло едет на свой второй чемпионат мира и, наверное, поедет на третий. Честно говоря, я давно запутался, подписал ли он новый контракт о продолжении работы со сборной России или это пока стадия, когда уже договорились, все прекрасно, остались технические подробности бла-бла-бла, но подписи как таковой еще нет и, значит, дело не закончено. Это всегда очень трудно понять — что ж тянуть-то, ради чего… Но я поймал себя на том, что ни один тренер сборной никогда не внушал мне такого доверия. Ну, может быть, только Лобановский в 1986 году, но я тогда был маленький совсем и вообще думал, что сборная моей страны может стать чемпионом мира прямо сейчас. Это же так естественно — быть чемпионом мира!

Вот с Хиддинком отношения были совсем другие. И я не имею в виду даже то, что я очень экстравагантно с ним познакомился — в день его шестидесятилетия. И Хиддинк стал, между прочим, первым тренером сборной, с которым я пил водку. В самый первый вечер. Причем по-европейски — теп­лую, маленькими глотками; в Европе принято, они считают водку дижестивом… Представляете, какая история! Самому не верится. Кстати, с Капелло я даже не знаком, как-то случая не было, и до водки у нас, я уверен, точно не дойдет.

Хиддинк — это было в первую очередь приключение. Тогда, в 2006-м, не верилось даже в то, что тренер такого масштаба может приехать и работать в России. За его первую команду, которая уезжала на Евро-2008, было страшновато, за нее переживалось, она нам ничего не обещала и не гарантировала. И даже потом, после бронзы, в отборе на чемпионат мира тоже было страшновато — как можно быть уверенным, когда ты Россия, а соперник у тебя — Германия? С немцами и в самые лучшие годы нам дико не везло.

В Дике Адвокате я был бы уверен, если бы он в моем подъезде консьержем работал. Потому что так он работал с моей сборной — по-идиотски, и это было ясно с самого начала. И потому что не выдерживал никакого сравнения с Гусом.

А вот сейчас Капелло представляется мне абсолютно главной фигурой сборной, ее опорой и надеждой. Мне в последнее время часто приходится отвечать на вопрос о шансах сборной России, и хотя вы надо мной, может быть, даже посмеетесь, но я уверен, что из группы выйдем легко и свободно, может быть, даже с первого места. Природа уверенности очень проста: чемпионат мира по футболу в первую очередь является чемпионатом мира по подготовке к чемпионату мира — я ясно выразился? Все команды в совершенно одинаковых условиях: у них поровну времени на подготовку, у них одни и те же проблемы — восстановление после длинного сезона, адаптация к незнакомой стране со своим климатом и заморочками, обретение наилучшей формы и поддержание ее на протяжении месяца. Дистанция при этом настолько короткая, что не сыграет ни длинная скамейка, ни опыт. Накоротке легко дерзить смелому. Наконец, можно предстать в совершенно новом виде, которого никто не ждет, — за месяц можно разучить почти любой тактический фокус! А раз так (а все именно так), то чемпионат мира — абсолютно тренерский турнир.

А у нас лучший в мире тренер. Наверняка и еще кого-то можно так назвать, но Капелло, в частности, можно. И в этом не будет сильного преувеличения. Например, Марк Вильмотс из Бельгии по сравнению с Капелло — ну, при всем к нему уважении, дебютант.

Моя уверенность вдобавок зиждется на том, что работа Капелло в эти полтора года была вся как на ладони. Хиддинк хоть и создал в восьмом году совершенно новую команду, игроки которой и сейчас лидеры сборной, но он совершенно не вылезал из Москвы. И ладно, собственно, — но тем не менее. Адвокат вообще не рассматривал возможность вводить в сборную новых игроков и тем окончательно убил в ней конкуренцию. А Капелло не просто всё и всех посмотрел своими глазами, и не по телевизору, и не в песнях и сказках многомудрых помощников, он еще и побывал почти на всех стадионах премьер-лиги, и, может быть, даже не только ее.

Мне страшно хочется узнать. он ездил во все эти поездки потому, что человек порядочный, ну или там совестливый, и щепетильно относится к профессии, — или потому, что ему просто интересно? Он вполне мог бы гулять по Москве подбородком вперед от отеля до Большого театра. Может, доведется спросить его при встрече. Он ведь, судя по всему, тоже юбилей будет в России отмечать; глядишь, выпьем водки, я теперь знаю, как европейцы это делают, — Гус-то научил.

