Я знаю одно слово из трех букв...
Доброго времени суток, ценители хорошей музыки.Пару месяцев назад я открыл для себя этот замечательный бложик, читал, проникался и дошел до того, что сидящий внутри меня графоман в ультимативной форме потребовал стать одним из авторов, так что у меня сегодня дебют, если что не так, ругайте этого несносного писаку, я ему обязательно все передам, да еще и приукрашу.
Пост будет о хокейной команде с берегов Невы музыке, которую любим мы, да, речь идет о стиле "ска". Начнем с названия. Хотя Советский Союз очень любил товарищей из Карибского бассейна, клубов Красной Армии на Ямайке не организовывал, видимо, опасаясь еще одного кризиса. Версий происхождения слова "ска" много, однако самой рутсовой считается версия, что звук "ска" похож на звук гитары, который она издает играя эту музыку. Нет, на гитаре также играют руками и струнами, но вот ритм в "ска" необычный, основной удар приходится не на сильную долю, как этому нас учили еще в Венской классической школе, а на слабую (синкопированный, подсказывает персонаж моих детских кошмаров - учитель по кларнету), что и создает особое и хорошо узнаваемое звучание.
Зародилась эта музыка в 50-х годах прошлого века на основе джаза, блюза, латинских сальс и местных напевов. Основными слушателями этой музыки первоначально были местные парни, которые после тяжелого трудового дня, проведенного за отъемом дензнаков у народонаселения шли отдохнуть на танцпол. Парней тех уважительно звали "руд бои", и были они настолько крутые, что это словосочетание можно встретить в песнях даже современных ска-групп.
Вот, кстати, удивительное дело, всем новым веяниям в музыке дорогу прокладывают либо подозрительно выглядящие подростки, либо же криминальные элементы. С первым спорить сложно, но вот насчет второго мне могут возразить, дескать, это частный случай. А я в ответ напомню, кто был основным слушателем джаза в эпоху "Сухого закона", а если и это не убедит, тогда предложу найти караоке, где ни разу за вечер не споют "Владимирский Централ" и "Рюмка водки на столе". И да, если это кому-тоэто удастся, пусть он бежит за спичками и солью, потому что земля таки налетела на небесную ось.
Но, вернемся к нашим грубым парням. Под новый стиль музыки был придуман и новый танец и даже слоган Do the SKA!, соединяющий в себе все вышеперечисленное. Танец описывать не буду, это стоит видеть, скажу лишь, что первый мой просмотр вызвал смешанные чувства, как дикий смех, так и ощущение в некоторых моментах, что я наблюдаю какое-то непотребство, но танец страшно как зажигательный, не буду вас больше мучить, смотрим наш первый номер
Byron Lee & The the Dragonaires - Jamaica Ska
Продолжаем наш исторический экскурс.В 50-е годы в машиностроительной отрасли Ямайки произошел невиданной силы коллапс, а все потому, что увеличилось поголовье поросят Петров, которые прихватив из родного Кингстона трактор, уплывали да не куда-нибудь, а в Британию.
Главными причинами массовой эмиграции стало лояльное на тот момент британское законодательство и мощный послевоенный экономический подъем в метрополии. До 1962 года Ямайка была частью Британской империи и островитяне являлись такими же подданными королевы, что кокни, скаузеры и прочие валлийцы, поэтому могли свободно въезжать и селиться в старушке Англии.
Экономический подъем породил небывалые объемы строительства по всей стране, появилось много мест для неквалифицированной рабочей силы, москвичи, думаю, меня поймут. Естественно, рудбои не могли оставаться в стороне от общественности и многие из них решили, что в Британии дорога к успеху гораздо короче и легче, в связи с чем немедленно понаехали в метрополию, прихватив за собой свою любимую музыку. Не знаю, танцевали ли рудбои ска на площадах и катались ли на заниженных приорах, но через некоторое время новая незнакомая музыка с Ямайки стала набирать поклонников среди потомков англо-саксов. Для ямайских музыкантов даже создали свой лейбл Blue Beat, именно это время принято называть рассветом первой волны ска.
У музыки появилась устойчивая группа поклонников, как правило молодых парней из рабочих кварталов, чуть позднее они станут известны миру как скинхеды. Да-да, если кто-то не знал, первые скинхеды очень любили карибскую музыку, да и идей о каком-то расовом превосходстве среди них и близко не было, и музыканты стали с удовольствием петь не только о рудбоях, но и новых поклонниках, например Лорел Эйткен. Кто это? Я разве не сказал? Ох, простите.
Лорел Эйткен был обычным ямайским музыкантом и так бы и остался он незамеченным, но в один прекрасный день он понаехал в Лондон и вот тут пошло-поехало. Он становится самым популярным ска-исполнителем, пишет кучу хитов и в конце концов заслуживает звания Крестного отца Ска. Как я уже упоминал, названиями его песен вроде Scinhead можно неплохо порвать шаблон футбольнаму хулегану-неофиту, который одновременно равняется на английских фанатов и на дедушку. Но это все семечки, по сравнению с тем, какую ему психологическую травму может нанести наша следующая песня, когда фоннад узнает, кто настоящий автор того, что он так любит орать (а песня, кстати, еще и неофициальный гимн Челси). Прошу любить и жаловать наш второй номер программы
Laurel Aitken - The Zigger Zagger Song
Отгремели 50-е, в 60-е Британию а потом и весь мир захватила битломания, рок-н-ролл стремительным домкратом обрушился на весь мир, потом начались 70-е, музыкальный мир стал переходить на прогрессивный рок, о ска стали забывать, казалось, что больше громких имен в этом жанре мы не услышим.
