Семь лет в «Зените»
12 июня в Бразилии стартует чемпионат мира по футболу-2014. Обойтись без скандалов в ходе подготовки к этому мероприятию не удалось: из-за срыва сроков сдачи стадиона в Сан-Паулу город чуть не лишился права на проведение матча-открытия. «Ъ» решил проверить, как строятся стадионы в России, которая примет следующий чемпионат. Открывает спецпроект «Ъ» «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, ставшая за годы строительства одним из самых дорогих стадионов мира.
Эпопея с футбольной ареной на Крестовском острове Петербурга давно вошла в число историй, по которым можно и нужно изучать правила игры в строительном бизнесе в России. Здесь вам и международный конкурс на архитектурную концепцию, и победивший в нем знаменитый японский архитектор Кисе Курокава, чей проект «космического корабля» на месте старого советского стадиона впоследствии был основательно перекроен российским архитектурным бюро — ГУП «Моспроект-4». Здесь и расторжение со скандалом контракта с первым генподрядчиком строительства — компанией «Авант» — на смену которой пришел «Трансстрой» Олега Дерипаски.
Не обошлось и без форс-мажора: когда чаша арены, на тот момент запланированной как клубный стадион для ФК «Зенит», уже стала вырастать из-под земли, Россия выиграла право принять у себя чемпионат мира по футболу 2018 года. И понеслось: проект «Зенит-Арены» надо было срочно переделывать под требования FIFA, а подрядчику — осуществлять демонтаж уже возведенных конструкций. Как результат: смета по объекту с 6,7 млрд руб. в 2007 году выросла сначала до 23,7 млрд, затем до 33,1 млрд, а впоследствии замерла на отметке 34,9 млрд руб.
Поползли и сроки сдачи стадиона: обещаниям бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко сыграть первый мачт «Зенита» на новом стадионе уже 2009 году так и не суждено было сбыться. Согласно новым планам, «Зенит-Арена», которая в результате всех доработок стала одним из самых дорогих стадионов мира, должна быть достроена в мае 2016 года. “Ъ” побывал на стройплощадке самого ожидаемого стадиона в России и пообщался со всеми участниками этой грандиозной и громкой стройки.
Участники проекта:
Марат Оганесян, вице-губернатор Петербурга по строительству (заказчик)
— Что, на ваш взгляд, было реальной причиной, из-за которой эта стройка превратилась в долгострой?
— Стадион изначально проектировали для проведения игр уровня чемпионата России, как клубный стадион для «Зенита». После того как было принято решение о том, что наш город будет принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году, стадион был перепроектирован в соответствии с требованиями, действовавшими на тот момент. Из регионального спортивного объекта стадион превратился в спортивно-концертную площадку мирового уровня. Естественно, внесение этих и последовавших за ними изменений потребовало фактически остановить строительство. Нормальный темп работы на объекте набрали уже в 2013 году, после принятия губернатором города соответствующих управленческих и кадровых решений. В настоящий момент серьезных проблем на стройке нет. Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, то главное — это островное расположение стадиона. Это не только усложняет сам процесс строительства, но и предъявляет особые требования к инженерной и транспортной инфраструктуре.
— Как вы относитесь к многократному перепроектированию этого стадиона? Каковы основные плюсы и минусы этих изменений?
— На всех объектах, на которых мне приходилось работать, проекты дорабатывались по два, по три раза — не меньше. Обычно перепроектирование делается для приведения объектов в соответствие с нормами, действующими на момент ввода в эксплуатацию. Для бюджетного строительства это проблема, так как выполнять работы по той части проекта, на которую не получено положительное заключение экспертизы, нельзя. Это, кстати, было одним из факторов, тормозивших строительство стадиона. Недавно созданное Министерство строительства знает об этой проблеме и, надеюсь, инициирует внесение необходимых изменений в Градостроительный кодекс.
— Если бы вы изначально были заказчиком проекта, что бы вы изменили в ходе его реализации?