Вообще странно, что кадровая политика Капелло при этом вызывает столько вопросов и деятельного обсуждения. Ну правда — на что уж мне наглости не занимать, но я действительно считаю для себя каким-то запредельно глупым делом обсуждать, кого Капелло берет и почему, а кого нет. Именно потому, что я его видел в трансляциях почти из каждого города России за это время. Этот человек за эти полтора года узнал о российских футболистах больше меня, и при этом он Капелло. Мне очевидно, что я просто чего-то не понимаю в Максиме Канунникове. Что я, видимо, проморгал Павла Могилевца. Ну, жаль. Или вот еще мне жаль, что Фабио Капелло не любит Сергея Паршивлюка так, как люблю его я, и предпочитает Козлова. Ну что поделать, все это факты моей биографии, и я с интересом жду, что узнаю обо всех этих футболистах в самое ближайшее время.

Я был скептиком, когда только начались разговоры о том, что дон Фабио станет новым главным в нашей сборной. Во-первых, вся суперуспешная карьера Капелло проходила в условиях, когда он мог пригласить в свою команду практически любого нужного ему игрока со всего мира. Сами понимаете, ситуация совсем не похожа на работу в сборной России, да? И во-вторых, я думал, что он будет сиднем сидеть в Москве. Не ездить. Оказалось, что первое неважно, а второе неправда.

И еще оказалось, что наша сборная может провести отборочный турнир практически безошибочно. А это был единственно возможный ключ к прохождению квалификации. Потому что португальцы, при всей своей силе, ребята заполошные, такими были и останутся. Поэтому они всегда попадают в стыки — без чужой подсказки найдут где ошибиться. В общем, фокус был совсем не в том, чтобы победить их в очной борьбе, это нормально — обменяться победами. Надо было все свое забрать с собой; ну, поскользнулись раз в Северной Ирландии (кстати, единственный официальный матч за сборную суперфорварда Дзюбы) — ну так разок-то можно.

Хиддинк, кстати, точно так же провел отбор к чемпионату-2010. Но там в соперниках у нас были немцы. Они и сами аккуратисты. И ключом к победе в группе были именно очные матчи, а немцы нас почти всегда, как уже упоминалось, бьют. Не повезло немножко…

Зато Капелло пока страшно удачлив. С его сборной, в сущности, был только один скандал, да и то не совсем чтобы, — это, конечно, игнорирование Артема из «Ростова». Меня страшно забавляет, что футболист, который никогда не был в сборной два раза подряд, рассматривается общественным мнением как верный кандидат на поездку в Бразилию. А еще очень мило, что в качестве аргумента все время возникает его лучшее бомбардирство в чемпионате России. Это дело хорошее — но голов-то все же не 30. Кто-то всегда бывает лучшим бомбардиром. В «Анжи», например, в этом году их было шесть, в том числе Это’О, Епуряну и Федор Смолов, все забили по два.

Вот у Смолова есть причины расстраиваться: его вызывали постоянно, и, между прочим, Смолов всегда забивал, выходя в стартовом составе, причем в первые 10 минут! Кто он, как не супербомбардир, в таком случае? Ведь статистика, а? Но просто это было только два раза. И в двух товарищеских матчах. А звучит очень красиво!

Зато история про «Дзюбу, которого не взяли» обошла все газеты, а спортивные плясали от нее аж целую неделю. Что стало большой удачей: в эти дни крайне мало говорилось собственно о сборной, к ней никто не приставал. Она обыденно потела на тренировках, причем даже не в каком-нибудь живописном месте на швейцарской границе, куда были бы отправлены лучшие репортеры и слали бы красивые репортажи с фотографиями, а на стадионе «Торпедо», где красивую фотографию не сделаешь. Дзюба невольно стал для сборной отвлекающим маневром и тем самым позволил ей готовиться в абсолютном покое.

Между прочим, похожая история получилось со сборной Испании в 2008-м, когда Арагонес не брал в коман­­ду Рауля. Пресса обсуждала только это, и под этим зонтиком команда не чувствовала чрезмерного давления.

Капелло осталось спокойно сделать свое дело. На выходе из группы, когда — или если — он случится, нас ждет, скорее всего, или Германия, или Португалия. Оценивать шансы в матче с немцами просто глупо — только если сильно повезет. Португалия в финальном турнире и Португалия в отборе — две разные команды; она четыре последних больших турнира проигрывала в плей-офф только будущим финалистам.

То есть вы понимаете — если попасть на Португалию и ее пройти, придется идти до финала. Я это так понимаю. И почти не шучу.