В это же время, где-то в центре Британии прозябал промышленный городок Ковентри, который в умах обывателей ассоциировался только с авианалетом. Вот такая безнадежность во все поля. Но это же Англия, здесь чем промышленнее и унылее город, тем громче заявит о себе музыкант оттуда, вон, Кертис не даст соврать.
В 1977 появились они, те, кто возродили ска не только в Англии, но и дали толчок для развития этой музыки во всем мире - The Specials. Эти ребята сделали для культуры ска столько, сколько не сделала вся Ямайка до этого, а может им и не до этого было, там Боб творил, но это отдельная история. Вот за ту огромную кучу черно-белых клеток, которую вы наблюдали в своих городах в середине 2000-х, тоже говорите спасибо им, ведь именно эмблема их лейбла 2Tone в виде стильно одетого человечка в черно-белых тонах стала со временем ассоциироваться со всей культурой ска.
В музыкальном плане The Specials также шагнули вперед. Они практически отказались от духовой секции, что для ска практически немыслимо, оставили лишь рутсовый ритм, добавив к нему элементы панка и зарождавшегося нью-вейва, что создает то самое фирменное "британское" звучание и немыслимый драйв, да что тут говорить, смотрите сами
The Specials - Concrete Jungle
Вот знаете, есть такие песни, которые знают все, но лишь немногие (читателей бложика к ним относятся в первую очередь) смогут вспомнить их название и исполнителя, примеров полно: Pink Floyd - Money, Caesars Palace - Jerk it Out, The Verve - Bitter Sweet Simphony, ну и так далее. Вот одну такую песню я хочу вам презентовать, кто угадает песню сразу после прочтения названия, тому кучу плюсиков в карму
Madness - One Step Beyond
И вот мы пришли к так называемой третьей волне ска. Когда она началась, никто толком не знает, споры ведут виднейшие ученые-музыковеды в дебрях интернета. Лично для меня третья волна началась с 90-х, когда во-первых ска перестало быть внутренним английским продуктом, во-вторых, когда в ска стал активно входить панк, причем не тот панк, как у Clash или Sex Pistols, а так называемый колледжпанк, когда в музыку вроде Blink-182 вошел рваный ритм, и я, не говорю, что это плохо, вполне бодрая музыка получается, ярким примером этого является американская группа Reel Big Fish, которая замечательно перепела известный мотив зарубежной эстрады
Reel Big Fish - Take On Me
Шествие ска по планете дает иногда удивительные результаты. Например в Испании и Италии в ритме ска стали петь исключительно левацкие группы, я вот не знаю, с чем связано, может климат, а может влияние вот этих замечательных парней из Мадрида, которые кстати не раз посещали нашу Родину. Один их концерт в столице я посетил и остался крайне доволен увиденным. Испанские товарищи поют про но пасаран и аста ля виктория семпрэ (эти слова я в совершенстве выучил, слушая их), а вот эта песня про кота Лопеса (какой же интернет без котиков?), который живет на помойке, иногда грабит богатых котов, имеет кучу голодных братьев и сестер, но не сдается и танцует ска
Ska-P - El Gato López
Так, котиков запостил, теперь надо девушку и желательно красивую. Их есть у меня! Да не одна, вот сидел, выбирал и нашел - наша давняя знакомая Гвен Стефани, которая будучи молодой девицей бодро пела под ритмы ска веселые песенки в составе группы No Doubt. Потом какой-то злодей подсунул ей песню Don't speak, она её проникновенно спела своим замечательным голосом, заняла высоты чартов, получила охапку премий и решила, что эти ска и рокстеди ей больше не нужны, а она и сама ого-го. Итог печален, о Гвен уж давно ничего не слышно, и группа развалилась. А ведь когда-то Гвен залы на уши ставила, говоря "хто не скаче, тот москаль" своими песнями
NO DOUBT - Different People
Есть у меня в третьей волне одна очень любимая группа, называется она длинно и сложно Streetlight Manifesto. Эти ребята также бывали в России, естественно я не мог не посетить их концерт, впечатлениями остался очень доволен, в первую очередь за отличное умение играть вживую, что я очень ценю в группах. Стоит также отметить, что музыка у них далеко не простая, очень широкая духовая секция, молодцы одним словом, все, похвалил, теперь ваша очередь оценивать
Streetlight Manifesto - A Better Place, A Better Time
Ну и раз разговор зашел о больших духовых секциях, то в последнее время стало популярным движение, когда организуют целые оркестры и называют их в честь городов: New York Ska-Jazz Ensemble, Rotterdam SKA-Jazz Foundation и вот эти замечательные парни
Tokyo Ska Paradise Orchestra - Skaravan
Кстати, у нас есть свои таланты - St.Petersburg Ska-Jazz Review, но о них мы поговорим в следующий раз
troll-face.ru/static/a/2/38/kapitan-amerika-u-vseh-isterika--B6vrEN.gif
https://www.youtube.com/watch?v=j5zKU9t9hDg