— Можно ответить в духе Столыпина — надо не бояться принимать решения и потом за них отвечать. На самом деле ничего радикально я бы менять не стал. Во-первых, потому, что история не терпит сослагательного наклонения и критика принятых раньше решений стройку нисколько не ускорит. А во-вторых, потому, что большинство проблем, с которыми заказчику в лице комитета по строительству пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, было обусловлено объективными факторами. Объекты такого уровня строятся в среднем шесть лет. Закладка камня в основание нашего стадиона состоялась в 2008 году, то есть при условии сдачи в 2016 году получается восемь лет строительства. С учетом того что в 2010 году, после решения о проведении в России чемпионата мира, по сути, началось новое строительство, получаются те же шесть лет. Срок для объекта такого масштаба приемлемый. В будущем, полагаю, можно подумать о заимствовании опыта Китая, где крупные объекты сначала несколько лет проектируют, а потом строят — быстро, без остановок, без перепроектирования, с четким пониманием сроков и стоимости.
— Почему решено провести еще два конкурса — на достройку арены и введение ее в эксплуатацию — вместо заключения контракта с «Транстроем» на сдачу объекта «под ключ». Когда будут проведены эти конкурсы?
— Один из конкурсов — это входная группа, которую изначально было решено проектировать и строить как отдельный объект. Второй конкурс действительно на достройку стадиона. Он будет проведен в соответствии с российским законодательством после прохождения экспертизы проекта, в который были внесены изменения по новым требованиями FIFA для проведения стыковых матчей и полуфиналов. В основном эти изменения касаются технологического оснащения стадиона и не затрагивают основные конструктивные решения. Конкурсы будут проведены до конца лета.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Виталий Лазуткин, руководитель проекта строительства стадиона «Зенит» компании «Трансстрой» (генподрядчик)
«Мы намерены достроить стадион до конца»
Основные сложности этой стройки связаны с неоднократными изменениями, вносимыми в проектную документацию. Так сложилось исторически, и это были объективно необходимые изменения, продиктованные прежде всего планами проведения на нем чемпионата мира и требованиями FIFA. Нам пришлось проводить большой объем работ по перепланировке помещений, усилению конструкций, ростверка и демонтажу. Изменились вместимость стадиона, угол наклона трибун, были перепроектированы внутренние пространства под трибунами, увеличилось количество выходов, лестниц, лифтов, появился дополнительный ярус для скайбоксов. Отсюда и неминуемые задержки.
Сильные корректировки коснулись и выкатного поля. Изначально планировалось, что оно будет выдвигаться шагающими гидравлическими машинами. Это было громоздкое и технологически несовременное решение, превышающее в цене нынешнее примерно на 20%. На время работы по этой конструкции были приостановлены, когда мы вновь вернулись к вопросу, было решено отказаться от первоначальной идеи в пользу более экономичной и технологичной: теперь поле будет двигаться на пневмоподушке с помощью распределенного электросервопривода. Для обеспечения стандартов FIFA к агрономическим технологиям будет применена система аэрации газона в комплекте с электроподогревом. Мы постарались максимально использовать те конструкции поля, которые уже были собраны. От изготовления и поставки гидроприводов мы отказались.
Наш действующий контракт не предполагает сдачи стадиона под ключ. В его рамках мы должны завершить основные бетонные работы, монтаж металлоконструкций и покрытия стационарной кровли, фасадов, витражей, 50% инженерных сетей и начать внутренние отделочные работы. Но мы намерены достроить стадион до конца и будем участвовать во всех следующих конкурсах.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей Панферов, генеральный директор «КБ ВиПС» (проектировщик)
«В проекте сохранена идея Кисе Курокавы»
Абсолютно уникальным в этом проекте является симбиоз современного высокотехнологичного стадиона и исторического наследия. С одной стороны, сохранена идея предложенная архитектором Кисе Курокавой: динамичный объем чаши арены, выполненной в виде космического корабля. C другой стороны, ее нужно было вписать в исторические параметры снесенного стадиона имени Кирова, который был памятником архитектуры. Поэтому мы сохранили планировочную схему холма, добавив новые архитектурные составляющие: другой объем здания, выкатное поле, пандусы для маломобильных групп населения, технические сооружения и тому подобное. А физкультурные павильоны, лестницы, каскады и фонтан придется отстраивать заново с воссозданием их исторического облика.
Основная цель корректировки проекта, ранее разработанного «Моспроектом-4» на основе концепции Кисе Курокава, - приведение его в соответствие с требованиями FIFA и UEFA. Сложность заключается в том, что, помимо них, стадион должен соответствовать нормам РФ. Кроме того мы должны адаптировать его для проведения концертных мероприятий.
Еще одна сложность и уникальность этого проекта заключается в том, что стадион находится на охраняемой КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – «Ъ») территории Приморского парка Победы. Поэтому все объекты зоны доступа на стадион должны быть бережно вписаны в существующий ландшафт; в качестве примера - в облицовке фасадов применено вертикальное озеленение. Не менее важный вопрос – транспортная доступность арены: планируется проектирование и строительство транспортно-пешеходного моста из Приморского района, а также двух высокоскоростных канатных дорог, ведущих из Приморского района и с Васильевского острова.
Аналогов стадиону «Зенит» в мире совсем немного. Максимально близкими являются лондонский стадион Wembley с раздвижной кровлей вместимостью 90 тыс. посетителей, монреальский Olimpic Stadium Montreal на 60 тыс. человек и Weltins Arena в немецком городе Гелзенкирхен на 62 тыс.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Экспертное мнение
Дмитрий Буш, замгендиректора «ПИ АРЕНА», до марта 2014 года руководитель архитектурно-проектной мастерской № 6 «Моспроекта-4»
«Проект Курокавы можно реализовать только в нескольких странах мира, обладающих исключительными технологическими возможностями»
Первой ошибкой организаторов строительства стадиона можно считать выбор конкурсного проекта, который с огромным трудом и запредельными затратами можно было бы реализовать только в нескольких странах мира, обладающих исключительными технологическими возможностями. Второй ошибкой было назначение заказчиком стадиона не «Газпром» или ФК «Зенит», а комитет по строительству Санкт-Петербурга, который, естественно, начал проводить собственную политику при проведении тендеров на проектирование и строительство стадиона, а также при организации проектных и строительных работ. Заказчик утвердил техзадание, не соответствующее требованиям FIFA, а затем провел тендер на генподрядчика с включением в объем его работ проектирования.
В это время Россия подала заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки заявочной книги заявочный комитет с привлечением наших и иностранных специалистов проанализировал все строящиеся стадионы на предмет соответствия требованиям FIFA. В проекте стадиона «Зенит» было выявлено множество несоответствий этим требованиям по целому ряду параметров — вместимость, видимость, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т. д. Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко было принято решение о перепроектировании стадиона.
Стоимость строительства стадиона «Зенит» действительно превышает большинство аналогов, но объясняется исключительно сложностью объекта. Формально «Зенит-Арена» является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения как соревнований по многим видам спорта, так и концертов при вместимости до 80 тыс. зрителей. Сроки строительства действительно запредельные: идет девятый год строительства. Объясняются эти сроки прежде всего уровнем профессионализма заказчика.
Полную версию интервью читайте по ссылке:kommersant.ru
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Александр Карпов, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» (градозащитник)
«Все эти хаотические решения могут аукнуться непросчитанными последствиями»
Как эксперт по городской среде, я полагаю, что в любом случае эта махина должна работать в сцепке с гостиничным и туристическим бизнесом, а сам по себе такой изолированный проект как стадион никакой пользы городу не принесет. Основная проблема проекта в том, что он не был просчитан по всем урбанистическим параметрам. Объект вообще не был включен в генеральный план города, что в принципе противоречит Градостроительному кодексу, предусматривающему принятие городского закона об объектах регионального значения, которые должны вноситься в генплан. Хотя решения по проектам такого масштаба необходимо принимать именно на уровне генерального плана города, и для них должна быть проработана вся инфраструктура: транспортная, инженерная, социального обслуживания.
Нужно было рассмотреть различные сценарии, оценить принципиальную допустимость такого объекта на этой территории, и в случае положительного решения разработать мастер-план перепланировки Крестовского острова. Но этого сделано не было, и, например, с другим мощным проектом – Западного скоростного диаметра (ЗСД – частично построенная внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге. – «Ъ»), часть которого тоже строится на Крестовском острове, стадион вообще не стыкуется. Хотя ЗСД можно было использовать, обеспечив хотя бы экстренную связь со стадионом на случай наиболее масштабных мероприятий.
И теперь самая большая проблема этого проекта, после неконтролируемой финансовой «ямы» — это отсутствие транспортного обеспечения стадиона. Из-за этого Смольному пришлось срочно менять схему метрополитена и выводить на Крестовский остров две новые станции метро, а поскольку места для них нет – намывать новую территорию в западной оконечности острова, что потребует дополнительных средств, не говоря уже об экологических и градозащитных рисках. Кроме того, пришлось запланировать пешеходный мост в Приморский район, по которому будут прогуливаться фанаты. Поскольку инвесторов для этого проекта нет и не предвидится, похоже, этот мост тоже придется строить за счет городской казны.
Все эти хаотические решения в итоге могут аукнуться непросчитанными последствиями. Например, под угрозой окажутся интересы яхтенного спорта, который традиционно здесь развивался. А если бы все решалось системно и заранее, можно было продумать, например, трамвайную линию для связи Крестовского острова с Васильевским островом, для которой теперь уже нет места.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перенос обещанных сроков строительства и увеличение сметы объектов — одни из основных проблем, с которыми сталкиваются страны, готовящиеся принять у себя то или иное мировое мероприятие. Бразилия, где 12 июня стартует чемпионат мира по футболу-2014, не раз критиковалась как раз за это. В мае прошлого года FIFA даже предупредила власти Сан-Паулу, что город может потерять право на проведение каких-либо матчей чемпионата из-за задержек со строительством нового стадиона Arena Corinthians. В ноябре 2013 года также стало известно, что общая стоимость строительства и реконструкции 12 бразильских стадионов выросла почти на $435 млн.
Помимо «Зенит-Арены» чемпионат мира по футболу-2018 примут еще 11 стадионов: два в Москве («Лужники» и «Открытие Арена»), а также в Казани («Казань Арена»), Екатеринбурге («Центральный»), Саранске («Юбилейный»), Сочи («Фишт»), Ростове-на-Дону («Левбердон»), Калининграде («Арена Балтика»), Нижнем Новгороде («Стрелка»), Волгограде («Победа») и Самаре. Из них готовы пока только два: «Казань Арена», построенная к Универсиаде-2013, и «Фишт» — к Олимпиаде в Сочи.
Ранее анонсировалось, что на строительство и реконструкцию спортивных арен только правительство РФ готово выделить до 100 млрд руб. В апреле 2014 года были определены генподрядчики строительства стадионов: за арены в Нижнем Новгороде и Волгограде ответственной выбрана компания «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, в Самаре и Саранске — ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, в Калининграде и Ростове-на-Дону — Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых, в Екатеринбурге — «Синара-Девелопмент» Дмитрия Пумпянского. Месяцем ранее был определен и генподрядчик реконструкции Большой спортивной арены в московских «Лужниках», которая будет вестись за счет бюджета столицы: им стал подконтрольный мэрии Москвы «Мосинжпроект». Второй столичный стадион, который примет чемпионат мира — «Открытие Арена», за свой счет строит совладелец футбольного клуба «Спартак» и акционер ЛУКОЙЛа Леонид Федун.
Источник: kommersant.ru